Внеклассное мероприятие
методическая разработка (8 класс)
Толерантность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 113.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
по теме: «Будь добрым и человечным»
(к международному дню толерантности)
Разработала: Иванова Н.А.
2022 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Будь добрым и человечным» приурочена к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября.
Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения.
В современном российском обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на государственном уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого классного часа имеет целенаправленное значение в воспитательном процессешколы.
Также данная тема входит в системунравственно-патриотического развития, воспитания и социализации т.е. базовые национальные ценности в соответствии с ФГОС.
Цели мероприятия:
- помочь учащимся понять сущность понятия «толерантность»;
- воспитать и привить такие качества как: доброта, милосердие, человечность, чуткость, доброжелательность.
- развивать чувства коллективизма, солидарности, терпимости, умение слушать;
- показать, что важным в отношениях между людьми есть умение общаться;
- воспитывать способность видеть и понимать отличие другого человека от самого себя;
- учить устанавливать отношения на доброжелательной, толерантной основе.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- познакомить со значением термина “толерантность”;
Развивающие:
- развивать позитивное мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
Воспитательные:
- формировать представление о толерантном отношении в обществе
- формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
- формирование положительной Я-концепции личности учащихся.
Актуальность этой темы объясняется все большим разнообразием мира вокруг нас и все еще присутствующей в жизни нетерпимости, а иногда и агрессии по отношению как к другим этническим группам так и просто друг к другу.
Особенно остро этот вопрос стоит среди подростков, у которых только формируются личностные и гражданские качества, а окружающий их мир они начинают «кроить под себя» - не похожих затравливают.
научить ребят отличать истинный патриотизм от экстремизма и фашизма.
Форма проведения: беседа.
Технические средства: ПК, проектор, экран.
Ход мероприятия:
Девиз внеклассного мероприятия:
«Прийти вместе – это начало,
остаться вместе – это развитие,
работать вместе – это успех»
Г.Форд.
1. Введение
Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным.
Сегодня Мы будем говорить о том, как находить общий язык с «Другим». «Другой» это человек не похожий на вас, как с ним общаться, какие трудности в понимании привычного вам окружения он испытывает и как их преодолевает? Ведь все мы такие разные. Ведь принимая непохожесть «Другого», мы станем лучше понимать себя.
При встрече с «Другим» многое нам кажется странным, даже неправильным. Европейская горчица не оправдывает своего названия. Напитки принято наливать до половины стакана. И даже есть обоснование этому. Венгры налитый полностью стакан «прочитывают» как знак нежелательному гостю («Чтоб ты захлебнулся!»). А в Средней Азии желанному гостю в первый раз наливают в пиалу чаю на самое донышко. Им не жалко. Это традиция. Этот знак «прочитывается» так: «Я готов тебе подливать по глоточку, чтоб чай не остывал». А по-русски принято наливать посуду полностью в знак щедрости. Три разных поступка, три разных исторических обоснования.
Общение людей из разных культур часто похоже на диалог кошки с собакой. Собака машет хвостом в знак дружбы, а кошка — перед атакой. Представляете, как непросто им договориться. Но, мы же люди. Мы можем спросить и объяснить.
16 ноября - Международный день толерантности. Не всем может быть знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Проявлять толерантность - это значит признавать, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведением и ценностями и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед, техника пришла на службу человеку. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса?
2. Понятие «толерантность»
Проблема толерантности принадлежит к числу актуальных и становится сегодня так называемой модной темой. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Важность этого феномена столь сильна, что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира.
- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это терпение.
- Толерантность - это дружба
- Толерантность - это гармония в многообразии.
- Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
- Толерантность – путь к миру и согласию.
К сожалению, дух терпимости, неприязнь к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовали и продолжают существовать в наше время.
Не является исключением и учебные заведения. Следует отметить, что предметом нетерпимости может выступать, как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
В учебных группах, в классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежит явления нетерпимости.
Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»?
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
Некоторые ученые связывают появление термина «толерантность» с подписанием Нантского договора – эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими течениями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская.
В русском языке слово «толерантность» существует сравнительно недавно, и однозначного толкования этот термин не имеет. Наши ученые утверждают, что с «толерантностью» также как и со счастьем – что это такое, каждый понимает по-своему. Чаще всего используют вместо слова «толерантность» слово «терпимость». Это означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».
3. Правила толерантного общения
1.Уважай собеседника.
2.Старайся понять то, о чём говорят другие.
3.Отстаивай своё мнение тактично.
4.Ищи лучшие аргументы.
5.Будь справедливым, готовым признавать правоту другого.
6.Стремись учитывать интересы других.
Послушайте легенду:
Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику.
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят перед ней семь прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Терпимость, шестую – Молодость, седьмую – Мудрость.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
-Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Любовь подошла к девушке по имени Терпимость и протянула ей руку.
Вопрос учащимся: Почему Любовь выбрала Терпимость?(Высказываются учащиеся.)
Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.
16 ноября отмечается Международный день толерантности. Эта дата важна для существования и развития человеческого общества, потому что современный культурный человек – это тот, кто обладает чувством самоуважения и которого уважают окружающие, ведь толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека.
Цель дня толерантностизаключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Тест «Насколько я толерантен?»
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
1.Миша плохо одет…
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4. Пожилая женщина медленно идет…
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
5. На твоих глазах на кого – то нападают…
- Ты пытаешься защитить его.
-Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6. К тебе подходит ребенок – инвалид…
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
-Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Интерпретация результатов:
Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Заключение:
Сегодня мы с вами задумались: «Что такое толерантность? Как нам сделать нашу жизнь лучше?» И мы поняли, что свобода каждого из нас основывается на солидарности всех. В наше сложное и неспокойное время мы должны посмотреть друг другу в глаза и увидеть человека, создать новые формы общения, создать общество, основанное на взаимопонимании, взаимоуважении, доброжелательности.
Необходимо искоренить из своих сердец равнодушие, злость, ненависть. И тогда вас – открытых, добрых, сердечных – будут все любить и уважать, - и мир станет лучше!
Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Ссылки на интернет-ресурсы:
- teacherjournal.com.ua›…Классный…Толерантность.doc
- festival.1september.ru›articles/613241/
- nsportal.ru›НПОиСПО›Гуманитарныенауки›…/klassnyy-chas-na-temu