классный час "Конституция – основной закон государства"
классный час (8, 9 класс)
Классный час "Конституция - основной закон государства" для учащихся 8-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час для 8-9 классов "Конституция - основной закон государства" | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конституция – основной закон государства
(для 8-9 классов)
Цель: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие коммуникативных компетенций.
Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции. Это хороший повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Готовясь к классному часу ребята провели блиц опрос среди школьников. Давайте посмотрим, как отвечают ребята из разных классов на вопросы касающиеся конституции.
Все ребята молодцы!
Учитель: - Так что же такое конституция?
Ученик: Конституция – важнейший закон государства, имеющий наивысшую юридическую силу и особенный правовой статус. В этом документе регламентируются основные положения юридической, политической, социальной и экономической жизни страны.
Экскурс в историю.
1 ведущий: Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» (установление), которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые их них: Конституция США 1787 года, Конституция Франции 1791 года и Конституция Польши 1793 года.
2 ведущий: Свою первую Конституцию наша страна могла получить ещё в начале XIX века при императоре Александре I. Именно по его поручению был разработан проект совершенно нового для нашей страны законодательного акта, который получил название «Государственная уставная грамота Российской империи». Но в итоге документ был отвергнут императором.
1 ведущий: Следующая попытка принять Конституцию была предпринята спустя почти шестьдесят лет при императоре Александре II. В 1881 году министром внутренних дел, графом Лорис-Меликовым императору был подан Всеподданнейший доклад, который и был назван впоследствии «Конституцией Лорис-Меликова». Данный проект в общих чертах был одобрен императором и должен был быть вынесен на обсуждение Совета Министров. Но по иронии судьбы в этот же день Александр II был убит террористами-народовольцами.
2 ведущий: В 1905 году следующий российский император Николай II провозглашает Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка. В редакции от 23 апреля 1906 года он стал фактически первой Конституцией России и провозглашал неотъемлемые гражданские права.
1 ведущий: 25 октября 1917 года свершилась Октябрьская революция. До лета 1918 года в России действует неписанная конституция – свод основных декретов большевистского государства.
Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов.
В 1922 году I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции.
31 января 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов.
2 ведущий: Конституция 1936 года имеет неофициальное название: «Сталинская конституция». Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел.
1 ведущий: Конституция СССР 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС).
12 декабря 1993 года. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.
С 2005 года 12 декабря не является в России выходным днём. День Конституции причислен к памятным датам России.
2 ведущий: Но время не стоит на месте и спустя 27 лет основной закон нашей страны вновь подвергся изменению.
В январе 2020 года в послании Федеральному собранию президент России Владимир Владимирович Путин предложил внести в основной закон страны ряд поправок, которые сделали бы документ в большей степени отвечающим современным реалиям и закрепили бы достигнутые результаты. Было подготовлено 206 поправок в Конституцию, которые вырабатывались на основе реальных потребностей общества, максимально учитывались мнения профессиональных сообществ. Они содержат положения, касающиеся политической системы, реализации принципа социального государства, правовой системы. 3 июля 2020 года президент Владимир Владимирович Путин подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками.
Видеофрагмент выступления президента
1 ведущий: Вот такая интересная история у самого главного закона нашей страны, который для каждого гражданина должен являться самым важным и первоочередным законом.
(Законы конституции)
Учитель: Вы уже знаете, что Конституция состоит из множества законов, прав, все эти законы конечно нельзя изучить за урок, но мы рассмотрим некоторые, непосредственно касающиеся вашей жизни. Сегодня мы поговорим о Конституции в игровой форме. Ну, а изучать Конституцию как документ вы будете, или уже начали на уроках обществознания.
Активные участники классного часа будут получать жетоны.
Ведущий: Итак, в Конституции написано каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Давайте выясним, что значат эти права для нас.
Ведущий : Игра «Полет на воздушном шаре»
Приглашаем 3 человека. Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает стремительно падать вниз. В качестве груза в корзине находятся «коробки» с названиями прав человека. Вам нужно оставить только 3 из них, чтобы шар вновь набрал высоту.
1. «Все равны перед судом и законом»;
2. «Право на жизнь»;
3. «Право на свободу»;
4. «Право на охрану здоровья»;
5. «Свобода слова»;
6. «Свобода совести»;
7. «Право вступать в общественные объединения»;
8. «Право на свободу труда»;
9. «Право на жилище»;
10. «Право на частную собственность»;
11. «Право вступать в брак»;
12. «Право на образование»;
13. «Право на собрания и митинги»;
14. «Право избирать и быть избранными в государственные органы».
Вопросы для обсуждения игры задает ведущий.
1. Почему вы оставили только эти 3 права?
2. Какое они имеют значение для вас?
Ученики : (- Жизнь, здоровье, свобода - неотъемлемые главные ценности. Это важнейшие человеческие начала, необходимые каждому.)
Ведущий: - Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать. Государство должно делать все возможное, чтобы защитить их. Но многое зависит от нас самих. Например, не нарушать режим дня, ценить время, радоваться каждому мгновению жизни, беречь здоровье.
Ведущий: Изучаем Конституцию дальше. В одной из статей говорится, что все равны перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности и т. д. для того чтобы разобраться с этим изречением рассмотрим следующие ситуации:
(Нарушен ли принцип равенства?)
1 ситуация
- В вашем классе новичок. Он говорит с акцентом, у него черные; кудрявые волосы, смуглая кожа. Ребята не общаются с ним, а некоторые стали его дразнить. – Как вы поведете себя?
2 ситуация
- Аня Ф. решила записаться в кружок бильярда. Руководитель кружка сказал, что принимает только мальчиков. - Правомерно ли это?
3 ситуация
- Ваши родители запрещают вам дружить с детьми из семьи Ф., потому что родители их злоупотребляют спиртными напитками, нигде не работают. - Ваше мнение?
(Ребята высказывают своё мнение по каждой ситуации)
Ведущий: Давайте обратимся к конституции.
- Что говорит закон?
Равенство всех перед законом означает, что для всех людей созданы - одинаковые условия и обстоятельства для получения прав и свобод.
Закон предоставляет всем равные возможности в политике, в образовании, в карьере. Как человек использует эти возможности, зависит от него самого.
Но справедливость и равенство, бывает, не переплетаются друг с другом. И все-таки стремиться к этому необходимо всем: и государству, и его гражданам.
Проведем блиц-опрос на знание конституции
Я зачитываю вопрос. Если ответ утвердительный – поднимите синий сигнал, если отрицательный – красный. Кто первый правильно поднимет сигнал получит жетон.
Кто осуществляет государственную власть в Российской федерации?
– Президент!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Поговорим о терминах в конституции
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Кто первый определит термин поднимает руку. Итак,
1 термин
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
О каком термине идет речь? (конституция)
2 термин
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
Что это за термин? (государство)
3 термин
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
Это термин…(республика)
Учитель: Ребята, по итогам нашего классного часа нам нужно выявить самого активного участника. Подсчитаем жетоны. Кто получил больше всего жетонов тот и будет самым активным участником нашего мероприятия.
Итак, знатоком конституции в нашем классе является…….
И он получает в подарок экземпляр конституции РФ.
Учитель: Сегодня мы не только играли, но и попытались затронуть лишь малую часть вопросов политики и права. Те из вас, кто хочет связать свою жизнь с данной сферой деятельности, будут решать более сложные задачи. Узнать дополнительную информацию по данной теме вы сможете в Конституции, на сайтах в сети Интернет,
Ведущий1: Создание и развитие правового государства, в котором будут соблюдаться наши права, защищаться наши интересы - зависит от каждого из нас, от выбора, решения конкретного человека, принятого в той или иной ситуации.
Ведущий 2: Не бойтесь принимать верных решений и отстаивать свои права, боритесь за свои интересы. Будьте правы, и пусть соблюдаются Ваши права!
Учитель: Наш классный час подошел к концу! Спасибо за внимание! С праздником!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
сценарий для 9 классов, в игровой форме...
Конспект классного часа «Конституция – Основной закон государства»
Конспект классного часа«Конституция – Основной закон государства»...
Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»
: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение...
Классный час: «Конституция - основной закон государства»
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ.«Конституция - основной закон государства»Россия без каждого из нас обойтись может,Но никто из нас без нее не может обойтись....
классный час для учащихся 5 класса "Конституция - Основной закон государства"
Средняя школа - время новых открытий и более глубокого погружения учеников в законы мироздания. А с чего же еще начинать новый путь, если не с законов собственной страны и общества в котором живешь?...
Классный час "Конституция -основной закон государства"
Классный час "Конституция-основной закон государства" для проведения в 6 классе. Данная разработка направлена на формирование: представления о важности соблюдения законов государства; ...