Классный час "Планета толерантности"
классный час (6 класс)

Стратий Елена Николаевна

Цель: формирование толерантного отношения к одноклассникам, умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakladka.doc104.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_material.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Цели:

  • Формировать толерантное отношение к одноклассникам, умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.
  • Развивать у детей способности анализировать свои действия.
  • Воспитывать чувство доброты, чуткость и терпимость к окружающим людям.

Ход классного часа.

1. Мотивация.

–Сегодня нередко  с телеэкранов, от ведущих политиков мы слышим незнакомое слово «толерантность». Для русского языка оно относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово? Сделайте предположения.

– А сейчас посмотрите презентацию и скажите, правильно ли вы определили значение слову «толерантность».

2. Просмотр презентации под музыку.

  1. Работа с понятием.

– Что же такое толерантность? Как вы понимаете это слово?

Ответы детей.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

 Давайте  попробуем определить цели нашего занятия: чем мы сегодня будем заниматься и для чего?

  • Узнать, что такое толерантность.
  • Выяснить, насколько я толерантный человек.
  • Узнать мнение одноклассников о терпимости и доброте к чужим людям.
  • Показать своим одноклассникам свои знания по этой проблеме.
  • Найти пути решения проблемы толерантности в нашем классе.

    – Итак, тема сегодняшнего классного часа «Планета Толерантности». А как вы понимаете эпиграф?

– Откуда же появилось слово толерантность?

Индивидуальное задание. На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».

Слайд.        

Итог.  Составьте кластер к слову толерантность (милосердие, сострадание, уважение, доброта души, терпение, дружба).

Слайд.

4. Организация познавательной деятельности.

1) Определение качеств толерантности.

– А  что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов?

– Хорошо или плохо, что все мы разные?

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

– Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

  Давайте  попробуем определить качества, необходимые нам для общения (работа в группах).

Игра «Солнце толерантности».У вас есть файлы. В них перечислены различные качества человека. Попробуйте выбрать те, которые  помогают в общении.

Доброта, хвастовство, терпение, грубость, зазнайство, сострадание, бестактность, ложь,понимание, уважение, зависть,честность, умение слушать и слышать, оскорбление.

2) Игра в «имена».

Чтобы быть терпимым  к другому человеку, нужно знать о его хороших качествах. Давайте попробуем представить себя друг другу.  Назовите прилагательные, начинающиеся на первую букву вашего имени и характеризующие ваши положительные качества.

        

– Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путём?

3) Правила поведения.

Можно ли жить мирно и не сориться?Как это сделать?  Какие нормы поведения в классе можно считать толерантными?

Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

Не делай другому того, от чего больно тебе.

В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

Уважай.

Не унижай.

Будь внимателен.

Умей слушать и слышать.

Стремись к взаимопониманию.

Соблюдая эти правила, мы сможем с гордостью о себе сказать: «Я – толерантная личность!»

4) Проведение инсценировок (задание дано заранее).

Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

1.На уроке: Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

2.На перемене: Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

3.В школьном дворе: Костя принес в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Костя, увидев это, страшно разозлился.

5) Чтение стихотворения (индивидуальное задание).

Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

Ответим друг другу чувством высоким-

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

 6) Определение уровня толерантности.

 Как мы узнали, Талейран Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности?

Посмотрите на слайд, как часто вы высказываетесь подобным образом?

Низкий уровень толерантности

Средний уровень толерантности

Высокий уровень толерантности

«Терпеть не могу этого человека, он меня раздражает своим присутствием, меня трясет от него, меня все в нем возмущает».

«Не все я принимаю в этом человеке, иногда он невыносим, кое-что меня в нем раздражает».

«Мне нравится этот человек, с этим человеком легко общаться».

Да, к сожалению, не всегда вы бываете толерантны, но мы будем учиться этому.

7) Притча «Всё оставляет свой след».

- А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

Давайте послушаем притчу и ответим на вопрос, почему же мы должны быть толерантными.

Просмотр видеоролика с притчей.

– Чему учит эта притча?

8)Упражнение «Техасские объятия».

А теперь, проявим все ваши хорошие качества и выполним упражнение «Техасские объятия».Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, по моей команде  все делают шаг внутрь.

Хоть вы часто бываете нетерпимы друг к другу во время общения в школе, но сейчас вы смогли забыть о ваших разногласиях и неприятиях и отлично справились с заданием.

5. Рефлексия.

  1. Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжите фразу «Я -…»

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  •  приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  •  заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  •  патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  •  человек, берегущий природу и культуру;
  •  трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжите фразу «В моей семье …»

  • все терпимые и терпеливые;
  •  здоровые, добрые, любящие;
  • уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
  •  окружающие друг друга заботой;
  • внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
  •  успешные, независимые, счастливые.

Толерантный посёлок.  Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок?  Продолжите фразу «В моём посёлке …»

  • прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;
  •  улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
  •  река и воздух чистые, природа здоровая;
  •  школа просторная, светлая;
  • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие,  умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
  • учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Толерантная страна.  Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России?  Продолжите фразу «В моей России…»

  • власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
  •  народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
  • все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
  •  страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

  1. «Стихотворный монтаж» (участникам раздаются пронумерованные части стихотворения, и они по очереди зачитывают).

  1. Слово учителя.

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю Планеты Толерантности.

     Благодарю всех за активное участие. Надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

     Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

4) Звучит песня «Дети Солнца»  (группа «Непоседы»).



Предварительный просмотр:

Толерантность – это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

Ответим друг другу чувством высоким-

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

1.На уроке: Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

2.На перемене: Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

3.В школьном дворе: Костя принес в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Костя, увидев это, страшно разозлился.

1.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным нашмир.

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность"

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...

Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»

Заседание МО классных руководителей совместно со  школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...

Презентация классного часа "Толерантность"

Собственная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность"

Интересная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа (5 класс)...

классный час "Толерантность"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...