Пробный вариант ОГЭ по физике
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)
Предварительный просмотр:
№1 Установите соответствие между физическими понятиями и примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
А) физическая величина
Б) единица физической величины
В) физический прибор
ПРИМЕРЫ
1) оптическая ось линзы
2) оптическая сила линзы
3) диоптрия
4) дисперсия
5) оптический микроскоп
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
|
|
|
№2 Установите соответствие между формулами для расчета физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m — масса тела; υ — скорость тела; a — ускорение тела. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФОРМУЛА
А) mυ
Б) ma
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
1) работа силы
2) модуль импульса тела
3) модуль равнодействующей силы
4) давление
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б |
|
|
№3 Вещество в газообразном состоянии
1) имеет собственную форму и собственный объем
2) имеет собственный объем, но не имеет собственной формы
3) не имеет ни собственной формы, ни собственного объема
4) имеет собственную форму, но не имеет собственного объема
№4 Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе два опыта. В первом опыте в большом сосуде с вертикальными стенками, частично заполненном водой, вначале плавал стакан, в котором находился небольшой деревянный шарик (рис. 1). Затем деревянный шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом не изменялся.
Рис. 1
Во втором опыте в стакане, который также плавал вначале в большом сосуде с водой, находился стальной шарик. Затем стальной шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом понижался.
Почему же так происходит? Дело в том, что _________(А) на дно сосуда равна весу воды, стакана и шарика. Представим себе, что мы поставили сосуд (который для простоты можно считать невесомым) с его содержимым на весы. Тогда они покажут вес содержимого, то есть вес воды, стакана и шарика вместе взятых, причем их показания не зависят от того, где находится шарик — в стакане или в сосуде с водой. С другой стороны, весы должны показывать силу, действующую на _________(Б), которая в начальной ситуации определяется только уровнем воды в сосуде.
В случае, когда из стакана перекладывают деревянный шарик, он будет плавать на поверхности воды, и действующая на дно сосуда сила будет, по-прежнему, определяться лишь _________(В). А поскольку сила не меняется, то и уровень воды должен остаться прежним. Иным будет результат в случае, когда шарик стальной. Тяжелый стальной шарик утонет, то есть опустится на дно сосуда. Поэтому полная сила давления будет складываться из силы давления воды и силы давления шарика. Однако полная сила не должна измениться, значит, должна уменьшиться сила давления воды. А это может произойти только в том случае, если уровень воды _________(Г).
Список слов и словосочетаний:
1) сила тяжести
2) дно сосуда
3) боковая поверхность сосуда
4) уровень воды
5) сила давления
6) понизится
7) повысится
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
№5 Чему равен объем рыбы, плавающей в морской воде, если на нее действует выталкивающая сила 10,3 Н? Ответ дайте в кубических метрах без указания единиц измерения. Плотность морской воды равна 1030 кг/м3.
№6
Котенок бежит к плоскому зеркалу З со скоростью V = 0,2 м/с. Само зеркало движется в сторону котенка со скоростью u = 0,05 м/с (см. рис.). С какой скоростью котенок приближается к своему изображению в зеркале? Ответ дайте в метрах в секунду.
№7
Какое количество теплоты выделится при конденсации 2 кг пара, взятого при температуре кипения, и последующего охлаждения воды до 40 °C при нормальном атмосферном давлении? Ответ выразите в килоджоулях.
№8
На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряд противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?
№9 Что показывает амперметр A в цепи, схема которой приведена на рисунке? Ответ приведите в амперах.
№10 Сколько нейтронов содержит ядро изотопа кальция
№11 Газ нагревают в закрытом сосуде. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом.
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Температура газа | Давление газа |
№12 Человек переводит взгляд со страницы книги на облака за окном. Как при этом меняются фокусное расстояние и оптическая сила хрусталика глаза человека?
Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями.
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Фокусное расстояние | Оптическая сила |
№13 На рисунке представлен график зависимости проекции скорости υx от времени t для тела, движущегося по оси Ox.
Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.
1) В момент времени t1 двигалось тело в направлении, противоположном направлению оси Ох.
2) Точка Е соответствует остановке тела.
3) Участок DE соответствует равномерному движению тела.
4) Участок FG соответствует движению тела с максимальным по модулю ускорением.
5) В момент времени t2 тело имело скорость, равную скорости в начальный момент времени.
№14 На рисунке представлен фрагмент Периодической системы химических элементов.
Используя таблицу, из предложенного перечня выберите два верных утверждения. Укажите их номера.
1) В результате бета-распада ядра висмута образуется ядро полония
2) В результате альфа-распада ядра полония образуется ядро радона
3) Ядро ртути-200 содержит 120 протонов
4) Нейтральный атом свинца содержит 82 электрона
5) При захвате ядром золота нейтрона зарядовое число ядра станет равным 80
№15 Ученик провел эксперимент по изучению коэффициента жесткости, растягивая различные проволочки. Результаты экспериментальных измерений первоначальной длины l0, площади поперечного сечения S и вычисленной жесткости он представил в таблице:
| Материал | l0, см | S, мм2 | k, H/см |
1 | сталь | 20 | 0,5 | 5500 |
2 | медь | 40 | 0,3 | 700 |
3 | сталь | 40 | 0,5 | 2750 |
На основании приведенных измерений можно утверждать, что жесткость проволоки зависит от
1) удлинения проволоки
2) материала проволоки
3) первоначальной длины
4) площади поперечного сечения проволоки
№16 Через две тонкие проволоки 1 и 2 равной длины, изготовленные из одинакового материала, течет ток силой 0,5 А. На рисунке изображены два графика зависимости изменения температуры этих проволок от времени. Используя эти графики, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.
1) Поперечное сечение проволоки 1 меньше поперечного сечения проволоки 2.
2) Масса проволоки 1 меньше массы проволоки 2.
3) Сопротивление проволоки 1 меньше сопротивления проволоки 2.
4) Мощность, выделяющаяся в проволоке 1, меньше мощности, выделяющейся в проволоке 2.
5) Температуры плавления проволока 1 достигнет позже, чем проволока 2.
№17 Используя штатив с держателем, пружину № 1 со шкалой (или линейку), динамометр № 2 и груз № 1, соберите установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром. Абсолютная погрешность измерения удлинения пружины составляет ± 2 мм, абсолютная погрешность измерения веса груда равна ± 0,1 Н.
В бланке ответов № 2:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины с учетом абсолютных погрешностей измерений;
4) запишите значение жесткости пружины.
№18 Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
А) открытие явления непрерывного беспорядочного движения
частиц, взвешенных в жидкости или газе
Б) открытие атмосферного давления
ИМЕНА УЧЕНЫХ
1) Архимед
2) Э. Торричелли
3) Б. Паскаль
4) Р. Броун
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б |
|
|
№19 Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.
1. Зеебек обнаружил, что в замкнутой цепи, составленной из двух различных проводников, возникает электрический ток, если места контакта проводников имеют различные температуры.
2. Зеебек обнаружил, что нельзя получить гальванический элемент, если составить замкнутую цепь из одних только проводников первого рода (уголь и металлы).
3. КПД термоэлементов, составленных только из металлических проволок, ничтожно мал из-за малого напряжения, которое они могут создать.
4. КПД термоэлементов, составленных только из металлических проволок, ничтожно мал из-за того, что бóльшая часть теплоты, получаемой горячим контактом, бесполезно рассеивается термоэлементом в окружающую среду.
5. КПД термоэлементов, составленных только из металлических проволок, ничтожно мал из-за того, что бóльшая часть теплоты, получаемой горячим контактом, бесполезно тратится на преодоление сил электростатического отталкивания зарядов, собирающихся в местах контакта проволок.
Рис. 1
Термоэлементы как генераторы тока
Знаменитый итальянский физик Алессандро Вольта в конце 18-го века установил, что в электрической цепи, составленной только из металлических проводников (относящихся к так называемым проводникам первого рода, в которых электрический ток не вызывает химических превращений), электрический ток не возникает. Это верно, однако, только в том случае, если все спаи, то есть места соединения проводников, находятся при одинаковой температуре.
В 1821 году немецкий физик Томас Иоганн Зеебек, проводя опыты с металлическими проводниками, заметил, что в замкнутой цепи, составленной из двух разных металлов, возникает электрический ток всякий раз, когда места контакта проводников имеют различные температуры.
Так, если взять железную проволоку и к ее концам в точках a и b прикрутить по куску медной проволоки, а свободные медные концы присоединить к чувствительному гальванометру, то в полученной замкнутой цепи, тока не будет (рис. 1).
Совсем иная картина будет наблюдаться, если нагреть какое-нибудь место соединения проволок (например, точку a), поднеся к нему горелку (рис. 2). В этом случае амперметр фиксирует в цепи электрический ток, который протекает в
Рис. 2
цепи все то время, пока существует разность температур между точками a и b. Если переместить горелку так, чтобы нагревалась точка b, а точка а оставалась холодной, то амперметр тоже будет показывать ток, но обратного направления.
Описанное явление, открытое Зеебеком, получило название термоэлектричества, а всякую комбинацию разнородных проводников первого рода, образующих замкнутую цепь, называют термоэлементом.
Термоэлемент можно рассматривать как термоэлектрический генератор электрического тока, который, не имея движущихся частей превращает часть тепловой энергии, нагревающей место соединения проволок a, в электрическую энергию; при этом остальная часть теплоты отдается в окружающую среду через контакт b. Опыт показывает, что таким способом можно получить напряжение, не превышающее нескольких милливольт. При этом коэффициент полезного действия (КПД) термоэлементов, составленных из металлических проводников, не превышает 0,5 %. Все дело в том, что из-за большой теплопроводности металлов теплота, переходящая путем теплопроводности от горячего контакта к холодному, значительно больше, чем теплота, которая превращается в электрическую энергию. Кроме того, часть электрической энергии, создаваемой термоэлементом, превращается в теплоту внутри самого же термоэлемента, и она также не может быть использована. Эти бесполезные траты большей части теплоты, передаваемой горячему контакту, настолько велики, что термоэлементы, изготовленные из металлических проволок, совершенно не пригодны как технические генераторы электроэнергии.
Однако если в качестве термоэлементов использовать специально изготовленные полупроводники в контакте с металлами, то создаваемое ими напряжение в десятки раз превышает напряжение, которое создают чисто металлические термоэлементы. Кроме того, КПД полупроводниковых термоэлементов значительно выше. Поэтому полупроводники позволяют решить вопрос о непосредственном получении электроэнергии из тепловой энергии.
№20 Возникнет ли электрический ток в замкнутой электрической цепи, состоящей из трех последовательно спаянных константановых проволок, если один спай нагревать в пламени горелки, а другой спай оставить на воздухе?
№21 Камень лежит на дне сосуда, полностью погруженный в воду (см. рис.). Изменится ли (и если изменится, то как) давление камня на дно, если в воду добавить поваренную соль? Ответ поясните.
№22 Что произойдет с осадкой корабля при переходе его из моря с соленой водой в реку с пресной водой?
№23 Сколько граммов воды можно нагреть на спиртовке на 30 °C, если сжечь в ней 21 грамм спирта? КПД спиртовки (с учетом потерь теплоты) равен 30 %. (Удельная теплота сгорания спирта 2,9·107Дж/кг, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С)).
№24 Затратив количество теплоты Q1 = 1 МДж, из некоторой массы льда, взятого при температуре –t1°C, получили воду при температуре +t1°C. Известно, что часть от затраченного количества теплоты пошла на нагревание воды. Кроме того, известно, что удельная теплоемкость льда в 2 раза меньше удельной теплоемкости воды. Определите количество теплоты Qx, которое пошло на превращение льда в воду.
№25 Кусок олова массой m = 200 г с начальной температурой T0 = 0 °C нагревают в тигле на электроплитке, включенной в сеть постоянного тока с напряжением U = 230 В. Амперметр, включенный последовательно с плиткой, показывает силу тока I = 0,1 А. На рисунке приведен полученный экспериментально график зависимости температуры T олова от времени t. Считая, что вся теплота, поступающая от электроплитки, идет на нагрев олова, определите его удельную теплоемкость в твердом состоянии. Ответ дайте в джоулях на килограмм на градус Цельсия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пробные варианты ЕГЭ по математике
Варианты составлены из заданий открытого банка. Материал отличается от однотипных заданий сборников.Хорошо эти варианты использовать после отработки вариантов из сборников.Очень буду...
Pre-test. Пробные варианты тестов
Возможность подготовиться к контрольной работе не выходя из дома)...
Пробные вариант ЕГЭ по истории 2013 год
Составлен по требованиям на 2013 год. в декабре 2012...
Пробный вариант ЕГЭ по истории 2013 год
Составлен в декабре 2012 по требованиям 2013 года...
Пробный вариант ЕГЭ по истории 2013 год
Выполнен в декабре по требованиям 2013 года...
Пробный вариант ЕГЭ по физике
Тренировочный вариант с ответами для подготовки к ЕГЭ...
Пробный вариант ЕГЭ по физике
Пробный вариант ЕГЭ по физике...