Работа с текстом
презентация к уроку (9 класс)
Для подготовки ОГЭ по русскому языку, задания 2, 3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom.ppt | 754.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они—это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех и пришедшие в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (З)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел прилюдно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящий спор — розыгрыш, сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей, хотя обсуждение было бурным. (6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами, росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил. (8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия — всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, валять дурака, и, чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании. (10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли. (12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги.
(14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами —указательным и средним — легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, которая давно портила жизнь горожан, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь нас обидеть. (18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку учительнице математики, что шла следом. (19)Та смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!» (23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с шести лет. (24) Взрослые нам запрещали курить, но даже мысли подчиниться им у нас не было. (25)Однако, когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (26)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся матом — дело обычное для нас. (27)Иван Васильевич, услышав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке: (28)— Это называется мужская слабость. (29)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи... (30)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильного, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек. (31)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни. (По Е.А. Лаптеву)
«Ловушка» 1. Односоставные предложения В безличных предложениях сказуемое может быть выражено
«Ловушка» 2. Союзные слова который и что в роли подлежащих (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, которая часто грабила горожан , моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку учительнице математики, что шла следом. . (30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни . Подсказка: замените союзные слова теми словами, что за ними «прячутся».
«Ловушка» 3. Инфинитив и его синтаксическая роль
Инфинитив в роли подлежащего Инфинитив, стоящий на первом месте в предложении и заключающий определяемое понятие, о котором высказывается суждение, является подлежащим. Любить книгу – значит познавать мир. инфинитив-подлежащее может занимать и постпозицию, если стоящий в начале предложения второй главный член имеет явное оценочное значение. Тяжелый труд – работать над собой . оценочное значение
Инфинитив в роли подлежащего Если при одном из главных членов есть связка ЭТО , её наличие указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее : Это великое счастье – чувствовать себя свободным . Какое это блаженство – любить тебя!
Если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на –О , перед нами двусоставное предложение с подлежащим - инфинитивом : Ждать его бесполезнО. Перестановка инфинитива на второе место после слова на –О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное : Бесполезно ждать его . Обратите внимание! Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений , независимо от порядка слов : Здесь можно утонуть . Говорить об этом было нельзя . Надо преодолеть себя.
Обратите внимание! При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого , если действия относятся к одному лицу – субъекту действия : Чины людьми даются, а люди могут обмануться . (Грибоедов) Если же действия совершают разные лица , тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена: Командир приказал разведчикам заминировать дорогу: ( Командир приказал, а минировать дорогу будут разведчики) . приказал (что?) заминировать
Инфинитив- дополнение зависит от сказуемых со значением волеизъявления : просить, упрашивать, советовать, запрещать, распоряжаться, велеть, приказать, уговаривать, умолять, требовать, разрешить, рекомендовать и т.п Просил (о чём?) прийти, упрашивал (о чём?) сознаться, советовал (что?) купить, запрещал (что?) купаться, велел (что?) запрягать, приказал (что?) расстрелять, уговаривал (о чём?) приехать, умолял (о чём?) простить, требовал (что?) выполнить, разрешил (что?) поцеловать, рекомендовал (что?) выступить
Инфинитив- обстоятельство зависит от сказуемых со значением движения Полететь, побежать, отвезти, отвести, выгнать, поехать, пойти, полезть, полететь, помчаться, понестись, поплыть, поползти, потащиться, отправиться, отойти, подойти и т.д. Обратите внимание! В некоторых случаях такой инфинитив можно заменить существительным! Мы с Юркой отправились к реке (с какой целью?) порыбачить. Мы с Юркой отправились к реке на рыбалку. Друзья поехали ( полетели, поплыли, отправились ) в Крым (с какой целью?) отдыхать. Друзья поехали ( полетели, поплыли, отправились ) в Крым на отдых.
Инфинитив- определение поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и т.д. Решение (какое?) поехать , страх (какой?) ошибиться , необходимость (какая?) встретиться , желание (какое?) помочь , привычка (какая?) спорить , настроение (какое?) пошутить , мысль (какая?) навестить , приказ (какой?) подчиниться , обещание (какое?) прийти и т.п. Надежда (какая?) найти родителей не оставляла её. Павлом руководило стремление (какое?) выяснить правду. Возможность (какая?) встретить полицаев пугала Рыбака. Желание (какое?) поступить в театральное училище не оставляло Ивана.
Определите синтаксическую роль инфинитива: (З)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел прилюдно надругаться над святыней. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей, хотя обсуждение было бурным. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (24) Взрослые нам запрещали курить , но даже мысли подчиниться им у нас не было. (31)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни.
«Ловушка» 4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей: а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение); б) основная часть (инфинитив) выражает лексическое значение. СГС = вспомогательный глагол + инфинитив Отец начал собираться. Я хочу жить. Я боюсь заболеть.
Алгоритм определения типа сказуемого 1. Найдите грамматическую основу. Поставьте к сказуемому вопрос. 2. Как выражено лексическое и грамматическое значение сказуемого? одним словом в разных словах простое глагольное составное 3. Чем выражена та часть сказуемого, в которой заключено основное лексическое значение? инфинитивом существительным, прилагательным, местоимением, причастием, наречием составное глагольное составное именное
Составное именное сказуемое Вид связки по значению Типичные глаголы Примеры 1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет. Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения. Он был врачом . Он будет врачом . Он врач . Он больной. Он является больным. 2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может. а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ; б) сохранение признака: остаться ; в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ; г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ; д) название признака: зваться, называться, почитаться . Он стал больным . Он остался больным. Он бывал больным каждую осень.Он оказался больным. Он считался больным. Он казался больным. Он является больным . Он слыл больным. Их называли больными. 3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого). а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ; б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ; в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть . Она сидела усталая . Он ушёл сердитый. Он вернулся расстроенный. Он жил отшельником. Он родился счастливым. Он умер героем.
Обратите внимание! 1) Даже если сказуемое состоит из одного слова – имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое; 2) краткие прилагательные и причастия - всегда часть составного именного сказуемого; 3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого; 4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.
«Ловушка» 5. Сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом Ванька давно уже клевал носом. ( клевать носом = засыпать, простое глагольное сказуемое). На уроке математики Сашка, как обычно, ловил ворон . ( ловить ворон = быть невнимательным, рассеянным, составное именное сказуемое ).
Определите типы сказуемых в предложениях текста 2)По её твёрдому убеждению, все они—это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех и пришедшие в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (З)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел прилюдно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящий спор — розыгрыш, сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей, хотя обсуждение было бурным. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, валять дурака, и, чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании. (22)Ты у меня уже совсем большой! (28)— Это называется мужская слабость. (31)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни.
2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. В предложении 1 грамматическая основа – учитель физики Иван Васильевич пришёл. Одна из грамматических основ в предложении 2 – лицо вздрагивало . В предложении 3 грамматическая основа – возвращался . Одна из грамматических основ в предложении 4 – отобрать деньги . В предложении 5 грамматическая основа – учитель переложил . (1)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (2)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли. (3)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (4)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (5)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами —указательным и средним — легонько стукнул главаря по верхней губе.
3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. Предложение 1 нераспространенное. Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы. Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством. Вторая часть сложного предложения 4 представлена односоставным безличным предложением. Предложение 5 простое двусоставное. (1)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (2)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли. (3)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (4)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (5)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами —указательным и средним — легонько стукнул главаря по верхней губе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...