Классный час "Планета толерантности"
классный час (6 класс)
Цель: формирование толерантного отношения к одноклассникам, умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakladka.doc | 104.5 КБ |
konspekt.doc | 70.5 КБ |
razdatochnyy_material.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Цели:
- Формировать толерантное отношение к одноклассникам, умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.
- Развивать у детей способности анализировать свои действия.
- Воспитывать чувство доброты, чуткость и терпимость к окружающим людям.
Ход классного часа.
1. Мотивация.
–Сегодня нередко с телеэкранов, от ведущих политиков мы слышим незнакомое слово «толерантность». Для русского языка оно относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово? Сделайте предположения.
– А сейчас посмотрите презентацию и скажите, правильно ли вы определили значение слову «толерантность».
2. Просмотр презентации под музыку.
- Работа с понятием.
– Что же такое толерантность? Как вы понимаете это слово?
Ответы детей.
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
– Давайте попробуем определить цели нашего занятия: чем мы сегодня будем заниматься и для чего?
- Узнать, что такое толерантность.
- Выяснить, насколько я толерантный человек.
- Узнать мнение одноклассников о терпимости и доброте к чужим людям.
- Показать своим одноклассникам свои знания по этой проблеме.
- Найти пути решения проблемы толерантности в нашем классе.
– Итак, тема сегодняшнего классного часа «Планета Толерантности». А как вы понимаете эпиграф?
– Откуда же появилось слово толерантность?
Индивидуальное задание. На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».
Слайд.
Итог. Составьте кластер к слову толерантность (милосердие, сострадание, уважение, доброта души, терпение, дружба).
Слайд.
4. Организация познавательной деятельности.
1) Определение качеств толерантности.
– А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов?
– Хорошо или плохо, что все мы разные?
Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.
– Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
Давайте попробуем определить качества, необходимые нам для общения (работа в группах).
Игра «Солнце толерантности».У вас есть файлы. В них перечислены различные качества человека. Попробуйте выбрать те, которые помогают в общении.
Доброта, хвастовство, терпение, грубость, зазнайство, сострадание, бестактность, ложь,понимание, уважение, зависть,честность, умение слушать и слышать, оскорбление.
2) Игра в «имена».
Чтобы быть терпимым к другому человеку, нужно знать о его хороших качествах. Давайте попробуем представить себя друг другу. Назовите прилагательные, начинающиеся на первую букву вашего имени и характеризующие ваши положительные качества.
– Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путём?
3) Правила поведения.
Можно ли жить мирно и не сориться?Как это сделать? Какие нормы поведения в классе можно считать толерантными?
Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
Не делай другому того, от чего больно тебе.
В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
Уважай.
Не унижай.
Будь внимателен.
Умей слушать и слышать.
Стремись к взаимопониманию.
Соблюдая эти правила, мы сможем с гордостью о себе сказать: «Я – толерантная личность!»
4) Проведение инсценировок (задание дано заранее).
Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.
1.На уроке: Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.
2.На перемене: Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.
3.В школьном дворе: Костя принес в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Костя, увидев это, страшно разозлился.
5) Чтение стихотворения (индивидуальное задание).
Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить.
6) Определение уровня толерантности.
Как мы узнали, Талейран Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности?
Посмотрите на слайд, как часто вы высказываетесь подобным образом?
Низкий уровень толерантности | Средний уровень толерантности | Высокий уровень толерантности |
«Терпеть не могу этого человека, он меня раздражает своим присутствием, меня трясет от него, меня все в нем возмущает». | «Не все я принимаю в этом человеке, иногда он невыносим, кое-что меня в нем раздражает». | «Мне нравится этот человек, с этим человеком легко общаться». |
Да, к сожалению, не всегда вы бываете толерантны, но мы будем учиться этому.
7) Притча «Всё оставляет свой след».
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
Давайте послушаем притчу и ответим на вопрос, почему же мы должны быть толерантными.
Просмотр видеоролика с притчей.
– Чему учит эта притча?
8)Упражнение «Техасские объятия».
А теперь, проявим все ваши хорошие качества и выполним упражнение «Техасские объятия».Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, по моей команде все делают шаг внутрь.
Хоть вы часто бываете нетерпимы друг к другу во время общения в школе, но сейчас вы смогли забыть о ваших разногласиях и неприятиях и отлично справились с заданием.
5. Рефлексия.
- Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжите фразу «Я -…»
- терпимый и терпеливый;
- считающийся с чужими мнениями и интересами;
- умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
- приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
- уважающий окружающих и уважаемый ими;
- уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
- заботливый, сострадающий, поддерживающий;
- патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
- человек, берегущий природу и культуру;
- трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжите фразу «В моей семье …»
- все терпимые и терпеливые;
- здоровые, добрые, любящие;
- уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
- окружающие друг друга заботой;
- внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
- успешные, независимые, счастливые.
Толерантный посёлок. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок? Продолжите фразу «В моём посёлке …»
- прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;
- улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
- река и воздух чистые, природа здоровая;
- школа просторная, светлая;
- учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
- учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
Толерантная страна. Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России? Продолжите фразу «В моей России…»
- власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
- народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
- все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
- страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.
- «Стихотворный монтаж» (участникам раздаются пронумерованные части стихотворения, и они по очереди зачитывают).
- Слово учителя.
Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.
Благодарю всех за активное участие. Надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
4) Звучит песня «Дети Солнца» (группа «Непоседы»).
Предварительный просмотр:
Толерантность – это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
1.На уроке: Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.
2.На перемене: Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.
3.В школьном дворе: Костя принес в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Костя, увидев это, страшно разозлился.
1.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным нашмир.
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Толерантность"
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...
Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»
Заседание МО классных руководителей совместно со школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...
Презентация классного часа "Толерантность"
Собственная разработка классного часа. 8 класс....
Классный час "Толерантность"
Интересная разработка классного часа. 8 класс....
Классный час "Толерантность - это дружба!"
Разработка открытого классного часа (5 класс)...
классный час "Толерантность"
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...
Классный час "Толерантность? Толерантность!"
Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...