Классный час "Правила поведения в интернете"
классный час
Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети, формировать общепринятые нормы поведения в сети.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
- формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_povedeniya_v_internete.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол «Правила поведения в Интернете»
Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети, формировать общепринятые нормы поведения в сети.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
- формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.
План:
1. Введение
Вступительное слово учителя
2. Основная часть
- Приветствие.
- Создание никнейма.
- 20 шокирующих фактов о социальных сетях.
- Угрозы в сети. (Сообщения детей. Домашнее задание)
- Спам и фишинг
- Грубость в Интернете
- Кибер-буллинг
- Интернет-зависимость
- Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете.
3.Рефлексия. Игровая ситуация. «Я взрослый». Представьте ситуацию, вы даете своим детям советы по безопасному и этичному поведению в сети. Ваши предложения?
4.Создание памятки по безопасному поведению в интернете
5.Памятка по безопасному поведению в интернете
- Введение.
Вступительное слово учителя.
Классный руководитель
Мы живем в век информационных технологий, достаточно много времени проводим в сети в поисках информации, готовясь к занятиям, или просто отдыхая. Мы общаемся с друзьями, участвуем в дискуссиях, обсуждаем новости, оставляем комментарии, выкладываем фотографии. Очень важно научиться правильно вести себя в сети Интернет, знать правила безопасности и этичного поведения. Сегодня мы с вами об этом и поговорим.
- Основная часть
- Приветствие. «Расшифруйте свое имя».
Подберите на каждую букву своего имени слово, которое вас характеризует. На размышления дается лишь 2 минуты, достаточно расшифровать 2-3 буквы. Назовите имя и характеристики, которые вам удалось придумать. (Ответы учащихся: Светлана – активная, трудолюбивая…)
- Создание никнейма.
Классный руководитель.
Это упражнение позволило презентовать себя. Это не совсем просто. Виртуальное пространство социальных сетей дает возможность личности действовать анонимно или дискутировать под выдуманным именем. Дискуссия может быть частью игры и положительным элементом в общении, но она одновременно может быть опасным инструментом манипулирования сознанием и нести для человека угрозу.
Поскольку, сегодня наш классный час о виртуальном мире, давайте придумаем себе никнейм. ( Дети записывают никнейм на своем бейджике).
Ник пользователя - это виртуальное имя, которое он выбирает при регистрации на ресурсе. Ник может быть совершенно любым - от вашего имени-фамилии до названия любимого цветка.
Ник, он же никнейм, произошел от английского слова nickname и переводится как "кличка" или "прозвище".
Сегодня никнейм в Интернете, является вашим лицом в сети, которое при желании может отражать вашу истинную сущность, стремления и характер. Никнейм в сети это не просто способ самоидентификации среди таких же, как и вы, сетевых жителей, это также начало названия вашего почтового ящика типа "nickname@адрес_сервиса.ru", имя для входа на форум, в чат, в онлайн игру, да и в любой другой сервис в котором будет необходимо представиться [1].
Для чего пользователи придумывают ники? (Ответы детей)
Классный руководитель.
А сейчас в роли юного аналитика, который представит нам некоторые интересные статистические данные, выступит ….(ученик)
- 20 шокирующих фактов о социальных сетях (1ученик)
1. Причиной каждого третьего в мире развода являются социальные сети.
2. Приблизительно пятнадцатью процентами пользователей социальные сети применяются для организации слежки. Это большей частью практикуется спецслужбами.
3. Среди пользователей соцсетей 37% публикуют в них малоинтересные сведения о собственной личной жизни.
4. Исследованиями установлено, что нахождение в соцсетях ведет к увеличению риска самоубийства, так как человек до минимума сводит свое общение с окружающими и отрешается от действительности.
5. В соответствии со статистикой количество преступлений на сексуальной почве, направленных на несовершеннолетних, выросло из-за соцсетей в 26 раз.
6. Ежегодно около 100 человек лишаются жизни из-за сообщения, оставленного в соцсетях, и эта цифра возрастает.
7. Социальные службы используют для вербовки своих агентов не только спецслужбы, но и различные группировки, в том числе террористической направленности.
8. Социальные сети сужают кругозор человека: он становится зависим от пустых и ненужных сообщений.
9. Чрезмерная увлеченность соцсетями, по данным исследований, ведет к снижению иммунитета, сердечно-сосудистым болезням и душевной дисгармонии. Активные, но не дающие развития мыслительные процессы наряду с малой подвижностью способствуют развитию заболеваний эндокринной системы.
10. В соцсетях знакомится каждая пятая семья в мире.
11. Средний пользователь посещает аккаунт дважды в день.
12. У среднего пользователя друзьями числится 195 человек.
13. К 2010 году доступ к соцсетям имело уже 96% населения всей планеты.
14. Наиболее активна Интернет-аудитория в России: средний пользователь проводит в нем 6,6 часов в неделю, просматривая 1307 Интернет-страниц.
30. 80% компаний мира подбирают сотрудников с помощью соцсетей.
15. У Бритни Спирс и Эштона Катчера фолловеров столько же, сколько населения в Ирландии, Панаме или Норвегии.
16. Популярные соцсервисы продолжают хранить удаленные пользователями изображения.
17. По числу пользователей лидирует Facebook – 1 миллиард.
18. В сети популярность социальных сетей по результатам проведенного опроса составила: Одноклассники - 73%, Вконтакте - 62%, Facebook - 18%, Twitter - 9%, Livejournal - 3%, LiveInternet - 2% и 1% не знает о сетях ничего.
19. Еженедельно в социальных сетях дети проводят: от 7 до 14 часов – 23%, 14-21 час – 57% и больше 21 часа – 20%.
20. Каждый пятый ребенок из семи дней недели один тратит на соц.сеть [2].
Классный руководитель
Виртуальная реальность, как и любое пространство, несомненно, обладает и достоинствами и недостатками. Существование кибер-опасностей так же неоспоримо, как польза и удовольствие от использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят государственные структуры, а также и сотрудники Интернет сервисов, администраторы сайтов, модераторы. Однако ежедневно появляются новые жертвы, пострадавшие чаще всего из-за отсутствия грамотности в вопросах безопасности.
- Угрозы в Сети. (Сообщения подготовлены учащимися в качестве домашнего задания)
- Спам и фишинг ( 2 ученик)
Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга.
Во время чтения электронной почты или просмотра страниц в Интернете следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.
Спам в огромных количествах рассылается по электронной почте спамерами и киберпреступниками. Как защитить себя от спама и фишинга?
Советы от команды экспертов «Лаборатории Касперского»
- Заведите себе несколько адресов электронной почты .
Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты.
- Личный адрес электронной почты.
Этот адрес должен использоваться только для личной корреспонденции. - «Публичный» электронный адрес.
Используйте этот электронный адрес для регистрации на общедоступных форумах и в чатах, а также для подписки на почтовую рассылку и другие интернет-услуги.
- Никогда не отвечайте на спам.
- Подумайте, прежде чем пройти по ссылке «Отказаться от подписки».
- Своевременно обновляйте браузер [3].
- Грубость в интернете. Как не испортить себе настроение при общении в сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора» (3 ученик)
Существует в Интернете особая категория пользователей, с которой лучше никогда не встречаться. Это так называемые сетевые хамы и форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете.
Зачем они это делают? Чтобы получить удовольствие от негативной реакции других людей. Такие пользователи преднамеренно идут на конфликт и доводят собеседника до нервного срыва, который может выплеснуться в онлайн. Чаще всего этим занимаются люди с комплексами неполноценности, которых обижают в реальной жизни – и потому они пытаются отыграться в Интернете. Анонимность в Сети позволяет им представлять себя совершенно другими и – главное – быть уверенными в своей безнаказанности, поэтому они пишут и делают такие вещи, которые в реальной жизни никогда бы не рискнули сотворить в присутствии оппонента. По причине как неизвестности, так и недосягаемости, «травить», оскорблять и провоцировать людей, кажется им забавным занятием. Как показывает практика, больше половины сетевых грубиянов являются детьми, скучающими в Интернете или не ладящими со сверстниками. Однако случаются и вполне взрослые профессиональные Интернет-скандалисты, для которых довести виртуального собеседника является своего рода искусством. Встретить сетевых хамов можно в любом уголке Интернета: в чатах, в аське, в социальных сетях, на сайтах знакомств, на форумах и по электронной почте.
Необходимо уметь отличать их от нормальных собеседников, дабы не тратить время и нервы впустую. Если вы замечаете, что вам грубят, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя на форуме/сайте. Не доставить грубияну удовольствия видеть ваш гнев или обиду будет лучшим наказанием для него, ибо его цель не достигнута.
Классный руководитель
Спасибо, все верно. Психологи утверждают, что агрессия другого человека - это просьба о любви. Возможно, этому человеку не хватает друзей, теплых отношений, быть может он одинок, или у него неприятности. Будьте внимательны, не торопитесь отвечать на грубость.
Игровая ситуация «Невербальное общение» (Игровое упражнение в парах)
Ребята представьте ситуацию. Вы в сети, на форуме обсуждаете определенную интересующую вас тему, вдруг на ваши добропорядочные комментарии обрушивается с грубостью оппонент. Ваши действия?...
Дети общаются, используя только смайлики …
- Кибер-буллинг. (4 ученик)
Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать.
Итак, кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга.
Исследователи выделили восемь основных типов буллинга:
1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.
2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву
3. Клевета (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой информации.
4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо— преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, ведет переписку.
5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение— получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.
6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть.
7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
8. Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.
Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.
Несколько советов, для преодоления этой проблемы:
1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство.
2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.
3. Храни подтверждения фактов нападений.
4. Игнорируй единичный негатив
5. Блокируй агрессоров.
6. Не стоит реагировать на агрессивные сообщения [4].
- Интернет-зависимость. (5 ученик)
Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4—6%. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.
Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:
1. Навязчивый веб-серфинг— бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам— большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребность— игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах [5].
Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, путешествия по родному краю, творческие прикладные увлечения, занятия спортом, как правило, выводят человека из зависимости.
Классный руководитель.
- Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете (от Центра безопасности компании Microsoft)
- Защитите свой компьютер
Постоянно обновляйте все программное обеспечение (включая веб-браузер)
Установите законное антивирусное программное обеспечение
Брандмауэр должен быть всегда включен.
Установите на беспроводном маршрутизаторе защиту с помощью пароля.
Всегда проверяйте флеш-накопители (или USB-накопители)
Не переходите по ссылкам и не нажимайте кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными.
- Обеспечьте защиту секретной личной информации
Прежде чем вводить секретные сведения в веб-форме или на веб-странице, обратите внимание на наличие таких признаков, как адрес веб-страницы, начинающийся с префикса https и значка в виде закрытого замка () рядом с адресной строкой, который обозначает безопасное соединение.
Никогда не отвечайте на просьбы прислать деньги от «членов семьи», на сообщения о розыгрышах лотереи, в которых вы не участвовали, или другие мошеннические сообщения.
- Используйте надежные пароли и храните их в секрете.
Придумайте пароли, представляющие собой длинные фразы или предложения и содержащие сочетание строчных, прописных букв, цифр и символов. Используйте на разных сайтах разные пароли.
- Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в Интернете
Узнайте, какая информация о вас существует в Интернете, а также периодически производите оценку найденных сведений. Создавайте себе положительную репутацию.
- Более безопасное использование социальных сетей
Никогда не публикуйте информацию, которую вы не хотели бы видеть на доске объявлений. Периодически анализируйте, кто имеет доступ к вашим страницам, а также просматривайте информацию, которую эти пользователи публикуют о вас. Настройте список пользователей, которые могут просматривать ваш профиль или фотографии. Подходите избирательно к предложениям дружбы [6].
3. Рефлексия. «Я – взрослый!»
Классный руководитель
Ребята, представьте себя на месте ваших родителей.
Ситуация 1. Ваш ребенок предпочитает компьютер прочим занятиям: домашним поручениям, учебе, общению со сверстниками; проводит большую часть времени в сети. Что с ним происходит? Ваши действия?...
Ситуация 2. Ваш ребенок проводит много времени в интернете, стал замкнутым, раздражительным, агрессивным. Ваши действия?...
- Создание памятки по безопасному поведению в интернете.
Дети выписывают на стикеры самые главные советы по безопасности в сети и прикрепляют на баннер – памятку по безопасному и этичному поведению в сети Интернет.
Классный руководитель
Ребята, большое спасибо вам за интересную и важную информацию. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам пользу и радость познания в процессе обучения и вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи Вам!
Интернет ресурсы.
- http://nick-name.ru/about/
- http://smonews.ru/48-shocking-facts
- http://www.kaspersky.ru/internet-security-center/threats/spam-phishing
- http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm
- http://www.nvppl.ru/show_dict_812.htm
- http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx
- http://www.saferunet.ru/teenager/
- http://liubavyshka.ru/
Приложение
Памятка
по безопасному поведению в Интернете
- Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
- Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений.
- Защитите свой компьютер.
- Используйте надежные пароли и храните их в секрете.
- Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
- Не допускайте грубости в интернете, блокируйте веб-агрессоров.
- Не добавляйте незнакомых людей в свои контакты
- Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
- Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
- Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Правила безопасного поведения в интернете для детей и подростков"
Презентация на тему "Правила безопасного поведения в интернете для детей и подростков"...
Памятка для учащихся по безопасному поведению в Интернете
Памятка для учащихся...
Рекомендации по безопасному поведению в интернете для учащихся
Рекомендации по безопасному поведению в интернете для учащихся...
Программа обучения учащихся правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве
Данная программа содержит все необходимые для такого рода документов разделы, как то: пояснительную записку, содержание, предполагаемые мероприятия по работе со всеми участниками образовательного проц...
Памятка по безопасному поведению в Интернете
Интернет может быть прекрасным местом, как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интер...
Памятка для обучающихся по безопасному поведению в Интернете
middot; По возможности не сообщайте свои личные данные: имя, номертелефона, адрес проживания или учебы, любимые места отдыха или проведения досуг...
Классный час на тему: «Интернет безопасность. Интернет-зависимость»
Увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе. Интернет плохо влияет на человека....