Роль классного руководителя в воспитании обучающихся
материал (9 класс)

Доклад посвящён деятельности классного руководителя, который является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к школьникам. Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, поделиться опытом работы. Классный руководитель анализирует, прогнозирует, организует, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом применяет различные формы работы: беседы, дискуссии, игры, походы, экскурсии, конкурсы и т.д. Классный руководитель интересуется и вопросами, волнующими современную молодёжь, не забывает о мнении детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

От правильного воспитания детей

Зависит благосостояние всего народа

Дж. Локк.

Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись и являются одними из самых актуальных и приоритетных вопросов в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

Виктор Франк в своей книге «Человек в поисках смысла» писал: «Каждый миг жизни даёт нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни». И мы используем или отвергаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг». Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать правильный выбор в наших силах.

Каждый ребёнок устроен по-своему, он уникален и неповторим, и задача педагогов, классных руководителей, воспитателей состоит, прежде всего, в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать ребёнка на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью. Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.

Согласно требованиям, нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».

Для меня быть классным руководителем – иметь круг своих детей, это радость общения, это реализация педагогического сотрудничества, это радость небольших достижений и побед. Я убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.

Конечный продукт нашей работы – выпускник школы, творческая личность, индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива, ведущая здоровый образ жизни, личность, умеющая ориентироваться в современном мире и самоопределиться, личность, которая имеет гражданскую позицию, любящая свое государство, свое историческое культурное наследие.

На сегодняшний день существует много форм внеклассной работы. Это классный час, классное собрание, час общения, информационный час. Учащимся нравятся такие формы работы, как викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры, и они с радостью принимают в них участие. Однако главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час- это прекрасный способ для того, чтобы отвлечь детей от монотонных , повседневных уроков, внести разнообразие в учебный процесс. Задача классного руководителя заключается в выборе формы проведения классного часа в зависимости от возраста учащихся и поставленных целей работы. Классный час, конечно же, не урок. Но ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Во время классного часа обычно подводятся итоги за прошедшую неделю, обсуждают результаты успеваемости и состояние дисциплины в классе. Нередко классные часы посвящаются беседам по вопросам морали и культуры поведения. На классном часе возможно совместное творчество педагога и учащихся, обмен мнениями обеих сторон. В процессе обсуждения поставленных вопросов внимательно отношусь к выступлениям ребят, вношу нужные коррективы, ставлю дополнительные наводящие вопросы, акцентирую внимание на важных моментах, размышляю вместе с детьми и помогаю им найти правильное решение проблемы. Классный час выполняет несколько воспитательных функций: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он просвещает, ориентирует и направляет учащихся. Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в воспитательном плане классного руководителя, подготовленном ещё в начале учебного года. Классные часы могут посвящаться:

1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе.

2. Проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности.

3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у них сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал.

4. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека.

5. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.

6. Проблемам экологии. Необходимо привить учащимся ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире.

7. Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам).

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития. В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Вступительная часть призвана активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки. Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части важно стимулировать потребность учащихся внести изменения в работу класса. Следовательно, классный час – это прямое общение педагога со своими воспитанниками, и его успешность зависит от взаимопонимания всех участников воспитательного процесса.

Ещё одна интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Классному руководителю при этом важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми. Тут очень важно уметь слушать и слышать. Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога. Это могут быть беседы, дискуссии (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение. А сюжетно-ролевые игры позволяют обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения. К формам работы, вызывающим интерес у учащихся, относятся также устные журналы и социальные проекты. Эти формы работы ставят перед учащимися конкретные проблемы, возникающие в классе и требующие решения. Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака” или “мозговой штурм” так же учащимся нравятся классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и тематические классные часы. Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать их духовному развитию.

Важно, что при планировании тематики классных часов необходимо учитывать не только возраст учащихся, но и их мнение и интересы.

В последнее время всё больше внимания уделяется инновационным и коммуникативным технологиям в процессе обучения в рамках выполнения приоритетного национального проекта «Образования». Но, к сожалению, систематически использовать ИКТ на классных часах не получается, из-за отсутствия условий в школе.

Активизация деятельности всех учащихся возможна только в общении, а общение – необходимое условие формирования и развития личности. А общение на уроке будет лёгким и приятным тогда, когда в классе царит обстановка мира, дружбы и взаимопомощи.

В классе действует орган ученического самоуправления. Ученики живут своей реальной, сегодняшней жизнью. Интересная, отвечающая их потребностям и особенностям, деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая. У обучающихся будут формироваться и развиваться такие качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. И это касается всех членов классного коллектива.

Ученики будут сами составлять план работы на целую четверть, сами привлекать ребят из других классов к сотрудничеству, сами оценивать свою проделанную работу. В своей творческой деятельности они будут сами решать, возможно ли сделать то, что они запланировали. Я, как учитель, не буду стремиться сразу же откорректировать их план, а буду давать им время продумать, подготовить и провести намеченные дела. Во время отчёта о проделанной работе в конце четверти, мы будем не только говорить о том, что сделали, но и том, что не смогли сделать. И это очень важно, так как при дальнейшем планировании, я буду стараться обратить внимание ребят на то, все дела должны быть реальными, исполнимыми, интересными, важными, а, самое главное, нужными им самим.

Дети учатся планировать свою работу так, чтоб в классе жизнь была интересной и дружной. Задача педагога – направить деятельность учащихся таким образом, чтоб их действия были социально одобряемыми и социально признаваемыми. Дети с удовольствием делятся эмоциями, делами, которые они совершили в течение недели, проводим классные часы так, чтобы каждый смог высказать своё мнение или же сами ученики ведут классный час с помощью руководителя.

Создавая условия ученикам в общеобразовательном учреждении для их успешной жизнедеятельности, содействуя разностороннему творческому развитию и духовному становлению, свою педагогическую деятельность направляю на формирование мотивации к учению каждого ребёнка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы. Стараюсь создать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления, гармонизируя отношения между детьми в коллективе, организуя систему самоуправления в классе, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Вся работа с детьми направлена на сотрудничество и с семьёй, в интересах ребёнка. Привлекая родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, способствую созданию эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.

Вся система воспитания начинается с того, что учитель должен чётко представлять себе, чего хочет добиться от детей на данном этапе времени, каким хочет увидеть их в конце года. Серьёзно подходить к определению содержания работы с детьми. Вместе с детьми и родителями учиться планировать, осуществлять, анализировать и подводить итоги. Вести целенаправленную воспитательную работу, для того чтоб наши выпускники были не только образованными, но и здоровыми, коммуникабельными, творческими.

Каждый ученик должен превосходить своего учителя. Ведь слово педагог переводится с греческого как "Дето вождение". Мы должны помогать учащимся выбирать то, что полезно, и то, что пригодится им в будущем. Учитель должен стать им примером.

Свое выступление хочу закончить так:

Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:« Роль классного руководителя в воспитании нравственных идеалов учащихся через внеклассную работу»

Выступление на районном семинаре посвященному нравственному воспитанию школьников...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Роль классного руководителя в воспитании творческой личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельност...

Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников

доклад на педагогическом совете: "Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников"...

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся. 8 простых шагов или небудничные будни классного руководителя. Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаю...