Как помочь ребенку сдать ЕГЭ?
консультация (11 класс)
Родительское собрание (11 класс), целью которого является информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей; принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Ссылка на видеозапись выступления классного руководителя https://cloud.mail.ru/public/dW71/HQ8ox721G
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebenku_sdat_ege.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Как помочь ребенку сдать ЕГЭ», 11 класс
Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей; принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Задачи: создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу; изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к выпускным экзаменам; познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников; провести анализ состояния дел в классе по подготовке к экзаменам.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: родители учащихся, классный руководитель
Подготовительный этап
I. Подготовка и проведение анкетирования детей
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на очередной встрече. Всё ближе сложная пора окончания школы. Сегодня еще раз мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим для поступления?
Сдача экзаменов - это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Хотелось бы рассмотреть несколько типичные проблемы, возникающие в экзаменационный период, и возможные пути их решения. Результативность данной работы во многом определяется именно нашими совместными усилиями.
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
1) познавательный (интеллектуальный) - уровень знаний человека;
2) мотивационный - нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
3) эмоциональный - способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
II. Анализ анкет родителей и детей
Итак, давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.
В анонимной форме проводилось анкетирование учащихся по следующим суждениям:
Суждения | Да | Нет |
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета. | ||
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. | ||
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. | ||
4. Думаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. | ||
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими. | ||
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. | ||
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. | ||
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. | ||
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. | ||
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком. | ||
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам. | ||
12. Терпения во мне больше, чем способностей. | ||
13. Мои родители слишком строго контролируют меня. | ||
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. | ||
15. Думаю, что я уверенный в себе человек. | ||
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. | ||
17. Я усердный человек. | ||
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. | ||
19. Если бы я был журналистом, писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то происшествиях. | ||
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. | ||
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. | ||
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. |
Результаты анкеты говорят о следующем:
1. 73% учащихся не полагаются в жизни на случай, считают, всего надо добиваться;
2. 55% учащихся считают, что в жизни работа должна быть скорее важной и
статусной, чем интересной;
3. 67% учащихся знают, чего они хотят добиться в жизни;
4. 72% учащихся считают, что главная составляющая их успешности-крепкая и
дружная семья;
5. 86% учащихся творческие люди: самую рутинную работу будут пытаться
усовершенствовать;
6. 80% учащихся люди самокритичные: считают, что в своих неудачах виноваты
сами, нежели обстоятельства;
7. 82% учащихся люди целеустремлённые, способные к риску;
8. 61% учащихся считает себя людьми больше способными, чем настойчивыми.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что 85% учащихся имеют высокий уровень
мотивации достижений, значит, политика школы в реализации модели выпускника
является правильной.
Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 11-классниками. Однако успешная сдача экзаменов - это и уровень знаний человека. На сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно недостаточно. Что делать в этой ситуации? В школе в течение учебного года были организованы дополнительные занятия, кроме того, ребята занимались индивидуально вне школы, в составе группы на очных или заочных подготовительных курсах при учебном заведении, куда планируете поступать, в том числе и онлайн-занятия.
Как классный руководитель я поддерживаю постоянную связь с учителями-предметниками. Именно педагог может дать квалифицированный и полезный совет об уровне знаний выпускника.
Подготовка к экзаменам и их сдача - время, когда 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это период интенсивной подготовки, огромных физических и эмоциональных нагрузок на организм человека.
Я провела для ребят тестирование на выявление личностной и ситуативной тревожности по следующим суждениям (методика Ч.Д.Спилбергера).
№ | Суждение | Нет, это не так (никогда) | Пожалуй, так (редко) | Верно (часто) | Совершенно верно (почти всегда) |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжённости | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбуждён, и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
№ | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я всё принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ситуативная тревожность возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу.
Приняли участие – 24 учащихся. Результаты таковы:
Оценка тревожности | Ситуативная тревожность | Личностная тревожность |
До 30 баллов (низкая) | 4 (17%) | 4 (17%) |
31 – 44 балла (умеренная) | 14 (58%) | 13 (54%) |
45 и более (высокая | 6 (25%) | 7 (29%) |
По мнению специалистов, важный фактор, провоцирующий развитие стресса, - это отрицательные переживания. Интересно, что боящиеся экзамена учащиеся предпочитают искать причину предэкзаменационной тревоги во внешних факторах, снимая с себя ответственность за свой страх. На вопрос «Что тревожит вас больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной его сдаче?»
- около 50% опрошенных в качестве фактора, затрудняющего получение хорошей оценки, отметили «сложные вопросы»,
- 21% - некомфортное атмосферу (наличие видеокамер, общественное наблюдение и т.п.)
- 11 % - «неуверенность в себе»,
- 10% - плохое физическое состояние
- и только 8.5% опрошенных учащихся указали на «низкий уровень знаний».
Вне зависимости от факторов, вызывающих тревогу, выпускникам нужна помощь и педагогов, и родителей.
Я хотела бы познакомить вас с рекомендациями психологов, как помочь ребенку сохранить физическое и психическое здоровье в период подготовки к экзаменам и справиться с экзаменационным стрессом.
1. В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять подростку режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационного периода желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:
Во-первых, чередование сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна. Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти.
Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала.
В экзаменационную пору режим дня часто расстраивается: многие жалуются на нарушение сна. Оно связано с сильным волнением, и велик соблазн бороться с ним с помощью успокоительных пилюль и таблеток. Но это опасный путь. Всякое успокоительное средство, даже безобидная валерьянка, оказывает тормозящее действие на нервную систему.
Во-вторых, чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения - это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр. При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической, активной стимуляции за счет работы мышц.
Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 -2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе.
2. Известно, что люди делятся на жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток.
Попробуйте разобраться, к какому типу принадлежит Ваш ребенок?
Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно.
Если же ребенок - скорее «сова», то усаживать его за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишне.
Строго фиксированного «лучшего» времени для подготовки к экзаменам не существует: для разных людей оно разное. Лучшее - то, когда лучше всего воспринимается прочитанное.
3. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: проследите за тем, чтобы Ваш ребенок убрал лишние вещи, удобно расположил нужные учебники, пособия и т. п.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- ·опираться на сильные стороны ребенка;
- ·избегать подчеркивания промахов ребенка;
- ·проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
- ·создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Успокойтесь! Ваша тревога передается детям, и их волнение только усиливается. Постарайтесь подбодрить ребенка, вселить в него чувство уверенности и желание достичь положительных результатов.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе.
Отнеситесь философски к количеству баллов, полученному ребенком при сдаче ЕГЭ, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте своему сыну или дочери мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Очень важно, чтобы родители помогли ему сохранить уверенность в своих силах.
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
Вот что мы советуем детям во время экзамена:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- следует внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, положись на свою интуицию и укажи наиболее вероятный вариант.
II. Анализ текущей успеваемости обучающихся
III. Анализ результатов диагностических работ по русскому языку и репетиционных экзаменов по выбору
Использованные источники:
- Родительские собрания 11 класс. С.М.Максимова, И.Н. Медведев. – МОСКВА:
«ВАКО», 2009
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя, М., 2002
Ссылка на видеозапись выступления классного руководителя https://cloud.mail.ru/public/dW71/HQ8ox721G
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»
Практическое занятие для родителей направлено на развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок», и на изменение отношения родителей к проц...
Как помочь ребенку сдать экзамен
Советы родителям выпусников, как подготовить ребенка к экзамену. Большую роль для успешной сдачи играет психологический настрой ребенка на экзамен. ...
Как помочь ребенку сдать ЕГЭ?
Важным аспектом жизни ребенка, не только в период подготовки и сдачи экзаменов, а на протяжении всего учебного процесса, является режим дня. Необходимо помочь ребенку правильно организовать свой режим...
Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку сдать ЕГЭ?"
Тематическое выступление на родительском собрание как в 9, так и в 11 классе....
Как помочь ребенку сдать ОГЭ
Интернет-консультации для родителей...
Как помочь ребенку сдать экзамены
Памятка для родителей...
Буклет "«Как помочь ребенку сдать экзамен?» Советы родителям выпускников
Сдача выпускных экзаменов – это очень сложный и волнительный этап в жизни каждого ребенка. Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ГИА?Прежде всего, своей по...