Урок разговоры о важном
план-конспект урока (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Разговоры о важном
Тема занятия: Наша страна – Россия.
Класс: 10-11
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие.
Опорный конспект разговора о ценности «Доверие к государству»
Внеурочное занятие для обучающихся 10-11 классов по теме:
«Наша страна – Россия. Череповец – горячее сердце русского севера»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, плакаты по теме классного часа.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеороликов, информационных плакатов, групповую форму работы.
Ход урока:
- Вступление.
Ребята, сегодняшний разговор о важном я хочу начать с обсуждения такого вопроса. Каждое поколение людей живёт в своём времени, переживая и его достижения, и трудности. Это нельзя изменить. И как нельзя выбрать время, в котором живёшь, так нельзя выбрать и Родину, место, где родился. И семья, к которой принадлежишь, язык, на котором говоришь и мыслишь, народ, частью которого являешься, и составляет понятие Родина. И от отношения людей к своей стране зависит, будет ли она сильна, богата и благополучна или станет добычей других, распадётся на части и исчезнет.
II. Основная часть.
- Сообщение темы занятия.
Ребята, тема нашего сегодняшнего разговора о важном звучит так: «Наша страна - Россия». И наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о Родине.
Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и прослушать песню М. Бернеса «С чего начинается Родина?».
- Просмотр видеоролика.
(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/ и прослушивания песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?»)
Вам понравился ролик? Какие кадры из этого ролика вы запомнили? Понравилась ли вам песня? Какие чувства вызывают строки песни?
Учитель: Как каждый из нас понимает слово «Родина»? Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости?
Ответы детей.
Работа с фрагментами словарных статей, работа в группах (4 группы).
Задание. Давайте уточним ваши определения Родины в толковых словарях. Поработайте в группах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение на листок. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах)
Карточки:
1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.
2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.
3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.
4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.
5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Возможные ответы учеников.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Учитель: Ребята, как вам всем известно, Россия – самая большая в мире страна. Город Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Учитель: Александр Трифонович Твардовский (русский поэт, общественный деятель) писал: «У большинства людей чувство родины в обычном смысле — родной страны, отчизны — дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки».
Учитель: Давайте вспомним пословицы о Родине, о малой Родине. (Ответы учеников)
Без корня и полынь не растет.
Без любви к человеку нет любви к родине.
В каком народе живешь, того обычая и держись.
В родном краю сокол, в чужом — ворона.
В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
Где родился, там и пригодился.
Какова же наша «малая Родина»?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Череповец.
Учитель: Ребята, обсудите в группах и назовите те достопримечательности, по которым можно узнать Череповец?
Ответы детей: металлургический завод, хоккейный клуб Северсталь, усадьба Гальских и др.
Ребята, а как вы думаете, почему Череповец называют горячим сердцем русского севера?
Череповец – молодой, динамично развивающийся город с древней историей, сформировавшимися культурными традициями. Индустриальный центр Северо-Запада страны.
Свое начало город берет в эпоху мезолита, когда появились первые поселения древнего человека. В основном это были временные стоянки финно-угорских племен, которые занимались охотой, рыбной ловлей, железоделательным промыслом: добычей и обработкой железа из болотных руд. К середине XII века на правом берегу реки Шексны между современным Воскресенским собором и Октябрьским мостом уже существовало древнерусское поселение с культурой средневекового города и развитым металлургическим промыслом. Выгодное географическое положение позволяло не только контролировать торговый путь из варяг в персы, но и принимать активное участие в торговле.
В середине XIV века возникает Воскресенский мужской монастырь, основанный монахами Афанасием и Феодосием, учениками преподобного Сергия Радонежского. В современном городе о монастырской истории напоминает Воскресенский собор – самое раннее каменное строение. Монастырь был упразднен указом Екатерины II в 1764 году. А в 1777 году указом Императрицы «для пользы водной коммуникации» на землях бывшего Воскресенского монастыря и села Федосьева был основан город Череповец.
Город рос и развивался, его прославляли известные череповчане: Иван Андреевич Милютин – легендарный городской голова, который занимал эту должность бессменно в течение 46 лет – беспрецедентный случай в мировой истории; Василий Васильевич Верещагин – прославленный русский художник-баталист, Николай Васильевич Верещагин – основатель российской молочной промышленности, изобретатель вологодского масла, Николай Михайлович Амосов – всемирно известный кардиохирург, поэт Александр Башлачев, журналист Леонид Парфенов и многие другие. Каждому из них определено особое место на культурной карте города.
В XX веке с легкой руки академика Ивана Бардина в Череповце, благодаря выгодному географическому положению и развитой коммуникационной системе, строится ряд промышленных предприятий: металлургический и сталепрокатный заводы, развивается деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность. Так Череповец из тихого провинциального города постепенно превращается в индустриальный центр региона, жизнь которого напрямую зависит от ритмичной работы города, как жизнь человека зависит от ритмичной работы сердца. Отсюда и бренд города «Череповец – горячее сердце Русского Севера».
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу. Проведем с вами виртуальную экскурсию по интересным и значимым местам Череповца (https://yandex.ru/video/preview/10062388702778925897)
Задание: назовите достопримечательности нашего города, показанные в видеоролике. Дополните список достопримечательностей, не вошедших в видеоролик.
Учитель: Ребята, вы знаете, что у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (Ответы детей: герб, флаг, гимн).
Информация о символах города: (https://cherinfo.ru/357)
На доске плакаты с гербом и флагом Череповца.
Учитель: Посмотрите – это герб Череповца. Что изображено на нем? (Ответы детей:)
Герб города Череповца высочайше утвержден 29 марта 1811 года. Герб представляет собой прямоугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит. В верхнем серебряном поле изображен исторический герб города — стул, обшитый малиновым бархатом, на котором расположены крестообразно державный жезл и длинный крест. Над стулом — тройной подсвечник с горящими свечами. По сторонам стула два черных медведя, стоящих на задних лапах. Внизу видны рыбы, плавающие в воде. В нижнем правом красном поле расположена каменная гора. В нижнем левом голубом поле изображены солнечные лучи и руль. Весь щит окаймлен черной полосой.
Значение символов:
- Медведи символизируют тотем древнейшего этнического состава местного населения.
- Стул, державный жезл – символы власти.
- Крест – символ веры.
- Свеча – символ света, ясности, истины.
- Рыбы – знак рыболовства.
- Гора – символ возвышенного места.
- Солнце – источник жизни.
- Руль – символ Мариинской системы.
Цвета символизируют:
- золотой – верховенство, богатство, величие;
- красный – силу, мужество, храбрость;
- серебряный – чистоту, мудрость, радость;
- голубой – скромность, покой;
- черный – постоянство, самодостаточность.
Учитель: Второй символ Череповца – это флаг. Описание флага.
Флаг города Череповец утверждён 28 октября 2002 года.
Описание
Прямоугольное полотнище из трех фигур (две равновеликие) золотого цвета и трех полос синего (голубого) цвета, которые означают символический план города, расположенного на трех возвышенностях по берегам при слиянии рек Ягорбы и Шексны.
Воспроизведение флага города допускается с гербом города, расположенным симметрично в центре полотнища, у соединения трех полос, высотой, равной 1/3 ширины флага.
Символизм
Символика красок флага имеет следующие значения: золотой — великолепие, богатство; голубой — верность, честь, искренность.
Рефлексия.
Учитель: Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек. Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине. Мы с вами вспомнили, что официальная история Череповца начинается с 1777 года. Новый город в Новгородской губернии был образован по указу Екатерины II «для пользы водных коммуникаций». В Екатерининскую эпоху Череповец прославился как центр рыболовецкого промысла — благодаря ловле деликатесной стерляди к царскому столу. Позже — как самый просвещенный город, где каждый пятый житель получал образование. А после строительства Волго-Балтийского канала стал называться «портом пяти морей».
Перспективный этап:
Учитель: Где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях Череповца, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать каким наш город был раньше.
Учитель: Вы правы, также информацию можно найти на официальном сайте города Череповца https://cherinfo.ru/.
Критерии оценивания:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания | Баллы |
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу | 1 |
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия | 1 |
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки: | 1 |
- сценария | 1 |
- интерактивных заданий для школьников | 0 |
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.) | 0 |
- видеоролика | 1 |
- методического описания | 1 |
- презентации в формате ppt, pdf | 0 |
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер | 0 |
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся | 1 |
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными) | 1 |
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе | 1 |
Итого | 10 |
Интерпретация результатов:
0–4 балла | Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки |
5–9 баллов | Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям |
10–14 баллов | Разработанный региональный компонент выполнен |
Вывод: Разработанный региональный компонент выполнен на должном дидактическом и методическом уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока Разговоры о важном - День знаний
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «МЫ – РОССИЯ. ВОЗМОЖНОСТИ - БУДУЩЕЕ» Цели занятия: 1. Сформировать у обучающихся представление о потенциале и пользе самореали...
Сценарный план проведения урока "Разговоры о важном" по теме "Детские общественные организации в Самаре"
Тема: "Детские общественные организации.Цель: Организация деятельности обучающихся, направленной на формирование ценностного отношения и интереса к деятельности детских общественных организаций...
"Разговоры о важном- это действительно важно"
Обобщение и распространение опыта работы классного руководителя.В образовательных учреждениях начат масштабный проект "Разговоры о важном"...
Урок-подведение итогов по Разговорам о важном в 10 А классе с гостем-депутатом думы города Когалыма
Обсуждение самого главного законодательного документа в стране...
Разговоры о важном 2 сентября 2024 тема урока образ будущего ко Дню знаний
Сценарий, презентация, видеоролики, интерактивное задание, плакаты и другие материалы для проведения классного часа цикла внеурочной деятельности по ФГОС проекта «Разговоры о важном» в шко...
Разговоры о важном 9 сентября 2024 тема урока век информации
Сценарий, презентация, видеоролики, интерактивное задание, плакаты и другие материалы для проведения классного часа цикла внеурочной деятельности по ФГОС проекта «Разговоры о важном» в шко...
Разговоры о важном 16 сентября 2024 тема урока дорогами России
Сценарий, презентация, видеоролики, интерактивное задание, плакаты и другие материалы для проведения классного часа цикла внеурочной деятельности по ФГОС проекта «Разговоры о важном» в шко...