Кружок "Мой выбор"
материал

Кострикова Ольга Васильевна

Программа кружка определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Данная программа по профориентации призвана помочь учащимся в осознанном выборе профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_moy_vybor.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Мой выбор»

Руководитель: Кострикова О.В.

Пояснительная записка

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.  Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

 Предлагаемая программа поможет сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.

Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.

Кружок рассчитан на группу   15-17 лет по одному часу  в неделю.

Программа составлена на два  года.

Цель: формирование представлений о профессиях,  правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Задачи :

- формирование актуального для подростков «информационного поля»;

- формирование понимания значения труда в жизни человек;

- расширение и углубление представления о различных профессиях;

- способствование осознанию подростками собственных жизненных целей и  ценностей;

- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников;

- формирование положительного отношения к труду;

- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

- формирование и развитие навыков самостоятельного и осознанного принятия решения

  Формы проведения занятий по профориентаци:

  • игра;
  • практикум самопознания;
  • диагностики и анкетирование;
  • групповые беседы;
  • дискуссии;
  • экскурсии

Ожидаемые  результаты.

В конце обучения учащиеся должны знать:

-  правила выбора профессии;

- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

-  значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представление

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

- о современных формах и методах организации труда;

- о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Список литературы

  1. «Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки», Г. Резапкина, М., 2006.
  2. «Твоя будущая профессия», Н. Тутубалина, Ростов-на-Дону,2005.
  3. «Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника», Г. Резапкина, М. 2006.
  4. «Выбираем профессию», А. Грецов, М., 2005.
  5. «Технология», И. Арефьев, М., 2005.

Используемые методики

  1. Методика определения самооценки (Таблица качеств характера)
  2. Методика определения типа темперамента (модификация личностного опросника Г. Айзенка)
  3. Определение уровня умственного развития (Школьный тест умственного развития – ШТУР)
  4. Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда)
  5. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)
  6. Методика определения организаторских и коммуникативных способностей.
  7. Методика «Определение уровня тревожности»
  8. Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова)
  9. Методика «Моё здоровье»
  10. Определение мотивации (методика Е. Головахи)

Программа

1-ый год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

Что я знаю о своих возможностях?

Вводное занятие.

Как выбрать профессию? Что влияет на выбор профессии?   Анкета «Мой профессиональный выбор»

1

Самооценка и уровень притязаний. Определение самооценки.

2

Темперамент и профессия. Определение типа темперамента.

2

Стресс и тревожность.

2

Определение организаторских и коммуникативных способностей.

1

Что я знаю о профессиях?

Классификация профессий. Многообразие мира профессий.

1

Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова).

1

Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда)

1

Профессия, специальность, должность. Формула выбора профессии.

1

Определение профессиональных предпочтений.

1

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Профессия и здоровье.

1

Мотивы и потребности.

1

Ошибки в выборе профессии.

1

Планирование профессиональной карьеры

Знакомство с предприятиями города.

3

Мотивы и потребности.

1

Современный рынок труда.

1

Пути получение профессии.

1

Знакомство с профессиональными учебными заведениями города.

1

Я и мои интересы, склонности, возможности, потребности.

1

Моё видение будущей профессии

Диагностика «Осведомленность будущей профессии»

1

Тест  «Осведомленность о рынке труда»

1

Игра  «Мое видение будущей профессии»

1

Защита проекта «Моя будущая профессия»

2

Итоговое занятие

Всего

34

2-ой год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие.

Изучение базовых понятий профориентации. Тест об осведомленности в мире профессий.

1

Знакомство с классификацией профессий (презентации).

1

Интересы, склонности, возможности и потребности.

1

Мои интересы, склонности, возможности, потребности

Диагностика «Самооценка» способностей

1

Диагностика «Сформированность жизненных целей, ценностей»

1

Социально-психологический портрет современного профессионала (предприим- чивость, интеллектуальность, профессиона- лизм, компетентность)

2

Методика определения типа темперамента (личностный опросник Г.Айзенка)

1

Определение умственного развития (тест).

1

Виды профессий

Массовые профессии (машинист, бухгалтер, экономист, электромонтер и т.д)  

2

Редкие профессии (лингвист, ювелир-огранщик, востоковед и др.)

1

Свободные профессии (литератор, композитор т.д.)

1

Романтические профессии

1

Мир новых профессий (логист, вебмастер, маркетолог и др.)

2

Здоровье  и выбор профессии.

1

Состояние рынка труда в республике Бурятия и востребованных профессий.

1

Рынок образовательных услуг

Знакомство с высшими учебными заведениями г. Улан-Удэ.

5

Порядок приема документов в учебные заведения

1

Знакомство с ИрГУПСом: факультеты, специальности.

3

Профи-тест

1

Профессиональный эрудит.

1

Итоговое занятие

Всего

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат

Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...

"Выбор профессии – выбор будущего"

Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

Выбор профессии-мой выбор

Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....

Тест по экономике для 6 кл. по теме «Проблема выбора в экономике. Цена выбора»

Данный тест составлен для отработки таких важных экономических понятий как "проблема выбора" и "цена выбора (альтернативная стоимость)"; он всесторонне охватывает материал данной темы и может быть исп...

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...