"Как развивать речь ребенка дома?"
консультация

Карнаухова Наталия  Александровна
Ваш ребенок вырос и вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он запомнил, узнал. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но вы заметите, как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_rebenka_doma.docx13.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация   для  родителей

«Как  развивать речь  ребенка дома?»

Ваш ребенок вырос и вы замечаете, как много новых слов и даже целых выражений появилось в его речи, сколько он запомнил, узнал. Вас радует, как живо и разнообразно он стремится выразить свою мысль, в речи стали появляться не только простые, но вы заметите, как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла для знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребенок заменяет местоимениями (он пошел, потом она сказала, он упал), нарушает порядок слов в предложении («Что ли мы пойдем в магазин?») и т.п. Типичны затруднения детей и в употреблении склонений и спряжений, особенно в таких сложных случаях, как хотеть – хотят, ходить – ходят, цыплёнок – цыплята и т.п. уровень развития детей даже одного уровня различен.

Под влиянием взрослых членов семьи дети начинают устанавливать причинно-следственные связи (потому что, оттого что), делать первые обобщения (шапка, шуба, варежки, шарф – всё это зимняя одежда), сравнивать предметы (чем похожи, чем отличаются ложка столовая от чайной, варежки от перчаток).

 Дети часто задают вопросы. Не отмахивайтесь от детских вопросов, не отделывайтесь шуткой «вырастешь – узнаешь» - ответ нужен сегодня. Отвечать надо, и отвечать терпеливо, серьёзно. Не удовлетворяя детских «почему», мы глушим любознательность, не даём поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие.

 В повседневном общении с ребёнком мы обогащаем словарь. Ненавязчиво, без принуждения можем многому научить. Например, можно описать мяч «красный, круглый, большой. Им играют резиновый, скачет по полу». Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. Игры на описание самых разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. Например, «кто больше назовёт», «кто больше скажет о предмете», «что из чего сделано» и др. Требуется не только назвать вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет, его оттенки (небо синее, голубое, тёмно-синее, чёрное).

  Где найти время для занятий с ребёнком?

Проведение такого рода игр загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером в кухне во время приготовления ужина, во время прогулки, одевания, раздевания. Можно загадать ребёнку загадку «Без окон, без дверей, полна горница людей». Почему так говорится, что это за люди, где они живут? Круг таких игр можно расширить.

Например, игра «угадай, что где растет» (в поле, в лесу, в парке, на лугу, в саду, в огороде). Во время прогулки познакомьте ребенка с названием деревьев – сосна, ель, берёза, липа, клён.

Предложите ребёнку: «Спрячься за сосну, а теперь за берёзу». Сравни сосну и берёзу: «Чем похожи, чем отличаются, как одним словом назвать их?». Загадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом», «Белая скатерть всю землю покрыла».

Обратите внимание его на то, что хотя в загадке немного слов, но зато как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится. Приведите пословицы и поговорки. «Чем дальше в лес, тем больше дров». Разучите  потешки, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребенком.