Консультация для педагогов «Логоритмика, как опора, связывающая слово, музыку и движение».
консультация

В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое на правление коррекционной работы — логопедическая ритмика, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Логоритмика, как опора, связывающая слово, музыку и движение».

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда.

Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движении, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов.

О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В.М. Бехтеревым. И.М. Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ.

Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

   Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.

   В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое на правление коррекционной работы — логопедическая ритмика, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики, развитие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие обшей тонкой и артикуляционной моторики.

Одним из основных методических средств нашей работы стала логоритмика, задачи которой — развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания и улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель логоритмики: преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

Занятия логоритмикой рекомендуются для работы с детьми всех возрастных групп учреждения дошкольного образования, которые могут проводить музыкальный руководитель, воспитатель или логопед.

Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группой, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.

Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала,

использование знакомых стихотворений и т.п.

Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.

В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели —

формированию правильного звуко-произношения.

Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный

эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мелодии  и ритмодекламацию.

В построении многих занятий использованы сюжеты народных сказок.

Все занятия должны иметь сюжетную основу.

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям.

Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов учреждения дошкольного образования в этом направлении.

Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность детей.

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, под готовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

       10. Логоритмические досуги.

       Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных на стихотворном слове в сопровождении музыки, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топочущим шагом идти по комнате и проговаривать слова:

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

            Осваивать темп музыки легче на простых движениях: хлопках, ударах по бубну, взмахах руками и т.д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате. После того, как медленный шаг освоен, расскажите малышу, что барабан может издавать короткие и быстрые удары. Под них можно бегать, как зайчик.

             Логоритмика полезна всем детям, как имеющим незначительные речевые проблемы, так и детям с правильной речью. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

          Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма  и пантомимической речи.   

Литература

  • Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004.
  • Нищева И.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.'
  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  • Картушина М.Ю. Логоритмика в детском саду. М.,1999.                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Использование логоритмики в детскому саду " область "Музыка"

              «Использование логоритмики     в детском саду  область «Музыка»В последние годы отмечается увеличение количес...

Консультация для педагогов "Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"

Консультация для педагогов ДОУ "Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"....

Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством объединения слова, музыки и движения

Выступление на заседании методического объединения учителей-логопедов и учителей дефектологов...

"Логоритмика как основа сочетания музыки и движения"

Консультация для педагогов "Логоритмика как основа сочетания музыки и движения"...

Консультация для педагогов "Музыкально-театрализованная деятельность на занятиях музыки в детском саду"

Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными в...

Консультация для педагогов "Упражнения для развития способностей координировать движения глаз и фокусировать на предмете"

Упражнения для развития способностей координировать движения глаз и фокусировать на предмете...