Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку сделать правильный выбор»
материал (8 класс)

Лупу Надежда Валентиновна

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности и информационное сопровождение родителей в период профессионального самоопределения школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx67.85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Как помочь ребёнку сделать правильный выбор»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности и информационное сопровождение родителей в период профессионального самоопределения школьников

Задачи:

1. Профилактика ошибок детей при выборе профессии.

2. Выработка стратегии поддержки детей в период профессионального самоопределения

3. Формирование умений находить плюсы в ситуации, которая не соответствует ожиданиям родителей; стимуляция ресурсов внутри себя; развитие рефлексии (самосознания) у родителей

Планируемые результаты:

1. Заинтересованность родителей в профилактике инфантильности и профессиональной неграмотности выбора будущей профессии детей;

2. Отработка навыков нахождения положительных моментов в ситуациях, не соответствующих нашим ожиданиям;

3. Просвещение родителей о том, как избежать проблем с детьми в будущем;

4. Рекомендации как стимулировать профессиональную мотивацию будущих выпускников

Ход собрания:

- Уважаемые родители! Мы с Вами сегодня поговорим на одну из самых важных тем, которые в данный момент интересуют Ваших детей. Посмотрите на облако из слов и скажите о чём мы будем сегодня говорить?

облако слов

- В жизни каждый из нас совершает два самых важных выбора: выбор личных отношений и выбор профессии. Именно они и обуславливают удовлетворенность жизнью. На сегодняшний день профориентация школьников – это одна из самых обсуждаемых тем. Выбор профессии необычайно важен для детей школьного возраста, ведь он определит их дальнейшую жизнь, вот почему этому вопросу стоит уделить максимум внимания.

- Я предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты (каждому родителю раздаётся анкета Приложение 1)

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе будущей профессии. Чтобы выявить склонность молодых людей к той или иной профессии, проводятся различные тесты. Но главное, это всесторонне ознакомить с будущей профессией. И в связи с этим профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение и профессиональное воспитание. Задача профориентации: выявить профессиональные склонности, уточнить в каких профессиях Вы сможете наиболее полно реализовать себя. Чаще всего решение о будущей профессии принимается совместно с родителями, причем в ходе обсуждения возникают такие критерии как расстояние до ВУЗа, блат, ВУЗ, в котором учились родители. К тому же, в наши дни почему-то распространилось мнение, что для работы нужна просто «корочка», вот почему абитуриенты поступают в любое высшее учебное заведение, лишь бы получить диплом. Во многом профориентация школьников будет зависеть от преподавательского состава, во многих школах дети сдают тесты на профориентацию для школьников, посредством которых проходит диагностика детей школьного возраста. Например, с помощью подобных тестов можно определить тип профессии, который лучше всего подходит конкретному ребенку. Это, скорее всего, будет классификация по параметрам человеческого содействия: человек-природа (будущая профессия связана с окружающей средой), человек-человек (профессия, связанная с общением с людьми), человек-машина (технические разновидности). К сожалению, большинство школьников идут на поводу у родителей и интернета, а к школьным психологам за профориентацией обращаются единицы. Многие учебные заведения с целью привлечения молодёжи проводят дни открытых дверей, где знакомят с будущей профессией и возможностями обучения для её получения.

Как выбрать профессию? Первый этап: желания Психолог предлагает разобраться, чего хочет индивидуум. Ведь интересы, склонности и таланты приоритетны. Очень важный момент: что нравится? Техника или животные, а может, вообще космос. Очень важно на этом этапе составить список условий своего труда. В него должно входить адекватное количе- ство часов работы, предпочтительнее офис или разъезды, присутствие командировок, желание работать с людьми или исключительно с техникой и т. д. Второй этап: анализ своих возможностей Профориентация для школьника помогает уделить внимание тем школьным предметам, которые лучше всего давались. Также она помогает оценить уровень коммуникативных и интеллектуальных способностей. Конечно же, для адекватной оценки лучше спросить окружающих людей. Не менее важными являются личные качества. К ним относятся ответственность, пунктуальность, скорость мысли, креативность, коллективность. Также стоит оценить свои физические и физиологические возможности. Третий этап: изучение профессии Часто учителей волнуют проблемы профориентации школьников. Это связано с тем, что ребенок не всегда четко может оценить ситуацию о востребованности профессии в конкретном городе. Также очень важно оценить, какими профессиональными качествами обладает личность, подходят ли они к выбранной профессии. Для более глубокого разбора можно рекомендовать изучение профессиограмм. Изучать информацию о профессии можно сразу с ее особенностями, перспективами и требованиями. Ознакомиться с нужной профессиограммой можно посредством интернета. Однако следует помнить: чтобы лучше узнать о профессии, нужно посмотреть на нее изнутри Четвертый этап: анализ рынка труда Профориентация для школьника дает возможность проанализировать, насколько сегодня востребована специальность и какая оплата труда. Также она позволит правильно выбрать ВУЗ. Где можно найти такую информацию? Первое, это, конечно, интернет, но если такой возможности нет, то можно обратиться в службу занятости. Там подробно расскажут, какова ситуация на сегодняшний день, а также предложат пройти курсы, немаловажно, что они бесплатные. Пятый этап: выбор Определение профориентации для школьников самое важное. Выбирая профессию, следует учитывать все вышесказанное, поскольку одна профессия может раскрывать талант, но абсолютно не приносить никакого удовольствия. Выбор такой профессии приведет к быстрому профессиональному выгоранию. Может случиться так, что выбранное занятие полностью будет подходить всем требованиям, но окажется невостребованным в вашем регионе. В таких случаях стоит задуматься, готовы ли вы к переездам, есть ли материальная база на какоето количество времени. Конечно, профориентация для школьника должна быть индивидуальной. Отнестись к этому нужно со всей серьезностью.

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому.

Как это сделать?

 ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.profguide.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

 ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном варианте не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

Рефлексия:

Неоконченное предложение

Сделать правильный выбор профессии нужно для ……..

Если бы я был выпускником я бы выбрал профессию…….потому, что………

Задача родителей в выборе профессии детьми состоит в ………………………

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Инструкция. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".

 1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

 2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.

 3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).                        

 4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

 5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

 6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь),      

 7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.

 8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

 9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.

 10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.

 11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).

 12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.

 13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.

 14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.

 15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступоки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.

 16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

 Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ:

"да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;

"нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.

 Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:

 12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

 8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

 4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;

 0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:«Как помочь ребенку хорошо учиться».

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе...

Материал к родительскому собранию.Рекомендации родителям: как помочь ребёнку при подготовке домашнего задания

Нужен ли взрослый?     Да, потому что без его присутствия детям еще трудно организовать свою работу. Им требуется несколько лет, чтоб: научиться самостоятельно работать и управлять...

Родительское собрание на тему: «Как помочь ребёнку учиться?»

Цель: ознакомление родителей с достижениями учащихся за период 2-й четверти, привлечение внимания родителей к низкому уровню качества знаний учащихся, через  акцентирование на проблемных моментах...

Беседа с родителями «Как повысить самоуважение подростка и помочь ему сделать правильный выбор?»

Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»...

Родительское собрание на тему " Как помочь своему ребенку в выборе профессии"

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день....