Родительское собрание по адаптации пятиклассников
статья (5 класс)

Бакуменко Вера Николаевна

   Материалы по проведению родительского собрания, при переходе из начальной школы в среднее звено.

  • выявление особенностей возрастных изменений
  • с какими трудностями придется столкнуться не только детям, но и взрослым
  • советы и рекомендации психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_adaptptsii_5-klassnikov.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5-м классе

Бакуменко В.Н., учитель английского языка

Цель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники

Задачи:

выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

выявить причины тяжелой адаптации учащихся и наметить пути решения, появившихся проблем;

привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

      Здравствуйте, уважаемые родители! Я классный руководитель ваших детей. Меня зовут … . Спасибо за доверие мне своих детей. Спасибо, что быстро реагируете на мои просьбы по написанию необходимой информации.

     Как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже год. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.

С точки зрения психолога...

   Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

   Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

   В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения— приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

  Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

   Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

   Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

 

Упражнение “Экзамен для родителей”.

   Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

№ 1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе?

№ 1. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе? – 13

№ 2. Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребенка в 4 классе?

№ 2. Какова недельная учебная нагрузка у Вашего ребенка в 5 классе? – 32 часа

№ 3. Сколько учителей обучало Вашего ребенка в 4 классе?

№ 3. Сколько учителей обучает Вашего ребенка в 5 классе? – 11 учителей

№ 5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?

№ 6. Сколько времени в среднем тратил Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе?

№ 6. Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе?

№ 7. Какие факультативные курсы были предоставлены детям для изучения в 4 классе?

№ 7. Какие факультативные курсы предоставлены детям для изучения в 5 классе? (Русская словесность, французский язык).

      Вот, мы смогли сравнить насколько сейчас детям пока тяжелее. Опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности, переживаемые в период адаптации к обучению в среднем звене. Поэтому, от вас, уважаемые родители детям нужна поддержка, внимание, требования к детям должны быть гибкими, их не должно быть много. 

   Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

      Во взаимоотношениях со взрослыми дети уже могут и желают участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения, т.е быть самостоятельными. А как гласит “закон об образовании” статья 52: в обязанность родителей входит еще и научить ребенка самостоятельно учиться, научить добывать знания. Помните, пожалуйста, что вам необходимо осуществлять контроль за успеваемостью, за выполнением домашнего задания, обязательно посещать школу, просматривать электронный дневник.

  • РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ:

    1. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
    Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждый день спрашивайте о том, как прошел день, старайтесь запоминать имена, показывайте свою искреннюю заинтересованность.

    2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
    Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в месяц.

    3. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
    Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

    4. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
    Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

5. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.
Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

🔹Здоровье
Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.

❗ПОМНИТЕ:
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.
 (педагог-психолог Авраменко Виктория Викторовна)

2. Организационные моменты:

Расписание:

понедельник        вторник          среда                 четверг        пятница                   1. математика        природа         труд                            история        

2. история                  рус.яз.         труд                     рус.яз.        рус.яз.

3. литература        рус.яз.        математика                  рус.яз.        физ-ра                                    

4. рус.яз.                  математика        математика                литература        музыка        

5.физ-ра                  инфо             ОБЖ                 природа        англ.яз.        

6. изо                            англ.яз         физ-ра                 математика        

7.англ.яз.                          

Каникулы:

 – осенние с 1 ноября по 11 ноября.

 – зимние с 31 декабря по 10 января.

 – весенние с 24 марта по 31 марта.

Ведение тетрадей: (познакомить с положением о ведении тетрадей)

 Расписание звонков:

 8.20 – зарядка!

1ур. 8.30 – 9.15        Перемена 10 минут

2ур. 9.25 – 10.10        Перемена 15 минут

3ур. 10.25 – 11.10         Перемена 30 минут

4ур. 11.40 – 12.25        Перемена 10 минут

5ур. 12.35 – 13.20        Перемена 10 минут

6ур. 13.30 – 14.15        Перемена 5 минут

7ур. 14.20 – 15.05        

Расписание звонков на субботу:

1ур. 8.15 – 9.00        Перемена 10 минут

2ур. 9.10 – 9.55        Перемена 10 минут

3ур. 10.05 – 10.50        Перемена 10 минут

4ур. 11.00 – 11.45        Перемена 10 минут

5ур. 11.55 – 12.40        Перемена 10 минут

6ур. 12.50 – 13.35        Перемена 10 минут

7ур. 13.45 – 14.30        

      Иметь при себе блокнот, где записывать домашнее задание, в случае профилактических работ в дневник.ру.

     Опрятный внешний вид – однотонный верх – серый низ. Спортивная форма – на улицу: спортивный костюм (до +10), зимой –лыжи (до– 18). Зал –майка (однотонная), шорты, носки, кеды.

Во время уроков не звонить детям! (напомнить о законе РФ «Об использовании мобильных устройств…»)

В школе имеются следующие кружки:

– платные индивидуальные услуги;

 – стрельба;

 – Баскетбол;

Питание!

Питаются бесплатно:                  

     Поскольку вы являетесь социальными заказчиками школы, вы должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в нашем классе. Поэтому, я предлагаю вам заполнить следующую анкету.

      Уважаемые родители, в каких делах класса вы смогли бы помочь (укажите свои ФИО):

 – проведение бесед с учащимися на специальные темы;

 – организация экскурсии на предприятие;

 – помощь в организации походов, поездок;

 – другое______________________________________

      А так как одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительских комитетов, то нам необходимо выбрать родительский комитет (председатель + 2 родителя).

3. Слово предоставляется родителям.

       Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы отвечать на вопросы родителей.

4. Подведение итогов собрания.

       Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:

       Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

      Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

      Провести в конце четверти совместный вечер “Мы и наши родители”.

      Закончить наше собрание можно отрывком из книги Зденека Матейчека “Родители и дети”. В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: “Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости”.

     Хочется прочитать высказывание философа Демокрита: “Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы”.

Чем проповедь выслушивать,

 Мне лучше бы взглянуть.

 И лучше проводить меня,

 Чем указать мне путь.

 Глаза умнее слуха,

 Поймут все без труда.

 Слова порой запутанны,

 Пример же – никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...

Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

родительское собрание № 1 в 5 классе.    «Трудности адаптации пятиклассников в школе»1) психологические особенности младших подростков,2) признаки успешной адаптации и дезаптации,3) тес...

Презентация к родительскому собранию "Особенности адаптации пятиклассников"

Презентация может быть использована педагогами при проведении родительского собрания в школе или интересующимися родителями....

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников к школе"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников"

данный материал поможет родителям справиться с трудностями адаптации их детей к школе....