" Жизнь дана на добрые дела" ( классный час)
методическая разработка (6 класс)
Классный час для учеников 6 класса, раскрывает тему доброты и бескорыстной помощи, знакомит с книгой А.П. Гайдара "Тимур и его команда" и волонтёрскими организациями города Курска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Жизнь дана на добрые дела" | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Жизнь дана на добрые дела »
( разработка классного часа)
Автор: Богачева Ольга Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель
МБОУ «СОШ № 20 им. А.А. Хмелевского» г. Курска
- Пояснительная записка
Актуальность: « Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным , храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым…..» - так начинается один из текстов ФИПИ для изложения в 9 классе. Я задавала подобный вопрос ученикам – и на самом деле ответ «добрым», к сожалению, не пользуется популярностью у современных подростков. Поэтому я считаю очень важным закладывать в них основы таких нравственных ценностей, как доброта, сострадание, сочувствие и других, чему и способствует в том числе разработанный мною классный час. Не зря В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств».
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: ученики 6 класса ( 12 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Данное мероприятие проводилось мною во 2 четверти 6 класса, когда с учащимися были установлены достаточно доверительные отношения. Оно продолжает цикл нравственных классных часов по формированию базовых жизненных ценностей и личных качеств: «Человек среди людей», «Настоящий друг», «Я отвечаю за свои поступки», «Как зависть душу разъедает». Кроме того, классный час «Жизнь дана на добрые дела» проводится после изучения повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» на уроке родной литературы, и на мероприятии мы обращаемся к этому произведению. На классный час были приглашены ребята – участники волонтёрского отряда нашей школы «Содействие», с тем чтобы шестиклассники заинтересовались деятельностью отряда и могли в дальнейшем в него вступить.
Цель: оказание позитивного влияния на учащихся при выборе ими жизненных ценностей, формирование позитивных установок на добровольческую деятельность.
Задачи:
- осмысление категории «доброта», воспитание способности совершать добрые дела;
- расширить знаний о волонтёрстве и волонтёрских организациях школы и города;
- формирование активной жизненной позиции, пробуждение интереса к волонтёрской деятельности;
Планируемые результаты:
Предметные результаты: сформулировать понятие «волонтёр», расширить знания учащихся о таких нравственных категориях, как «цель жизни», «добро», «бескорыстие»;
Метапредметные результаты: развивать самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки обучающихся; совершенствовать навыки ведения дискуссии, учить формулировать своё мнение и прислушиваться к чужому;
Личностные: развитие таких качеств личности, как сострадание, милосердие.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Мероприятие проводится в форме классного часа, так как это наиболее гибкая по содержанию и структуре форма, позволяющая включить в себя беседу - обсуждение, групповую работу с элементами дискуссии, встречу с интересными людьми. Классный час проводится , основываясь на личностно – ориентированном подходе.
Педагогическая технология /методы/ приёмы/, используемые для достижения планируемых результатов.
Во время классного часа применяются технологии проблемно – диалогического обучения ( приём «Верите ли вы»), технологии обучения в сотрудничестве ( работа в группах) , технология деятельностного подхода.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация волонтёрского отряда, музыка. К участию в мероприятии привлекаются ученики 10 класса – челны школьного волонтёрского отряда «Содействие»
Считаю, что данное мероприятие можно адаптировать практически для любого возраста. Но наиболее целесообразно его проводить именно в 5 – 6 классе, когда закладываются основы нравственного поведения, дети ещё достаточно открыты педагогическому воздействию, у них можно пробудить интерес с бескорыстному совершению добрых дел.
- Основная часть
- .Описание подготовки воспитательного мероприятия
Перед проведением мероприятия все учащиеся читают повесть
А.П. Гайдара «Тимур и его команда», узнают о волонтёрских организациях г. Курска. Представители школьной волонтёрской организации «Содействие» готовят презентацию своих добрых дел. Изготавливаются из картона звёздочки, необходимые для этапа рефлексии.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия ( конспект)
Ход проведения классного часа
- Подготовка к восприятию темы классного часа. Беседа.
- Отгадайте загадку:
И долга, и коротка,
А один одному не верит,
Всяк сам по себе мерит ( жизнь)
- Что значит «всяк по себе мерит»? ( у каждого человека своя жизнь, каждый проживает её по- своему)
- Ребята, вы находитесь в начале жизни. Давайте помечтаем: каким человеком вы хотели бы стать? ( ответы детей, высказывается каждый).
Вывод: каждый человек - неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. А потому и планы на будущее у каждого свои. А сейчас я хочу, чтобы вы одним предложением сказали, каким вы хотите быть человеком ( ответы детей)
- Сообщение темы классного часа ( на доске) : «Жизнь дана на добрые дела» ( знак препинания в конце не стоит, но внимание на этом не акцентируется)
Групповая работа, приём «Интервью»: учащиеся делятся на 3 группы и формулируют вопросы на тему «Добро и доброта», затем задают их друг другу. Примерные вопросы:
- Что же такое добро и доброта?
- Какого человека можно назвать добрым?
- Какие поступки характеризуют доброго человека?
- Какие есть слова с первым корнем - добр -?
- Вспомните словосочетания, в которых есть слово добро и доброта ( делать добро, поминать добром, желать добра) и другие.
Доброта – способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря – способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, т. е. то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.
В ходе взаимного интервьюирования и обсуждения ребята приходят к выводу, что можно быть добрым человеком, не делая и не желая окружающим зла, а есть доброта другого уровня , которая проявляется в поступках на благо других людей.
Слово учителя. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – это все положительное, хорошее, полезное. Оно соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу. Объединение на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Сфера добра плотно связана с традициями родной культуры, с языком, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. В старославянской азбуке, где каждая буква обозначала слово, буква Д обозначало слово «Добро» - это говорит о том, какое место отводилось этому качеству у наших предков, если сама азбука как бы призывала : « Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!»
Д.С.Лихачев, считал, что «самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас» . А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать.
3. Рассказ о волонтёрских отрядах г. Курска, встреча с представителями школьного волонтёрского отряда «Содействие».
- Есть люди, которые выбирают целью своей жизни бескорыстную помощь людям. Как их называют? ( волонтёры) Что вам известно и волонтёрах? Какие волонтёрские организации существуют в нашем городе ? ( индивидуальные сообщения, заранее подготовленные учениками).
Представители волонтёрского отряда «Содействие» МБОУ «СОШ № 20 им. А.А. Хмелевского » проводят с учениками игру «Верите ли вы?» Её цель – расширение знаний учащихся о волонтёрской деятельности.
Верите ли вы, что ….
- Слова «волонтёры» и «добровольцы» можно назвать синонимами? ( да)
- Сына, который помыл посуду, можно назвать волонтёром? ( нет)
- Волонтёрские организации появились относительно недавно? ( нет)
- Волонтёрские организации существуют во многих странах? ( да)
- Есть специальный праздник – День волонтёра, или День добровольца? ( да, 5 декабря)
- Символы волонтёрства – сердце и открытая ладонь? ( да)
- Волонтёром может стать человек любого возраста? ( не совсем, с 14 лет)
- Каждый человек может стать волонтёром? ( правильного ответа нет, обсуждение, вывод – волонтёром можно стать даже незаметно для себя, делая добрые дела).
- Кто такие волонтёры? Что вы о них знаете?( встреча с представителями школьного волонтёрского отряда «Содействие», презентация их работы)
- Как вы думаете, почему количество волонтёрских отрядов увеличивается? Что даёт человеку бескорыстная помощь другим?
4. Актуализация знаний о книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
- Мы узнали, что несмотря на то что волонтёрство в России набирает популярность сравнительно недавно, с 90-х годов, добровольческая деятельность, бескорыстная помощь другим людям, зачастую незнакомым – это одна из особенностей русского менталитета. Об этом в том числе свидетельствует и популярность прочитанной недавно повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».
- Почему книга так заинтересовала вас? ( её герои – дети, ваши ровесники. Интересно узнать, чем дети жили дети почти 100 лет назад)
- Ещё ваш возраст называется ОТРОЧЕСТВО – время, когда перед молодым человеком возникают вопросы: Как жить? Как выбирать друзей? Как не попасть в дурную компанию?
- Что означает слово «команда» в названии книги? ( команда – не просто друзья – приятели, а люди, которые занимаются общим делом)
- Какое общее дело есть у Тимура и его друзей? ( инсценировка по группам + просмотр фрагментов фильма)
Вывод после просмотра: перед нами обычные ребята, они совсем не идеальные, но когда раздаётся сигнал «общий сбор», все бегут и делают то, что нужно.
5. Заключительная часть. Работа с пословицами.
- Дома вы подбирали пословицы о доброте и смысле жизни ( проверяем). Я вас хочу познакомить ещё с одной ( надо восстановить её, соединив части):
Жить для себя – тлеть,
Жить для семьи – гореть,
Жить для людей – светить.
- Как вы понимаете её смысл? ( не каждому дано служить людям, полностью забыв о себе, но каждый из нас в силах сделать что-то маленькое не для себя)
6 . Рефлексия. «Добрые дела» - на звёздочках из бумаги ( ведь в повести «Тимур и его команда» над домами красноармейцев были звёздочки ) напишите, какое доброе дело вы можете совершить уже сейчас. Внимание !!! Мы помним, что одно из условий добрых дел Тимура – тайна, поэтому звёздочку вы оставите у себя, и постараетесь сделать то, что наметили, читать, что вы написали, мы не будем.
Вернёмся к теме нашего классного часа: «Жизнь дана на добрые дела» Обратите внимание, что в конце нет никакого знака. Давайте выберем знак препинания в конце . ? ! …. ( дети прикрепляют знак препинания и объясняют свой выбор)
7. Заключительное слово учителя
Да, ребята: «Нам жизнь дана на добрые дела». Помните, все то, что мы совершили в течение своего земного пути, останется с нами навсегда. Пусть страницы вашей жизни остаются светлыми, проникнутыми добром и любовью к человеку. Пусть наш классный час станет одной из ступенек к дальнейшим добрым делам в вашей жизни. Открывайте свои сердца доброте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: "Нам жизнь дана на добрые дела"
Классный час для 6 класса. Предусмотрена работа в группах, инсценировка рассказа и чтение стихотворений....
Классный час на тему : " Жизнь дана на добрые дела".
Классный час на тему : " Жизнь дана на добрые дела"....
Классный час на тему : " Жизнь дана на добрые дела".
Классный час на тему : " Жизнь дана на добрые дела"....
Классный час «Жизнь дана на добрые дела»
Классный час «Жизнь дана на добрые дела»Цель: формирование нравственных качеств личности у воспитанников; закрепление общепринятых правил поведения, проявления добрых чувств и поступков.Задачираскрыть...
классный час "Жизнь дана на добрые дела"
классный час "Жизнь дана на добрые дела"...
Классный час "ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА"
ДАВАЙТЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ ДОБРОТЕ ДАВАЙТЕ С ДУМОЙ ЖИТЬ О ДОБРОТЕ ВСЯ В ГОЛУБОЙ И ЗВЕЗДНОЙ КРАСОТЕ ЗЕМЛЯ ДОБРА. ОНА ДАРИТ НАС ХЛЕБОМ ЖИВОЙ ВОДОЙ И ДЕРЕВОМ В ЦВЕТУ. ПОД ЭТИМ ВЕЧНО НЕСПОКОЙНЫМ НЕБОМ ДАВАЙТЕ ВО...
Классный час по теме "Жизнь дана на добрые дела"
Классный час «Жизнь дана на добрые дела»Цели:- оказание позитивного влияния на учащихся при выборе ими жизненных ценностей;- развитие волонтёрского движения в школе;- формирование позитивн...