Классный час "Твори добро"
классный час (7 класс)

Юлия Леонидовна Колмакова

Классный час построен на основе христианских притч

Цель: воспитать доброжелательное, милосердное отношение друг к другу, стремление совершать добрые дела и поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_tvorit_dobro.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа в 8 в классе на тему:

«Творить добро»

(На основе христианских притч)

Цель: воспитать доброжелательное, милосердное отношение друг к другу, стремление совершать добрые дела и поступки.

Задачи: используя поучительные тексты христианских притч, подвести обучающихся к пониманию понятия добра, добрых дел и поступков, зародить желание измениться в лучшую сторону самим и изменить свои отношения с окружающими.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки, магниты, тексты притч.

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час на основе христианских притч. Что такое притча? (поучительный рассказ)

Притча 1 (рассказывает учитель): 

Однажды отец семейства решил отделить сына. Отрезал ему земли, дал хлеба, скотины и сказал:

-Живи так, как я жил, и будет тебе во всём удача! Ушёл сын от отца и стал жить в своё удовольствие. «Отец ведь говорил, чтобы жил я так, как он живёт, - думал он, - а живёт он радостно, вот и я также буду».

Жил так сын и не тужил, и очень скоро надел отцовский и прожил. Стал он отца просить, чтобы он ещё ему дал, но отец и слушать его не стал.                      

Вскоре решил отец семейства отделить и второго сына. Отрезал ему земли, дал хлеба, скотины и сказал:                                        

-Живи так, как я жил, и будет тебе во всём удача! Помнил сын о судьбе своего брата, поэтому задумался над словами отца.  Понял он, что жить так, как отец его жил, не значит только удовольствия искать.

 Стал он вещи отцовские рассматривать и разбирать, чтобы до всего своим умом дойти. И переломал всё, и перепортил, а своего сделать не сумел. Стал отца просить, чтобы он ему еще дал. Но ничего отец ему давать не стал.

Отделил отец и третьего сына, и так же ему сказал:

- Живи так, как я жил, и будет тебе во всём удача! Ушёл и этот сын. Много он размышлял над тем, почему братьям его ни в чём удачи не было. И стал третий сын вспоминать, что отец его в жизни делал. Родил их отец, вспоил, выкормил. Уму- разуму ещё отец их учил, а ещё как зло от добра отличать. И ничего, кроме добра, от него они в жизни не видели. И понял вдруг сын, жить так, как отец жил, значит творить добро. И только он слова эти про себя произнес, как появился рядом отец.

- Вижу, сынок, - ласково молвил он, всё понял ты! Иди же скорее братьям своим расскажи, что только тот найдёт счастье в жизни, кто будет делать другим добро!

Учитель: Вы послушали притчу, как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Дети: Что значит творить добро

Учитель: «Творить добро - это…»

Притча 2 ( видео «Притча о гвоздях»):  

Жил-был один темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свои эмоции, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить и забора по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».

Учитель: Подумайте, чему учит эта притча?

Вывод: Уметь справляться со своими эмоциями и  не оскорблять других.

Учитель: Но легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым? (ученики высказывают свое мнение) Что для этого нужно, вы поймёте из притчи «Пчёлка и муха».

Притча 3 (видео):

На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко! Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар. Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась. Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь впервые, вежливо спросила муху:

- Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась:

- Не видела я здесь никаких лилий! А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок! Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

- Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах! И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие - на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.

Вывод: Уметь видеть во всём только хорошее.

Учитель: Видит во всём хорошее только тот, кто с любовью относится к окружающему миру.

Притча 4 ( читает учитель):

Женщина вышла из своего дома и увидела во дворе троих старцев с длинными седыми бородами. Она не узнала их. И сказала:

- Наверное, вы мне не знакомы, но вы, должно быть, голодны. Пожалуйста, входите в дом и поешьте.

- Мы не можем пойти в дом вместе, - ответили они.

- Почему же? – удивилась женщина.

- Его зовут Богатство, - взявшись объяснять, указал на своего друга один из старцев, потом указал на второго:

- А его зовут Удача. А меня зовут Любовь. Сейчас иди домой и поговори со своим мужем о том, кого из нас вы хотите видеть в своём доме.

Женщина пошла и рассказала. Тот очень обрадовался:

- Замечательно! Уж если выбирать среди них, то давай пригласим Богатство. Пусть войдёт и наполнит наш дом богатством! Жена возразила:

- Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу? Их дочь слушала это, сидя в углу. Она подбежала к родителям со своим предложением:

- А почему бы нам не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарится Любовь!

- Давай-ка согласимся с нашей девочкой, - сказал муж жене, - иди и попроси Любовь стать нашим гостем.

Женщина вышла и спросила у троих путников: «Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем». Гость по имени Любовь пошёл к двери. Но и другие два старца последовали за ним. Удивлённая, хозяйка дома спросила Богатство и Удачу:

- Я же пригласила только Любовь, почему вы идёте? Те ответили:

- Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие двое остались бы на улице. Но вы пригласили Любовь, а куда она идёт, то и мы всегда идём за нею.

Вывод: с любовью относиться друг к другу.

Учитель: А. что вы, ребята, считаете основой человеческого счастья? (ученики высказывают свое мнение)

Учитель: а может быть, прав отец из притчи? И богатство делает человека счастливым? Герои следующей притчи помогут нам в этом разобраться.

Притча 5 (видео «Богатый и бедный»):

Один богатый человек повёз своего сына в деревню, чтобы он своими глазами мог увидеть, какими бедными бывают люди. Они прожили в бедной деревне несколько дней, а позже, когда вернулись в свой богатый дом, отец спросил:

- Сын, понимаешь ли ты теперь, что значит жить в нищете?

- Да, отец, - отвечал мальчик.

- Научила ли тебя чему-нибудь наша поездка? – спросил отец.

- Очень многому научила! – ответил сын.

- Чему же?

- Я понял, что никогда не встречал таких хороших людей! – отвечал мальчик. – И как же они богаты, папа!

- Богаты?! – удивился отец.

– Конечно, богаты! – отвечал сын. – Смотри, у нас в доме живёт одна собака, у них – целых четыре! У нас во дворе есть бассейн, а у них – морская бухта. У нас – сад, у них – бескрайние леса. У нас - фонари, а им светят звёзды.

- Но ведь у нашей семьи есть практически всё! – изумился отец.

- Это так, - отвечал сын, - и нам всё время чего-то не хватает, а они благодарны Богу за то, что имеют. Мы нищие по сравнению с теми людьми.

Учитель: Объясните, почему сын считает, этих хороших людей богатыми? (ученики высказывают свое мнение)

Вывод: Надо довольствоваться тем, что имеем.

Притча 6 (рассказывает ученик):

Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями – всё хорошо, аккуратно.

 Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, постоянно пытавшийся испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость утворит.  И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями. Человек вылил помои, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых крупных и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!» 

Учитель: Чему учит эта притча?

 Вывод: Отвечать добром на зло.

Учитель: Добро творить непросто, ведь нужно думать прежде всего не о себе, а о других.

Притча 7 (рассказывает ученик):

Одному хозяину жаль было расставаться с хорошим работником, и он попросил его об услуге – построить ещё один дом. Плотник согласился, но во время работы думал о чём-то другом, совсем не старался, материалы брал какие попало. Когда плотник закончил работу и дом был готов, хозяин протянул плотнику ключи от входной двери. «Этот дом, - сказал он, - мой подарок для тебя». Как же расстроился плотник. Если бы он знал, что строит для себя, он бы сделал совсем по-другому. Как ты помогаешь устраивать жизнь другим, так же и устроится твоя собственная.

Работа в парах: Из   предложенных слов соберите предложение, объясняющее смысл притчи, и прочитайте его.

Вывод: делать другим как себе.

Рефлексия.

Учитель: У каждого человека, большого и маленького, свой путь к добру.

Путь к добру нелегкий, долгий, путь борьбы с собой, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.
Учитель: Помните: творить добро – это … (обобщает, делает вывод)

Если классный час заставил вас задуматься о себе, о жизни, об отношении к людям, то прикрепите к доске красный магнитик. Если все-таки вы остались равнодушны, то прикрепите синий магнитик. (Обучающиеся делают свой выбор) 

Учитель: Посмотрите, как много красных магнитиков, из них даже можно выложить на доске сердечко – символ любви. (Два ученика выкладывают на доске сердечко из магнитов)

Учитель: Но мы забыли о самом главном…

Притча 8 (читает учитель):

Жил один человек и жил не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал. Как-то шёл по улице, видит: у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю. Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у неё ещё хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но всё-таки кряхтя поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер и видит – весы: слева – его зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает! «Эх, - говорит себе человек, - и здесь не повезло!» Смотрит, - ангелы пуговицу кладут на  весы и чаша с добрыми делами перевесила.  «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – удивился человек. – Сколько добрых дел я сделал, а их не видно!» И услышал, как ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Вывод: не гордиться своими добрыми делами.

Учитель: Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Заботьтесь об окружающих вас людях, наполняйте жизнь солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Добро. Зло. Терпимость"

Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На мой взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать её в течение всех лет обучен...

Презентация к классному часу "Добро. Зло. Терпимость".

Классный час был проведён в январе 2011 года с учащимися 8 класса. Для экономии времени большая часть заданий 1 – 6 были выполнены как домашние задания. Для оформления класса на доске были вывешены ра...

Разработка классного часа "Добро и зло" для 10 класса

Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это основные понятия морали. Данный классный час познакомит учащихся с закономерностями проявления...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...

Классный час "Добрая воля - добрые дела".

Классный час о том, кто такие добровольцы, волонтеры....