Разработка классного часа "мои права"
классный час (5 класс)
Предварительный просмотр:
классный час
«Я и закон»
Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся
- учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;
- формировать коммуникативные умения школьников.
Ход классного часа
Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.
На доске вывешены таблички с определениями:
Права Обязанности Долг Ответственность Свобода
Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
- Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –
Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.
- Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
- Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).
Права школьника:
- право на бесплатное образование
- право на получение дополнительного образования
- право на охрану жизни и здоровья
- право свободы выражения своих убеждений
- право посещать мероприятия
- право на защиту
- право на отдых
- право пользоваться библиотекой
- право избирать и быть избранным
- право на обучение по индивидуальным программам
- право на выбор образовательного учреждения
- право вступать в общественные организации
- право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
- добросовестно учиться
- беречь школьное имущество
- уважать учащихся и работников школы
- выполнять устав школы
- выполнять правила внутреннего распорядка.
Права и обязанности гражданина
Перечень с надписями прав ребенка:
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на индивидуальность.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на специальную охрану и защиту.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Обязанности:
- Защищать свое Отечество
- Соблюдать законы
- Охранять природу
- Платить налоги
Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).
- Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).
- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).
Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:
- возможность делать все, что хочешь
- независимость от кого-то
- отсутствие стеснения, ограничений
- возможность выбора
- право делать все, что не вредит другим
итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.
- Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:
1. запрет курить в общественных местах
2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
1. запрет кататься по перилам
2. запрет играть на проезжей части дороги.
- Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса?
Конкурс. Ситуации.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.
Права литературных героев
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
- В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Конкурс «Разомнись-ка!»
Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)
Конкурс «Угадай-ка!»
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:
1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)
2. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)
3. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)
4. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)
5. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)
6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)
7. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)
10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь з...
Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Данная разработка позволяет изучить и закрепить тему "Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"...
Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Данная разработка позволяет изучить и закрепить тему "Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"...
Методическая разработка классного часа "Ты - женщина, и этим ты права"
Методическая разработка классного часа "Ты женщина и этим ты права" предназначена для проведения мероприятия посвященному празднованию Международного женского дня 8 марта. Реализоывается в начальном п...
Методическая разработка классного часа "Правила поведения в школе"
Классный час проводится в 5 классе см целью ознакомит учащихся с правилами поведения в школе...
Методическая разработка Классный час "Правила поведения во время каникул" (28 октября- 7 нояря 2021г.)
Методическая разработка Классный час "Правила поведения во время каникул" (28 октября- 7 нояря 2021г.)...
Разработка классного часа «Ваши права и права других людей»
Разработка классного часа о правах человека...