Как помочь ребенку сдать ЕГЭ?
консультация (11 класс)

Родительское собрание (11 класс), целью которого является информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей; принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.

Ссылка на видеозапись выступления классного руководителя https://cloud.mail.ru/public/dW71/HQ8ox721G

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_sdat_ege.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Как помочь ребенку сдать ЕГЭ», 11 класс

Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей; принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.

Задачи: создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к выпускным экзаменам; познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников; провести анализ состояния дел в классе по подготовке к экзаменам.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: родители учащихся, классный руководитель

Подготовительный этап

I. Подготовка и проведение анкетирования детей

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на очередной встрече. Всё ближе сложная пора окончания школы. Сегодня еще раз мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим для поступления?

Сдача экзаменов - это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Хотелось бы рассмотреть несколько типичные проблемы, возникающие в экзаменационный период, и возможные пути их решения. Результативность данной работы во многом определяется именно нашими совместными усилиями.

На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:

1) познавательный (интеллектуальный) - уровень знаний человека;

2) мотивационный - нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;

3) эмоциональный - способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.

II. Анализ анкет родителей и детей

Итак, давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.

В анонимной форме проводилось анкетирование учащихся по следующим суждениям:

Суждения

Да

Нет

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

4. Думаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Терпения во мне больше, чем способностей.

13. Мои родители слишком строго контролируют меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.

17. Я усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Результаты анкеты говорят о следующем:

1. 73% учащихся не полагаются в жизни на случай, считают, всего надо добиваться;

2. 55% учащихся считают, что в жизни работа должна быть скорее важной и

статусной, чем интересной;

3. 67% учащихся знают, чего они хотят добиться в жизни;

4. 72% учащихся считают, что главная составляющая их успешности-крепкая и

дружная семья;

5. 86% учащихся творческие люди: самую рутинную работу будут пытаться

усовершенствовать;

6. 80% учащихся люди самокритичные: считают, что в своих неудачах виноваты

сами, нежели обстоятельства;

7. 82% учащихся люди целеустремлённые, способные к риску;

8. 61% учащихся считает себя людьми больше способными, чем настойчивыми.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что 85% учащихся имеют высокий уровень

мотивации достижений, значит, политика школы в реализации модели выпускника

является правильной.

Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 11-классниками. Однако успешная сдача экзаменов - это и уровень знаний человека. На сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно недостаточно. Что делать в этой ситуации? В школе в течение учебного года были организованы дополнительные занятия, кроме того, ребята занимались индивидуально вне школы, в составе группы на очных или заочных подготовительных курсах при учебном заведении, куда планируете поступать, в том числе и онлайн-занятия.

Как классный руководитель я поддерживаю постоянную связь с учителями-предметниками. Именно педагог может дать квалифицированный и полезный совет об уровне знаний выпускника.

Подготовка к экзаменам и их сдача - время, когда 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это период интенсивной подготовки, огромных физических и эмоциональных нагрузок на организм человека.

Я провела для ребят тестирование на выявление личностной и ситуативной тревожности по следующим суждениям (методика Ч.Д.Спилбергера).

Суждение

Нет,

это не так

(никогда)

Пожалуй,

так (редко)

Верно (часто)

Совершенно верно (почти всегда)

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжённости

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбуждён, и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

7

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11

Я всё принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

Я бываю доволен

1

2

3

4

17

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ситуативная тревожность возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу.

Приняли участие – 24 учащихся. Результаты таковы:

Оценка тревожности

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

До 30 баллов (низкая)

4 (17%)

4 (17%)

31 – 44 балла (умеренная)

14 (58%)

13 (54%)

45 и более (высокая

6 (25%)

7 (29%)

        

По мнению специалистов, важный фактор, провоцирующий развитие стресса,  -  это   отрицательные переживания. Интересно, что боящиеся экзамена учащиеся предпочитают искать причину предэкзаменационной тревоги во внешних факторах, снимая с себя ответственность за свой страх. На вопрос «Что тревожит вас больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной его сдаче?» 

  • около 50% опрошенных в качестве фактора, затрудняющего получение хорошей оценки, отметили «сложные вопросы»,
  • 21% - некомфортное атмосферу (наличие видеокамер, общественное наблюдение и т.п.)
  • 11 % - «неуверенность в себе», 
  • 10% - плохое физическое состояние
  • и только 8.5% опрошенных учащихся указали на «низкий уровень знаний».

        Вне зависимости от факторов, вызывающих тревогу, выпускникам нужна помощь и педагогов, и родителей.

Я хотела бы познакомить вас с рекомендациями психологов, как помочь ребенку сохранить физическое и психическое здоровье в период подготовки к экзаменам и справиться с экзаменационным стрессом.

1. В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять подростку режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационного периода желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:
Во-первых, чередование сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти. 
Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. 
В экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных пилюль и таблеток. Но это опасный путь. Всякое успокоительное средство, даже безобидная валерьянка, оказывает тормозящее действие на нервную систему.

Во-вторых, чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения - это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической, активной стимуляции за счет работы мышц.
Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 -2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе.

2. Известно, что люди делятся на жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток. 
Попробуйте разобраться, к какому типу принадлежит Ваш ребенок? 
Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. 
Если же ребенок - скорее «сова», то усаживать его за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.
Строго фиксированного «лучшего» времени для подготовки к экзаменам не существует: для разных людей оно разное. Лучшее - то, когда лучше всего воспринимается прочитанное.

3. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: проследите за тем, чтобы Ваш ребенок убрал лишние вещи, удобно расположил нужные учебники, пособия и т. п. 

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • ·опираться на сильные стороны ребенка;
  • ·избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • ·проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • ·создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования.

Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Успокойтесь! Ваша тревога передается детям, и их волнение только усиливается. Постарайтесь подбодрить ребенка, вселить в него чувство уверенности и желание достичь положительных результатов.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе.

Отнеситесь философски к количеству баллов, полученному ребенком при сдаче ЕГЭ, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте своему сыну или дочери мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Очень важно, чтобы родители помогли ему сохранить уверенность в своих силах.

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Вот что мы советуем детям во время экзамена:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • следует внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, положись на свою интуицию и укажи наиболее вероятный вариант.

II. Анализ текущей успеваемости обучающихся

III. Анализ результатов диагностических работ по русскому языку и репетиционных экзаменов по выбору

Использованные источники:

  1. Родительские собрания 11 класс. С.М.Максимова, И.Н. Медведев. – МОСКВА:

«ВАКО», 2009

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя, М., 2002

Ссылка на видеозапись выступления классного руководителя https://cloud.mail.ru/public/dW71/HQ8ox721G 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»

Практическое занятие для родителей направлено на  развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок», и на изменение отношения родителей к проц...

Как помочь ребенку сдать экзамен

Советы родителям выпусников, как подготовить ребенка к экзамену. Большую роль для успешной сдачи играет психологический настрой ребенка на экзамен. ...

Как помочь ребенку сдать ЕГЭ?

Важным аспектом жизни ребенка, не только в период подготовки и сдачи экзаменов, а на протяжении всего учебного процесса, является режим дня. Необходимо помочь ребенку правильно организовать свой режим...

Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку сдать ЕГЭ?"

Тематическое выступление на родительском собрание как в 9, так и в 11 классе....

Как помочь ребенку сдать ОГЭ

Интернет-консультации для родителей...

Как помочь ребенку сдать экзамены

Памятка для родителей...

Буклет "«Как помочь ребенку сдать экзамен?» Советы родителям выпускников

Сдача выпускных экзаменов – это очень сложный и волнительный этап в жизни каждого ребенка. Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ГИА?Прежде всего, своей по...