Консультация для педагогов «Логоритмика, как опора, связывающая слово, музыку и движение».
консультация
В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое на правление коррекционной работы — логопедическая ритмика, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Логоритмика, как опора, связывающая слово, музыку и движение».
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда.
Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движении, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов.
О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В.М. Бехтеревым. И.М. Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ.
Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.
Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.
В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое на правление коррекционной работы — логопедическая ритмика, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики, развитие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие обшей тонкой и артикуляционной моторики.
Одним из основных методических средств нашей работы стала логоритмика, задачи которой — развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания и улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Цель логоритмики: преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.
Занятия логоритмикой рекомендуются для работы с детьми всех возрастных групп учреждения дошкольного образования, которые могут проводить музыкальный руководитель, воспитатель или логопед.
Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группой, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.
Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала,
использование знакомых стихотворений и т.п.
Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.
В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели —
формированию правильного звуко-произношения.
Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный
эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мелодии и ритмодекламацию.
В построении многих занятий использованы сюжеты народных сказок.
Все занятия должны иметь сюжетную основу.
Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям.
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов учреждения дошкольного образования в этом направлении.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность детей.
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, под готовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных на стихотворном слове в сопровождении музыки, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топочущим шагом идти по комнате и проговаривать слова:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Осваивать темп музыки легче на простых движениях: хлопках, ударах по бубну, взмахах руками и т.д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате. После того, как медленный шаг освоен, расскажите малышу, что барабан может издавать короткие и быстрые удары. Под них можно бегать, как зайчик.
Логоритмика полезна всем детям, как имеющим незначительные речевые проблемы, так и детям с правильной речью. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма и пантомимической речи.
Литература
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004.
- Нищева И.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.'
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
- Картушина М.Ю. Логоритмика в детском саду. М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Использование логоритмики в детскому саду " область "Музыка"
«Использование логоритмики в детском саду область «Музыка»В последние годы отмечается увеличение количес...
Консультация для педагогов "Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"
Консультация для педагогов ДОУ "Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"....
Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством объединения слова, музыки и движения
Выступление на заседании методического объединения учителей-логопедов и учителей дефектологов...
"Логоритмика как основа сочетания музыки и движения"
Консультация для педагогов "Логоритмика как основа сочетания музыки и движения"...
Консультация для педагогов "Музыкально-театрализованная деятельность на занятиях музыки в детском саду"
Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными в...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения...
Консультация для педагогов "Упражнения для развития способностей координировать движения глаз и фокусировать на предмете"
Упражнения для развития способностей координировать движения глаз и фокусировать на предмете...