Консультация для воспитателей средних и старших групп «Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»
консультация

 В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для  воспитателей средних и старших групп

«Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»

Подготовила: Шадрина Марина Ивановна

Учитель-логопед

 В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.  

Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук,  необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребѐнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!

Игра «Найди нужное слово»

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
 
Игра «Что я загадал?»

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.
Игра «Чего не стало?2

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра «Образуй родственные слова»

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.

Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

Игра «Посчитай-ка»

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.  

Игра «Всезнайка»

Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра «Кто больше»

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра «Один — много» «Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».

Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел — ... и др.
 
Игра «Чего много?»

Скажи, чего много?". Например: палуба — ..., малыш — ..., шалаш — ..., желудь — ...и др.
 Игра «Знаешь ли ты?»

Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:

Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи — свекла, баклажан и др.

Игра «Назови ласково словечко»

Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопункты. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звуков с помощь...

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов- это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал произносить изолированно тот или иной...

Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:1) пробудить в ребёнке желание самому активно у...

Консультация для воспитателей: "Игровые приемы в коррекционной работе по автоматизации поставленных звуков"

    При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и с...

Консультация для родителей "Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми...

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов

Краткое описание игровых приёмов, направленных на  автоматизацию звуков...