Разработка классного часа по профориентации для учащихся 7,8 классах на тему «моя будущая профессия»
план-конспект занятия (7, 8 класс)
Возрастная категория участников: 13-14 лет
Форма проведения: час общения.
Методы: словесный, проблемно - поисковый, наглядный.
(беседа, проблемная ситуация, групповые задания).
Цель: расширить представление подростков о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с некоторыми профессиями;
-показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
Развивающие:
- развивать речь, воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки, рефлексию;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к различным профессиям и уважительное отношение к людям этих профессий.
Актуальность:
- профориентация школьников;
- формирование познавательного интереса; творческих способностей учеников;
- сплочение участников образовательного процесса (дети, родители, учителя + социум).
Оборудование:
1. Презентация по теме;
2. Ноутбук;
3. Коллективная работа учащихся «Мир профессий»;
4. Таблички с названиями профессий;
5. Таблички с факторами выбора профессии.
6. Таблички с типами профессий.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professiya.docx | 44.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа по профориентации для учащихся 7,8 классах на тему «моя будущая профессия»
Возрастная категория участников: 13-14 лет
Форма проведения: час общения.
Методы: словесный, проблемно - поисковый, наглядный.
(беседа, проблемная ситуация, групповые задания).
Цель: расширить представление подростков о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с некоторыми профессиями;
-показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
Развивающие:
- развивать речь, воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки, рефлексию;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к различным профессиям и уважительное отношение к людям этих профессий.
Актуальность:
- профориентация школьников;
- формирование познавательного интереса; творческих способностей учеников;
- сплочение участников образовательного процесса (дети, родители, учителя + социум).
Оборудование:
1. Презентация по теме;
2. Ноутбук;
3. Коллективная работа учащихся «Мир профессий»;
4. Таблички с названиями профессий;
5. Таблички с факторами выбора профессии.
6. Таблички с типами профессий.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Ход мероприятия
I Организационный момент
(1 мин.)
1 Организация класса. Встреча гостей.
2 Вступительное слово учителя:
-Здравствуйте дорогие ребята, гости нашего мероприятия. Сегодня на классном часе мы будем говорить о профессиях, о том, какие бывают профессии, какую пользу каждая из них приносит людям. На это мероприятие мы пригласили врача, учителя, пожарника. Выступления наших гостей помогут вам лучше представить ту или иную профессию. Тема нашего мероприятия «Все профессии нужны, все профессии важны».
Есть дагестанская пословица – человек рождается дважды. Первый раз, когда появляется на свет, а второй – когда приобретает профессию. Выбор профессии – сложный процесс. Мне бы не хотелось, чтобы у вас получилось как в этой сценке.
II. Проблемная ситуация «Куда пойти учиться?»
(Сценка) (2 мин.)
Сын: Ура! Я закончил школу! Куда пойти учиться? В политехнический, институт культуры, а может физкультуры. Медицинский, педагогический. Университет… Пап, куда мне пойти учиться? Голова кругом идёт.
Папа: Только в политехнический, а потом автосервис.
Сын: А что, можно… Мама, а ты как думаешь?
Мама: Сын, иди только в университет. Будешь филологом.
Сын: Пожалуй пойду в университет. В университете будет лучше.
Одноклассники: Старик! Пошли с нами в физкультурный! Дзюдо! Каратэ!
Сын: Правильно! Иду в физкультурный.
Ведущий: Прошёл год.
Сын: Спорт – это не моё призвание. Я, знаешь ли, физически слаб. Часто кружится голова. Уйду из института.
Папа: Я же тебе говорил – иди в политехнический. Автосервис - это стоящее дело.
Сын: Правильно! Иду в политехнический.
Прошёл ещё год.
Сын: Техника- это не для меня. До сих пор не могу понять, что крутится: то ли карбюратор, то ли радиатор…. Ухожу. Хочу в университет.
Мама: Сын, наконец- то ты поступаешь в университет. Бабель, Бебель, Гоголь, Гегель…. Это прекрасно!
Прошёл ещё год. Ушёл из института. Так и не нашёл он свое призвание.
Учитель: Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. «Истинное сокровище для людей - умение трудиться» так говорил Эзоп.
III. Мини-лекция «Что такое профессия?»
(3 мин.)
Учитель: Ребята, несмотря на то, что вы учитесь в седьмом классе, выбор профессии не за горами. И может быть, на этом классном часе вы не сможете точно сказать, кем бы вы хотели стать после окончания школы, но он поможет вам сориентироваться в выборе будущей профессии. Поэтому мы будем постепенно знакомиться с миром профессий. Мир профессий огромен, их насчитывается более 50 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Ученик:
Сто тысяч профессий существует на свете,
Знать бы, чем хороши все профессии эти?
Продавцы, повара, кондитеры,
Маляры, штукатуры, строители –
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Учитель: А вы знаете, что такое профессия? (учащиеся объясняют)
Профессия – род трудовой деятельности, приносящий пользу людям, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. В нашей жизни все профессии нужны и все профессии важны.
Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими? Мужчины изготавливали орудия для охоты – луки, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь – оленя, буйвола или кабана. Какие профессии уже существовали в то время? (охотник, рыбак)
А чем занимались женщины? Они растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла. О существовании, каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)
Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди разделяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда! С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.
Ну а сейчас попробуем провести грань между следующими понятиями:профессия и специальность на примере учителя в школе.
- Профессия – род трудовой деятельности (учитель)
-Специальность – вид занятий в рамках одной профессии (учитель математики)
IV. Кроссворд «Профессия»
(1 мин)
Учитель: Давайте вместе попробуем заглянуть в мир профессий. Откуда мы можем узнать о разнообразии профессий? (книги, интернет, телевидение, беседы, экскурсии). С некоторыми профессиями мы познакомимся, отгадав кроссворд.
1. Письма в дом приносит он, долгожданный … (почтальон).
2. От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас… (программист).
3. Строит дом и детский сад и больницу строить рад, и у цирка я не зритель, так как я его… (строитель).
4. Жизнь его ни мёд и ни пряник, нефть для страны добывает … (нефтяник)
5. Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер).
6. Мне поставила вчера два укола … (медсестра).
7. Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит ... (сталевар).
8. В небе синем самолёт, управляет им ... (пилот).
9. Справедливей всех, друзья, споры все решит… (судья).
V. Сообщения учащихся «Интересные профессии»
(8 мин)
Молодцы! Вот такие профессии есть. Есть профессии необычные.Послушаем сообщения учащихся.
Ученик 1.
Нюхач – одна из самых редких, но востребованных и высокооплачиваемых профессий в мире. В мире существует около ста дипломированных специалистов, которых называют мастерами-парфюмерами или просто «носами». Они работают в разных странах на всемирно известные компании, занимающиеся производством парфюмерии. Многие фирмы постоянно ищут новых специалистов, так как их не хватает. Они готовы предоставить отличные условия и хорошую заработную плату для профессиональных парфюмеров. Не спешите делать вывод, что пора становиться нюхачом и зарабатывать огромные деньги. Далеко не каждый сможет научиться этому тонкому делу – только один человек на миллион обладает достаточно сильным обонянием, чтобы различать тончайшие оттенки запахов и определять их происхождение. Только такой человек может составить правильную парфюмерную композицию и оценить запахи. Считается, что хороший профессионал умеет различать около семи тысяч запахов. Такая способность часто передается по наследству, поэтому есть целые династии нюхачей.
Учитель: Есть профессии современные, которые встречаются в быстрорастущих отраслях экономики:
Ученик 2:
Организатор интернет – сообществ.
Специалист по организации и модерированию электронных форумов, игровых и образовательных площадок в сети.
Какую проблему решает: самую древнюю — общения и коммуникации между людьми, поиском оптимального решения, умение договориться и направить усилия масс в конструктивное русло.
Аналоги: специалисты по раскрутке групп в социальных сетях, сетевому маркетингу. Каждый, кто сегодня размещает свое первое фото в Инстаграм или создает группу в Фейсбуке — уже может считаться организатором потенциально монетизируемого интернет - сообщества.
Какими навыками должен обладать: отличная устная и письменная речь, харизма и лидерские качества, коммуникабельность и экстравертность, самоорганизованность и экспертные знания по «теории толпы».
Ученик 3:
Маркетолог - это специалист, который занимается продвижением товаров и услуг компании. Его цель - построить систему продаж, которая будет приносить компании наибольшую прибыль. Название профессии переводится как "изучающий рынок", потому что маркетолог выявляет потребности потенциальных клиентов, чтобы предложить товар или услугу, которые удовлетворят эти потребности
Ученик 4:
Модератор- это человек, контролирующий, чтобы в обсуждениях на форумах, в сообществах, в социальных сетях посетители не нарушали установленных правил. Модератор;тор (от лат. moderor — умеряю, сдерживаю) — пользователь на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях, играх). У модератора нет таких полномочий, как у администратора или владельца проекта, однако у него больше прав, чем у обычного интернет-пользователя. Модератор группы в соцсети. Модератор – это человек, который следит за порядком в группе. Он следит за комментариями, публикациями, загрузками пользователей. Все что нарушает правила, удаляется, а пользователи могут быть занесены в черный список.
VI. Информационный блок «Самый лучший выбор»
(2 мин)
Учитель: Мир изменяется, старые профессии исчезают, новые появляются… Для каждого из вас важно выбрать «свою» профессию, которая будет соответствовать основному правилу: «хочу- могу - надо».Как правильно выбрать профессию? Вот что нужно об этом знать.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы -реальные, конкретные, позитивные. В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности. А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. И вот когда много точек соприкосновения, то успех вам обеспечен.
Если сложить 3 слова: хочу, могу, надо, то я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии.
VI I. Работа в группах «Все профессии нужны, все профессии важны»
(4 мин)
Учитель: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» об этом говорил и великий русский педагог К.Д. Ушинский.
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:
1. Человек - природа.
2. Человек - техника.
3. Человек - человек.
4. Человек - знаковая система.
5. Человек - художественный образ.
Сейчас вы будете работать в группах. (Учитель предлагает способ объединения в 5 групп). (Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.)
Внимание, задание для групп. Я раздам карточки с заданием. Необходимо отнести предложенные профессии к той или иной группе. Ответы подчеркните в карточках. Профессии в карточках:
фотограф, эколог, слесарь, секретарь, математик, метеоролог, сантехник, оператор, учитель, композитор, артист, астроном, официант, строитель, микробиолог, художник, садовод, водитель, лесник, парикмахер, адвокат, экономист.
- Время истекло. Слушаем ваши ответы
Ответы:
«Человек-Природа»- эколог, метеоролог, микробиолог, садовод, лесник
«Человек-Техника»- слесарь, сантехник, строитель, водитель
«Человек-Человек» - секретарь, учитель, официант, парикмахер, адвокат
«Человек - Знаковая система» - математик, оператор, астроном, экономист
«Человек - Художественный образ»- фотограф, композитор, артист, художник
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире. Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию.
VIII. Профессии наших гостей.
(15 мин)
Ученик 1:
Какие на свете профессии есть?
Их много, их море, их просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и депутат,
Ученик 2:
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,
Юрист, парикмахер, разносчик газет.
х много, их море, их просто не счесть!
Все важные в мире профессии есть.
Ученик 3:
У нас в стране профессий много.
И важностью они полны.
Врач, повар, лётчик, почтальон,
Ведь, правда - все они нужны.
Учитель: Представители некоторых профессий у нас сегодня в гостях.
-Отгадайте загадку:
Ты учишь детей
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. Кто это? (Учитель)
Конечно, это учитель. Слово предоставляется учителю нашей школы …. Она расскажет вам о профессии учителя. (Выступление педагога).
Учитель: Следующая профессия, о которой мы поговорим, очень важна в нашей жизни.
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
Врач возвращает здоровье и жизнь человеку. Давайте разберём профессию врач.
Профессия – род трудовой деятельности (врач)
А какие специализации врачей вы знаете? (терапевт, хирург, лор, стоматолог, окулист и т.д.) Слово предоставляется врачу – терапевту …. (выступает врач).
Учитель:
Быть врачом, лечить людей.
Нет профессии важней,
Исцеляет он недуг,
Медработник – лучший друг.
Ученик 4:
Учитель - учит, доктор - лечит,
Таксист по адресу везёт.
А кто же нас всегда спасает?
На помощь быстро кто придёт
Ученик 5:
Спасатель - вот кто нам поможет,
Судьбу людей он бережёт.
В огне, в воде и на дороге
Спасает, тушит, достаёт…
Учитель: Отгадайте следующую загадку.
Мы – смелые работники,
С водою мы напарники.
Так кто же мы? (пожарники)
Каждый мальчишка мечтает стать пожарником. Эта профессия мужская. Послушаем …. об этой профессии.
IX. «Разминка - юморинка».
(1 мин)
А сейчас для вас «Разминка – юморинка». Отвечаем быстро.
Ребята отвечают на вопросы о профессиях.
1. Что делает визажист? (макияж).
2. Бывшая должность мистера Твистера (министр).
3. Кто из русских царей владел четырнадцатью ремеслами? (Петр I)
4. Кем по профессии был А. П. Чехов? (врачом)
5. Зачем мужчина обращается к флористу? (за цветами).
6. Представителями, какой профессии в середине века успешно заменяли врачей? (цирюльники).
7. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией? (анестезиолог.)
8. Представитель, какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом? (учитель)
X. Игра- викторина «Отгадай профессию по описанию»
(5 мин)
Учитель: Много профессий есть в мире, и среди них есть одна самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством». Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
1.- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
- Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.
- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех.
(Земледелие.)
2. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землей. (Шахтер)
3. Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
4. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
5. Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
6. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
XI Игра «Какая профессия «Самая самая»
(1 мин)
Учитель: А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. Назовите профессии:
1. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
4. Самая волосатая (парикмахер...)
5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
6. Самая начитанная (библиотекарь)
7. Самая смешная (клоун, пародист...)
8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
XII. Загадки о профессиях.
(1 мин)
(загадывает классный руководитель)
1.Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)
2.Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
3.Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров,- разрешит погулять. (Доктор)
4.Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)
5.В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (Артист)
6.Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник)
7.Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам
На работу. (Водитель)
8.Шью я куртки и штаны
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я …. (Портниха)
XIII. Заключительное слово учителя.
(1 мин)
На этом мы наш классный час заканчиваем. О разных профессиях мы сегодня вспомнили и поговорили. На классном часе мы вспомнили старые профессии, познакомились с современными. Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Очень важно найти работу по душе и очень многое зависит от вас самих, ребята!
Мы ещё не один раз вернёмся к теме профессии, познакомимся подробней с другими профессиями. Но главное в каждой профессии - уметь трудиться, быть трудолюбивым. А к труду нужно приучаться с детства.
Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться).
Ученье – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?» И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии.
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
XIV. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У вас на партах лежат звезды. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках. Это ваша мечта. Мы сохраним эти звездочки до 11 класса. Наверное, вам будет интересно узнать, исполнится ли ваше желание, сбудется ли ваша мечта? Наша беседа подошла к концу. Что вам сегодня больше всего понравилось на нашем мероприятии? Над чем вам хочется задуматься?
Учитель:
На свете много профессий разных.
И все они людям нужны,
От самых простых, до самых сложных,
Все они в жизни важны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа православной направленности для учащихся 14 — 16 лет. Тема: "Еще раз о любви".
Разработка классного часа православной направленности для учащихся 14 — 16 лет.Тема: "Еще раз о любви"....
Разработка классного часа по ПДД для учащихся специальной коррекционной школы 8 вида "Азбука пешехода от А до Я"
Материал для проведения мероприятий по соблюдению правил дорожного движения....
Презентация к классному часу 1 сентября 2016 года "Имя Кубани" и урок "Моя будущая профессия"
Презентация к классному часу 1 сентября 2016 года "Имя Кубани" и урок "Моя будущая профессия"...
Разработка классного часа по профориентации
Классный час по профориентации "Ветер перемен"...
Классный час по профориентации для учащихся 7 - 9 классов Тема. «В поисках будущей профессии»
Аннотация Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – про...
Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «В поисках будущей профессии»
Формирование у учащихся активного и ответственного тношения к жизни, выявление своей профессиональной напрвленности, расширение знаний учащихся о мире профессионального труда....