Консультация для педагогов "Речь педагога"
консультация

Макарова Елена Геннадьевна

Консультация для педагогов "Речь педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_pedagoga.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь педагога»

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.

В практике же воспитатели допускают ошибки при повседневном общения с детьми: воспитатель разговаривает с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно.

Вот один из примеров. “Эти мячи ты взял со старшей группы, отнеси их туда”, — говорит воспитатель детям. Рядом стоящие дети утверждают: “И Нина взяла со старшей группы скакалку”.

Так неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь.

Иногда воспитатель употребляет специально педагогические, непонятные детям термины: “Сейчас будем заниматься дидактическими играми”.

Нередко воспитатель допускает ненужную авторитарность в обращении к детям:

“Вова, я тебя сейчас удалю из группы”. Или: “Люся, мне не нравится, как ты сидишь”.

Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а фиксирует внимание только на себе.

Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

“Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям.

Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например, “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей няни, которая стирает нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь предлог “из” заменяется “со”). ““Не ложь сюда” (вместо “не клади”). “Сложь скатерти и положь их на место”. “Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.

В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде:

“Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается.

Или: “Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. “И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. “Верно, Славик, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница

Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.

Речевой образец воспитателя как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов.

Пример. Воспитательница в старшей группе проводит занятие по рисованию. Она говорит детям: “Сегодня вы будете рисовать две девочки (вместо двух девочек) с санями. Вы все уже знаете, так как недавно рисовали мальчиков. А сейчас мы все повторим, с чего надо начинать». Ребёнок повторяет. Воспитательница подтверждает сказанное ребёнком: “Совершенно правильно, надо рисовать с головы, а потом с плеч, ни в коем случае нельзя рисовать без плеч...”

Затем воспитательница продолжает: “Совершенно верно, туловище надо, а то девочки упадут. Давайте договоримся, какие шубки мы будем рисовать у девочек”.

На занятии в младшей группе воспитатель указывает трёхлетнему ребёнку: “Это говорит о том, что ты не аккуратный” (ребёнок рисует первый раз красками).

Из этих примеров видно, что воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сделать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая.

Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по русскому языку образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.

Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в неразрывной связи с другими приёмами, так, как и вопрос, и пояснение, и указание содержат в себе речевой образец.

Ребёнок младшей группы обращается к воспитательнице: “Завтра было праздник”. “Завтра будет праздник”, — поправляет воспитательница.

В этом примере на образце речи воспитателя ребёнок приобретает умение выражав свою мысль, слышит правильное звукопроизношение.

Навыки точного употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в разговорах с детьми, на образце речи воспитателя.

Вот воспитательница во время прогулки проводит с детьми младшей группы наблюдения за осенними явлениями в природе.

«Дуют сильные ветры», — говорит она. — Стало холодно, идут дожди, на земле лужи. Листья с деревьев опали. В парке стало тихо. Птицы улетают в тёплые края”.

Сопровождая наблюдение детей словом, воспитательница применяет образец в целях уточнения и систематизирования знаний детей.

В этом случае воспитатель использует объяснения как один из приёмов обучения на основе речевого образца.

Применяя образец в обучении детей русскому языку, мы воспитываем у детей культуру слушания, повышаем v них интерес к слову.

Но это может быть осуществлено только тогда, когда воспитательница выразительно, образно сообщает детям материал, опирается на их чувства.

Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Воспитательница проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам.

“Зайчикам надо идти по прямой дорожке, лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее.

Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе по языку.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет- особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

Воспитатель, зная индивидуальные стороны детей, использует при проведении работы тот или иной приём. Как проводится, например, работа с картинкой. После самостоятельного рассматривания картинки и анализа её по вопросам воспитатель даёт детям короткий связный рассказ, не отступая от изображения, рассказывает только о том, что нарисовано на картине.

Образцом может служить литературное произведение

Значение такого образца заключается в том, что дети, повторяя литературное произведение, учатся правильным оборотам речи, более глубоко понимают содержание рассказа.

Образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре.

При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

При проведении этих игр воспитатель даёт словесный образец, которому дети подражают. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни и на занятиях. В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Культура речи педагога".

 Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые ...

Консультация для воспитателей "Педагоги и родители - творческий тандем".

консультация для воспитателей"Педагоги и родители - творческий тандем"....

Темы консультаций дефектолога для педагогов и родителей

Темы консультаций дефектолога для педагогов и родителей...

Консультация "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования"

Конкусультация для педагов дополнительного образования...

Консультация для начинающих педагогов

Тема: «Алгоритм взаимодействия с семьей»...