4.11
презентация к уроку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Это было тяжелое время для России. Смерть Ивана Грозного, русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, взяточничество, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам казалось, что произошло окончательное разорение «московского царства». Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. Все это было в период с 1600-1612 гг.
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь:
«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский жил в то время верстах в 100 от Нижнего Новгорода, в своей вотчине, и лечился от ран, полученных полгода тому назад под Москвой.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой и торжеством православия и национального единства.
По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Автор – И.П. Мартос
Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).
Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.
Казанский собор был построен в 20-х годах на средства князя Дмитрия Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.
В начале 20 века случилось еще одно потрясение, которое повергло всю страну в хаос и смуту. В 1917 году грянула Великая Октябрьская социалистическая революция. 7 ноября – день вооруженного переворота – стал красным днем календаря – праздником Великой октябрьской революции. Про 4 ноября забыли.
7 ноября стал днем военного парада на Красной площади. Сейчас он таковым и остался. Став рабочим днем, он стал днем воинской славы в честь парада 1941 г. (архивное видео 1941 г.)
Какой праздник важнее, как вы считаете?