Классный час Что я знаю об однокласснике 10 класс
план-конспект занятия (10 класс)
Классный час Что я знаю об однокласснике 10 класс
Классный час «Что я знаю об однокласснике?», проводится с целью как знакомства друг с другом, так и для освоения новых методов исследования. В рамках данного мероприятия учащиеся знакомятся с методом наблюдения, его видами и, применяя полученные знания, проводят исследование в своем классе, обращая внимание на поведение, характер, темперамент, страничку в социальных сетях своего одноклассника и др.
Цель: Сплочение классного коллектива, через реализацию метода наблюдения.
Задачи:
- Охарактеризовать метод наблюдения, выделить его основные черты, виды, правила проведения, достоинства и недостатки.
- Определить основные вопросы для изучения своего одноклассника.
- Провести жеребьевку по выбору объекта своего изучения (имя своего одноклассника).
- Развитие у обучающихся навыков исследовательской и проектной деятельности, умения логически мыслить и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chto_ya_znayu_odnoklassnike.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Что я знаю об однокласснике?»
Актуальность. Применение исследовательской технологии является одним из условий творческой самореализации обучающихся. Эта технология содействует развитию творческого потенциала, интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся как базового компонента компетентности личности. Развитие этого компонента выражает ведущие характеристики ее становления, демонстрирует универсальность связи с окружающим миром, инициирует способность к творческой самореализации, способствует переносу приобретенного опыта и навыков в различные сферы познавательной и практической деятельности. Поэтому, классный час «Что я знаю об однокласснике?», проводится с целью как знакомства друг с другом, так и для освоения новых методов исследования. В рамках данного мероприятия учащиеся знакомятся с методом наблюдения, его видами и, применяя полученные знания, проводят исследование в своем классе, обращая внимание на поведение, характер, темперамент, страничку в социальных сетях своего одноклассника и др.
Цель: Сплочение классного коллектива, через реализацию метода наблюдения.
Задачи:
- Охарактеризовать метод наблюдения, выделить его основные черты, виды, правила проведения, достоинства и недостатки.
- Определить основные вопросы для изучения своего одноклассника.
- Провести жеребьевку по выбору объекта своего изучения (имя своего одноклассника).
- Развитие у обучающихся навыков исследовательской и проектной деятельности, умения логически мыслить и делать выводы.
Класс: 10А (18 человек; при выполнении задания был задействован классный руководитель, который также принимал участие в жеребьевке и был полноправным участником процесса исследования).
Время проведения: 2 занятия (1 занятие – вводное; 2 занятие – результаты работы).
Ход классного часа
Занятие 1.
Учитель: Добрый день! В этом году мы с вами стали частью нового коллектива, 10 А класса, в него вошли 18 человек из трех 9х классов. Чтобы немного познакомиться друг с другом (к концу первой четверти выяснилось, что ребята очень мало знают друг о друге), мы с вами проведем практическую работу под названием «Что я знаю о своем однокласснике?». В ходе работы мы не только постараемся узнать друг о друге по больше, но и попытаемся освоить такой метод исследования как наблюдение. Так как в нашем классе нечетное число ребят, поэтому я, ваш классный руководитель, буду и наблюдателем, и наблюдаемым.
Любая практическая работа включает в себя как теорию, так и практику, поэтому, прежде чем перейти к самому исследованию, познакомимся с самим методом наблюдения.
Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определенного явления. Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд черт: целенаправленность и аналитический характер.
Наблюдение имеет определенную процедуру и включает в себя ответы на следующие вопросы:
1. Для чего наблюдать? (четкая постановка цели наблюдения)
2. Что наблюдать? (выделение объекта и предмета наблюдения)
3. Как наблюдать? (проведение наблюдения по заранее разработанной программе и схеме)
4. Как фиксировать? (запись в дневник или карту наблюдений, фотографирование, видеозапись и др.)
5. Как интерпретировать? (понимание и объяснение изучаемого объекта)
Существуют несколько классификаций видов наблюдения:
I. По времени проведения:
1) Эпизодическое наблюдение. Применяется, чаще всего, когда наблюдение выступает в качестве дополнительного метода исследования;
2) Кратковременное – в течение четко определенного времени;
3) Фронтальное – событие фиксируется от начала до конца;
4) Систематическое наблюдение проводится в течение длительного времени.
II. По позиции исследователя:
1) Невключенное;
2) Включенное;
3) Опосредованное (привлечение результатов наблюдений (фотографий, видеосъемок, воспоминаний);
4) Внешнее;
5) Внутреннее;
III. По месту проведения:
- Полевое;
- Лабораторное;
IV. По объекту наблюдения:
1) Отдельные проявления человека (его психологические свойства, особенности, типы реагирования);
2) Взаимодействие людей друг с другом (процесс общения);
3) Человек в деятельности (игра, профессиональная или хозяйственная деятельность, социальное управление и др.);
4) Повседневность (обыденное течение жизни);
5) Значимые ситуации или события (праздник, обряд, экстремальная ситуация).
V. По способу фиксации:
- Дневники наблюдений;
- Карта наблюдений;
- Протокол;
- Отдельная запись наблюдаемого эпизода;
- Зарисовка;
- Фотографирование;
- Кино- или видеозапись.
Наблюдение может включать в себя следующие вопросы-единицы:
- Особенности темперамента (активность, медлительность, спокойствие, невозмутимость и т. д.).
- Особенности характера:
к труду (трудолюбие, склонность к творчеству, лень, склонность к рутинной работе);
к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость, отзывчивость, замкнутость, бездушие, грубость);
к самому себе (чувство собственного достоинства, самомнение, заносчивость);
к вещам (аккуратность, бережливость, скупость и т. п.).
- Эмоциональность (часто проявляемые настроения, яркие эмоциональные реакции).
- Умение общаться (вербальные проявления и невербальные; общение в парах группе).
- Привычки и клише (часто повторяющиеся фразы, слова)
У любого метода исследования есть свои сильные и слабые стороны, наблюдение не является исключением.
Определив, его основные характеристики постарайтесь самостоятельно выделить достоинства и недостатки наблюдения (работа в группах; каждая группа выделяет «+» и «-»).
Достоинства наблюдения:
- Получение информации непосредственно из источника.
- Исследователь лично участвует в процессе, следовательно, снижается возможность искажения данных.
Недостатки наблюдения:
- Большие временные затраты.
- Факты не комментируются.
- Субъективность наблюдателя.
Чтобы метод наблюдения состоялся, необходимо также обратить внимание на типичные ошибки, которые можно допустить при его реализации:
1) Слишком большое обобщение, игнорирование мелких деталей, нюансов.
2) Стремление давать только положительную оценку или отрицательную.
3) Усредненная оценка.
4) Соотнесение черт объекта наблюдения с чертами наблюдателя.
5) Первое впечатление об объекте наблюдения определяет его дальнейшее восприятие.
Таким образом, наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в целенаправленном, систематическом изучении объекта исследования.
Работа в группах: Опираясь на полученные знания, составьте перечень вопросов-единиц, на которые в ходе наблюдения необходимо будет обращать внимание.
Перечень вопросов-единиц наблюдения (на основе ответов групп):
- День рождение.
- Знак зодиака.
- Тип темперамента.
- Особенности характера.
- Коммуникабельность.
- Привычки (в том числе, «слова паразиты»).
- Особенности (любимые фильмы, музыка, группы в социальных сетях и др.)
Итак, вопросы для наблюдения составлены. Переходим к жеребьевке. Ребята по очереди вытягивают имена одноклассников для наблюдения. Заранее договорившись с детьми, имена объектов наблюдения до подведения итогов работы не разглашаются.
Во время жеребьевки, чтобы ребята не вытягивали собственные имена, карточки с ними изымаются.
Вопросы готовы, объекты для наблюдения выбраны, приступаем к работе.
Занятие 2.
В ходе второго занятия, которое проводилось через три недели, ребята презентовали свои работы: у одних результаты оказались впечатляющими, у других не очень, но, несмотря на это, каждый из нашего класса был и наблюдателем, и объектом наблюдения.
В основном, все результаты работы были представлены в форме презентаций, с опорой на дневник наблюдения, лишь несколько работ представляли собой не систематические данные по наблюдению. Нельзя сказать, что цель, которую мы ставили перед началом работы (сплочение классного коллектива) была достигнута полностью, но данная практическая работа стала одним из шагов по ее достижению.
Список литературы
- Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 224с.
- Педагогика: Курс лекций по актуальным общего и дошкольного образования ОБРАЗОВАНИЯ: Авторы: Клюева Е.В., Наумова Т.В., Губанихина Е.В., Корешкова М.Н. // Под общ. ред. Е.В. Клюевой., Т.В. Наумовой: Учебное пособие – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013 – 254 с. – Режим доступа: http://www.unn.ru/books/met_files/pedagogy.pdf
- http://www.psychologos.ru/articles/view/nablyudenie-dvoe-zn--metod-issledovaniya-v-psihologii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к классному часу "Что мы знаем об истории военных песен".
Презентация к классному часу позвященному Дню победы...
Классный час на тему : «Знай правила дорожного движения»
Классный час разработан с целью систематизации и совершенствования знаний правил дорожного движения...
Классный час "Что я знаю о пожаре"
Классный час "Что я знаю о пожаре" может быть проведён в 6,7 классах. Можно привлечь к подготовке классного часа учащихся. Один из поставленных вопросов - это история пожарных организаций. Прослушав и...
Классный час "Что мы знаем о здоровье"
Классный час "Что мы знаем о здоровье"...
Классный час по ПДД для 5-6 классов на тему: «Знай, помни, выполняй!»
Классный час "Знай, помни, выполняй!" предназначен для учащихся 5-6 классов. Главная его цель - выработать у детей навыки осознанного использования правил дорожного движения в повсе...
Классный час "Что я знаю о главном законе государства?"
классный час, конституция РФ...
Классный час: " Что я знаю о себе ?"
middot; Расширение представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении.· Формирование положительную нравственную оценку таки...