Кружок "Мой выбор"
материал
Программа кружка определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Данная программа по профориентации призвана помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_moy_vybor.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Мой выбор»
Руководитель: Кострикова О.В.
Пояснительная записка
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Предлагаемая программа поможет сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.
Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.
Кружок рассчитан на группу 15-17 лет по одному часу в неделю.
Программа составлена на два года.
Цель: формирование представлений о профессиях, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Задачи :
- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- формирование понимания значения труда в жизни человек;
- расширение и углубление представления о различных профессиях;
- способствование осознанию подростками собственных жизненных целей и ценностей;
- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников;
- формирование положительного отношения к труду;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- формирование и развитие навыков самостоятельного и осознанного принятия решения
Формы проведения занятий по профориентаци:
- игра;
- практикум самопознания;
- диагностики и анкетирование;
- групповые беседы;
- дискуссии;
- экскурсии
Ожидаемые результаты.
В конце обучения учащиеся должны знать:
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представление
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Список литературы
- «Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки», Г. Резапкина, М., 2006.
- «Твоя будущая профессия», Н. Тутубалина, Ростов-на-Дону,2005.
- «Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника», Г. Резапкина, М. 2006.
- «Выбираем профессию», А. Грецов, М., 2005.
- «Технология», И. Арефьев, М., 2005.
Используемые методики
- Методика определения самооценки (Таблица качеств характера)
- Методика определения типа темперамента (модификация личностного опросника Г. Айзенка)
- Определение уровня умственного развития (Школьный тест умственного развития – ШТУР)
- Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда)
- Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)
- Методика определения организаторских и коммуникативных способностей.
- Методика «Определение уровня тревожности»
- Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова)
- Методика «Моё здоровье»
- Определение мотивации (методика Е. Головахи)
Программа
1-ый год обучения
Тема занятия | Кол-во часов |
Что я знаю о своих возможностях? | |
Вводное занятие. Как выбрать профессию? Что влияет на выбор профессии? Анкета «Мой профессиональный выбор» | 1 |
Самооценка и уровень притязаний. Определение самооценки. | 2 |
Темперамент и профессия. Определение типа темперамента. | 2 |
Стресс и тревожность. | 2 |
Определение организаторских и коммуникативных способностей. | 1 |
Что я знаю о профессиях? | |
Классификация профессий. Многообразие мира профессий. | 1 |
Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова). | 1 |
Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда) | 1 |
Профессия, специальность, должность. Формула выбора профессии. | 1 |
Определение профессиональных предпочтений. | 1 |
Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 |
Профессия и здоровье. | 1 |
Мотивы и потребности. | 1 |
Ошибки в выборе профессии. | 1 |
Планирование профессиональной карьеры | |
Знакомство с предприятиями города. | 3 |
Мотивы и потребности. | 1 |
Современный рынок труда. | 1 |
Пути получение профессии. | 1 |
Знакомство с профессиональными учебными заведениями города. | 1 |
Я и мои интересы, склонности, возможности, потребности. | 1 |
Моё видение будущей профессии | |
Диагностика «Осведомленность будущей профессии» | 1 |
Тест «Осведомленность о рынке труда» | 1 |
Игра «Мое видение будущей профессии» | 1 |
Защита проекта «Моя будущая профессия» | 2 |
Итоговое занятие | |
Всего | 34 |
2-ой год обучения
Тема занятия | Кол-во часов |
Вводное занятие. Изучение базовых понятий профориентации. Тест об осведомленности в мире профессий. | 1 |
Знакомство с классификацией профессий (презентации). | 1 |
Интересы, склонности, возможности и потребности. | 1 |
Мои интересы, склонности, возможности, потребности | |
Диагностика «Самооценка» способностей | 1 |
Диагностика «Сформированность жизненных целей, ценностей» | 1 |
Социально-психологический портрет современного профессионала (предприим- чивость, интеллектуальность, профессиона- лизм, компетентность) | 2 |
Методика определения типа темперамента (личностный опросник Г.Айзенка) | 1 |
Определение умственного развития (тест). | 1 |
Виды профессий | |
Массовые профессии (машинист, бухгалтер, экономист, электромонтер и т.д) | 2 |
Редкие профессии (лингвист, ювелир-огранщик, востоковед и др.) | 1 |
Свободные профессии (литератор, композитор т.д.) | 1 |
Романтические профессии | 1 |
Мир новых профессий (логист, вебмастер, маркетолог и др.) | 2 |
Здоровье и выбор профессии. | 1 |
Состояние рынка труда в республике Бурятия и востребованных профессий. | 1 |
Рынок образовательных услуг | |
Знакомство с высшими учебными заведениями г. Улан-Удэ. | 5 |
Порядок приема документов в учебные заведения | 1 |
Знакомство с ИрГУПСом: факультеты, специальности. | 3 |
Профи-тест | 1 |
Профессиональный эрудит. | 1 |
Итоговое занятие | |
Всего | 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат
Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...
О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ
Материал для учащихся 9 классов...
"Выбор профессии – выбор будущего"
Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...
Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.
При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».Идеальна т...
Выбор профессии-мой выбор
Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....
Тест по экономике для 6 кл. по теме «Проблема выбора в экономике. Цена выбора»
Данный тест составлен для отработки таких важных экономических понятий как "проблема выбора" и "цена выбора (альтернативная стоимость)"; он всесторонне охватывает материал данной темы и может быть исп...
«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»
Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...