Учитель - ученик - родитель
консультация (7 класс)
Современные семьи развиваются в новых условиях противоречивой общественной ситуации:
- С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи.
- С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем (падение жизненного уровня, рост числа разводов, увеличение числа неполных семей и семей имеющего одного ребенка).
- Значительная часть подростков отделяется от родителей.
Поэтому семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_-_uchenik_-_roditel.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные семьи развиваются в новых условиях противоречивой общественной ситуации:
- С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи.
- С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем (падение жизненного уровня, рост числа разводов, увеличение числа неполных семей и семей имеющего одного ребенка).
- Значительная часть подростков отделяется от родителей.
Поэтому семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель мог бы содействовать личностному становлению ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. То есть объектом профессионального влияния выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание, именно оно волнует педагога.. При этом, родители не должны и не могут быть постоянно рядом с ребенком, достаточен личностный пример, ведь известно, что ребенок копирует поведение родителей. Задача классного руководителя - коррекция того, что не дополучает ребенок в семье.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива.
На данный момент педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей.
Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:
1. обеспечение качественного образования;
2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
5. формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.
В работе с детьми:
- воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
- формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
-воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
-формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
- формирование психолого-педагогической культуры родителей;
-развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
- формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
-формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
-освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.
Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.
Для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Поэтому учитель должен строить работус родителями по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально.
Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.
Необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка.
Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних
Взаимодействия с семьей ее формы:
общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся
Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, обычно мы проводим 1 раз в триместр. Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.
На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Родительские собрания могут быть построены различно.
Виды родительских собраний:
а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;например традиционно на 1 сентября в класс приходит много родителей. Обычно после классного часа провожу такое мини – род. собрание – в 5 классе – давайте знакомиться, в 6 классе – вот и стали мы на год взрослей. В 7 классе – что цифра 7 нам готовит.
б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива; - как помочь ребенку учиться, как преодолеть трудности перехода из начальной школы в основную.
в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса; например в 5 классе.психолого – педагогические особенности пятиклассников, в 6 классе почему дети не проявляют интерес к учебе. В 7 классе буду проводить собрание особенности переходного периода.
г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;практически каждое собрание в диспут переходит.
д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию; например в 5 классе проводила собрание стили семейного воспитания.
е) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса;как правило в конце года.
Привлечение родителей к выполнению поручений, к помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей.
Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями.
Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию
Мои принципы общения с родителями:
- помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
- каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
- только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный треугольник:учитель-ученик-родитель
«Школьный треугольник: учитель-ученик-родитель» Что стоит за этими словами? ...
Оптимизация взаимодействия "учитель - ученик - родитель" при изучении английского языка
Статья представляет собой описание одной из форм работы с родителями при изучении английского языка....
Педагогический совет "Гармония общения: учитель-ученик-родитель"
Педагогический совет проводится совместно с родителями и детьми...
Педсовет "Гармония общения: Учитель, ученик. родитель"
Доклад на педсовете....
Успех –это Учитель+Ученик+Родитель
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс р...
Занятие с элементами тренинга "Союз трех сердец: учитель, ученик, родитель"
Мероприятие будет полезно педагогам-психологам школы, классным руководителям....
Учитель-ученик-родитель.
Успешность воспитательного и образовательного процесса во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения между учителем, учеником и родителем...