Я - педагог-наставник
статья
Данная статья раскрывает основные этапы в работе педагога-наставника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_pedagog-nastavnik.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Я – педагог-наставник
В современной школе значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его социальной и профессиональной позиции.
Слова Антона Семеновича Макаренко отражают сущность нашей профессии: «Как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, но, если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом…».
В начале своей педагогической деятельности молодые учителя обычно совершают одни и те же ошибки, из-за чего некоторые из них уходят из школы. Этого можно избежать, если вовремя протянуть им руку помощи, научить их всем «тонкостям» профессии «учитель». Ведь у всех есть теоретические знания, но этого недостаточно, нужна практика. Именно для этого и нужны мы – педагоги-наставники, чтобы помочь молодому специалисту реализовать себя.
Как нельзя лучше роль наставника отражают слова Марка Фабия Квинтилиана: «Что может быть честнее и благороднее, чем научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь»
Главная цель наставника – оказание помощи начинающим педагогам в их профессиональном становлении, в самореализации.
Основными задачами наставника являются:
- Прививать начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности.
- Помочь в процессе адаптации, в усвоении лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении.
- Ускорить профессиональное становление начинающего педагога, развивать самостоятельность в качественном выполнении обязанностей по занимаемой должности.
- Развивать у начинающего педагога потребность в проектировании своего профессионального роста, в совершенствовании профессиональной компетентности.
В работе педагога –наставника несколько этапов:
I этап - адаптации/диагностики.
Социально-психологическая адаптация – принятие молодым педагогом новых норм взаимоотношений и поведения, приспособление к новому социуму.
Профессиональная адаптация – формирование профессиональных навыков, необходимых для исполнения молодым сотрудником своих функциональных обязанностей.
Ценностная адаптация – способность принимать и разделять ценности учреждения, его корпоративную культуру.
На этом этапе выявляются сложности в работе молодых педагогов.
Типичные сложности в работе молодого специалиста:
- методическая неподготовленность (недостаточное владение приемами и методами обучения, неумение выделять цели и задачи урока);
- адаптация в новом коллективе и, самое главное, трудности в общении с учащимися (вопросы дисциплины и порядка на уроке);
- организация взаимодействия с родителями школьников;
- осуществление классного руководства.
На этапе планирования/этапе поддержки рекомендуется проводить разные формы работы:
- консультации,
- беседы,
- разработка памяток и инструкций,
- взаимопосещение уроков и взаимопроверка тетрадей,
- проведение мастер-классов,
- проведение открытых уроков (как наставником, так и наставляемым),
- семинары-практикумы,
- самообразование,
- психологические тренинги,
- творческие лаборатории.
Следующий этап работы «наставник-молодой педагог» - основной – самый сложный и продолжительный:
- работа над темой самообразования;
- методическая работа по формированию профессиональных компетенций молодого специалиста (накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми);
- формирование индивидуального стиля деятельности;
- формирование авторитета среди детей, родителей, коллег.
На последнем этапе - контрольно- оценочном наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. К этому моменту у молодого педагога складывается система работы, имеются собственные разработки. Учитель внедряет в свою работу новые технологии.
Также необходимо помнить основные принципы формирования системы наставничества:
- добровольность,
- системность,
- личный пример наставника,
- доброжелательность и взаимное уважение,
- уважительное отношение к мнению молодого педагога,
- соблюдение прав молодого специалиста.
Хотелось бы остановиться ещё на одном важном аспекте, когда мы говорим о наставничестве.
«Уча других, мы учимся сами», - сказал великий философ Сенека.
Так как наставничество носит характер субъект-субъект, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, стили профессиональной деятельности и т.д.
Наставничество для опытного учителя – это форма самоанализа своей педагогической деятельности, которая помогает стремиться к самосовершенствованию. Наставничество помогает не только увидеть и наметить перспективы в сфере своей педагогической деятельности, но и ощутить свой вклад в профессиональную адаптацию и становление молодых педагогов.
Несомненно, преемственность – это залог качественного образования.
Сегодня актуальными остаются слова Юлия Кима:
Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут.
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога - наставника с молодым специалистом
План работы с молодым специалистом Урекиной С.А.II второй год "Самостоятельный творческий поиск"...
План работы педагога-наставника с молодым специалистом
План работы педагога-наставника с молодым специалистом...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
Приказ - объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"
Приказ Клуб "Наставник"...
Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"
Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"...
Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».
Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...