Консультация для специалистов "Рефлексия в процессе коррекционного занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями"
консультация

В содержании консультации раскрывается определение понятия рефлексия, виды, описывается процесс и ее значение для коррекционного урока. Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx25.52 КБ
PDF icon refleksiya.pdf1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для специалистов

Рефлексия в процессе коррекционного занятия с детьми

с интеллектуальными нарушениями

Подготовила учитель-дефектолог Богачева О.В.

Цель: Совершенствование профессиональных компетенций специалистов школы в использовании рефлексии в процессе коррекционного занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

1. Уточнить знания педагогов о рефлексии.

2. Обосновать значение использования рефлексии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

3. Показать приёмы рефлексии в процессе коррекционного занятия.

Практическая значимость:

Понимание специалистами значения развития навыка рефлексивной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Ожидаемые результаты:

 приобретение специалистами представлений о возможности использования рефлексии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями;

 включение рефлексии в коррекционно-развивающие занятия специалистами.

Форма проведения: групповая.

Участники: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, психологи.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, карточки.

1.Вводная часть.

- Коллеги, сначала я хочу предложить вам послушать 2 музыкальных отрывка. Выберите тот, который соответствует вашему настроению в начале нашей встречи. Если вы выбрали 1 отрывок: настроение отличное, готов работать. 2 отрывок: настроение не очень, но надо поработать. Надеюсь настрой на совместную деятельность у всех отличный.

- Перейдем непосредственно к нашей теме: «Рефлексия в процессе коррекционного занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями».

2. Основная часть.

Тема рефлексии в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени актуальна с внедрением ФГОС О УО. Одной из задач коррекционно-развивающих занятий является формирование у детей способности к рефлексивному контролю своей деятельности. Использование рефлексии дает возможность педагогу в процессе занятия контролировать деятельность каждого обучающегося, определять уровень понимания и усвоения материала, эмоциональный комфорт на занятии, сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы. Включение рефлексии способствуют формированию умения обучающихся анализировать получаемые результаты, давать оценку своей деятельности по критериям и принимать оценку педагога и одноклассников, планировать дальнейшие действия, переносить полученные знания на новый материал. Рефлексия может включаться на разных этапах занятия.

Особенности развития детей с умственной отсталостью затрудняют развитие рефлексии и рефлексивных навыков:

  • недостаточный уровень учебной мотивации и познавательной активности;
  • сниженный уровень работоспособности, саморегуляции собственной деятельности;
  • неадекватность самооценки и уровня притязаний;
  • неспособность выполнять ведущую роль в диалоге, корректировать свои высказывания, использовать развернутые предложения;
  • незрелость или недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
  • недостаточный уровень коммуникативных навыков.

Что такое рефлексия? Вот несколько определений:       Слайд 2

  • Рефлексия (от лат. reflexio) - обращение назад.
  • Рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя».
  • Рефлексия - это самоанализ учебной деятельности и ее результатов.
  • Рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Применение рефлексии на занятиях помогает развивать у обучающихся базовые учебные действия (БУД).

На эффективность включения рефлексии в процессе коррекционного занятия влияет: соответствие возрастным и психофизическим возможностям детей с интеллектуальными нарушениями, систематичность использования, многообразие видов и приёмов.

Процесс обучения рефлексивных навыков можно разделить на этапы:    Слайд 3

- умение анализировать свое настроение и эмоциональное состояние;

- умение проводить анализ своей деятельности;

- умение анализировать работу каждого обучающегося в группе.

При выборе различных видов и приёмов проведения рефлексии необходимо учитывать:

- возраст обучающихся и их потенциальные возможности;

- вид занятия, тему;

- целесообразность проведения выбранного приёма рефлексии на определенном этапе занятия.

Классификаций рефлексии как этапа урока несколько.                     Cлайд 4

  • По форме деятельности:

- индивидуальная – формирование реальной оценки своей деятельности обучающимся;

- групповая – оценка деятельности каждого в группе для решения поставленной цели.

  • По времени:

- ситуативная – рефлексия связана с ситуацией в данное время, анализом личности сопутствующих реакций;

- ретроспективная –оценка событий и действий, связанных с прошлым;

- проспективная - анализ предстоящей деятельности.

  • По содержанию:

- символическая – оценка деятельности с помощью символов (карточек, жетонов, жестов);

- устная – высказывание своих мыслей и описание своих эмоций устно;

- письменная – рефлексия проводится в письменной форме.

  • По человеческой сущности:

- физическая - успел/не успел, смог/не смог;

- сенсорная – самочувствие (комфортно – дискомфортно);

- интеллектуальная - что понял, осознал – что не понял, какие затруднения испытывал, какая помощь требуется;

- духовная - стал лучше – хуже, совершенствовал – разрушал себя.

  • По цели:                                                                          Слайд 5

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия содержания и результатов учебной деятельности.

Остановимся подробнее на рефлексии по цели.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния    Слайд 6

На коррекционно-развивающих занятиях в работе с детьми с умственной отсталостью важно использовать данный вид рефлексии в начале и в конце занятия. Эта рефлексия из категории понравилось/не понравилось, интересно/скучно, было весело/грустно. Её можно начинать применять в работе с первоклассниками. Использование такой рефлексии помогает педагогу создать настрой детей на совместную деятельность, на восприятие материала. Дети учатся оценивать свое настроение и эмоциональное состояние на разных этапах занятия.

Приёмы:  

- «Картинная рефлексия» (эмоционально-художественная и музыкальная); Слайд 7

- «Солнышко и тучка»;                                                    Слайд 8

- «Смайлики или знаковые картинки»;                          Слайд 9 - 10

- «Гномики и другие сказочные герои»;                        Слайд 11

- «Чудо дерево»;                                                               Слайд 12

- «Палец» (показ большого пальца вверх/вниз).           Слайд 13

2. Рефлексия учебной деятельности                      Слайд 14  

Данный вид рефлексии способствует развитию навыка осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом. У обучающихся постепенно формируется умение оценивать свою активность или каждого в группе на занятии, выявлять пробелы в усвоении материала. Данный вид рефлексии можно использовать на разных этапах занятия, но лучше на этапе закрепления нового материала.
Приёмы:  

- «Паровозик» (Каждый вагон поезда - это этап занятия или вид задания. Дети оценивают свою активность, понимание материала и выставляют на окошко одного из вагонов красную или зеленую фишку, смайлик и т.д.);                Слайд 15

- «Лесенка успеха»;                                                              Слайд 16

- «Светофор»;                                                                       Слайд 17

- «Дерево успеха» (Оценка результатов деятельности);  Слайд 18

3. Рефлексия содержания учебного материала.       Слайд 19

Эта рефлексия используется чаще в конце занятия для выявления уровня осознания содержания пройденного материала, оценивания эффективности собственной работы на занятии, развития познавательной и учебной мотивации детьми. Сначала дети учатся давать оценку по готовым фразам, постепенно вводят прием незаконченного предложения, где дети устно аргументируют ответ.

Приёмы для данного вида рефлексии:

- «Пометки на полях» (При работе с текстовым материалом дети ставят на полях пометки: знал, узнал новое, хочу узнать. Данный прием можно использовать с второго класса);                                         Слайд 20

- «Оцени себя на занятии» (На индивидуальных карточках дети подчеркивают фразы, характеризующие работу по трём направлениям: урок, я на уроке, итог.); Слайд 21

- «Выбор» (Дети оценивают деятельность по параметрам и подчеркивают нужный ответ на карточках.);                                                                           Слайд 22

- «Утверждение» (Если утверждение правильное, то обучающийся ставит пометку.);

Слайд 23

- «Аргументация своего ответа» (незаконченное предложение).  Слайд 24

- «Мишень» (в секторах записывают параметры рефлексии деятельности на занятии. Обучающиеся в каждом секторе отмечают меткой соответствующей оценке результата деятельности.)                                                                                    Слайд 25

3. Подведем итоги.

Подведем итоги

Если вы используете рефлексию на ваших занятиях, поделитесь своим приемом.

4. Рефлексия деятельности.

Проведем рефлексию содержания материала. На доске вы видите «Цветограмму». На столах лежат карточки красного, синего и зеленого цвета. Каждый цвет показывает оценку содержания материала мастер-класса по 4 параметрам: актуальность темы, полезность информации для вас, новизна и интерес. Оцените и прикрепите листочки нужного цвета на доску.                                                         Слайд 26

Спасибо! Желаю успехов в вашей коррекционной деятельности!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие овладения процессом чтения детьми с интеллектуальными нарушениями.

Ранняя диагностика и коррекция отклонений психического развития детей являют­ся главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной...

Коррекционное занятие с детьми с интеллектуальной недостаточностью Ступеньки к самостоятельности

Коррекционное занятие основано на имеющемся опыте детей, их интересу к мультфильму Маша и Медведь. Задания ориентированны на коррекцию навыков самообслуживания, ориентировку в помещении (знакомом...

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"

Особенности коррекционно-воспитательной   работы  с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

Биоэнергопластика в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Биоэнергопластика способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, со...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Консультация для родителей: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, т.к. работа ...