«Значение символов страны, республики Бурятия»
план-конспект занятия (5 класс)

Рабдаева Валентина Дабажалсановна

Цели деятельности воспитателя: ознакомить учащихся с одним из основных символик государства и республики: флагом; создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма; показать, что государственная символика - это общечеловеческая, государственная ценность.

Педагогические задачи: воспитывать уважительное отношение к флагу своего государства и других стран, гражданско-патриотическое чувства, чувства гордости и уважения к своей стране; способствовать осознанию учащимися государственной символики как общественной ценности.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьникам социальных знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_meropriyatie_simvoly.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»

Методическая разработка

Внеклассного мероприятия на тему:

«Значение символов страны, республики Бурятия»

        

   Составитель: Рабдаева В.Д.,

    Классный руководитель: 6 «а» класса

                                                                                           

                                                                 

г. Улан-Удэ

2021 г.

«Символы»

Цели деятельности воспитателя: ознакомить учащихся с одним из основных символик государства и республики: флагом; создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма; показать, что государственная символика - это общечеловеческая, государственная ценность.

Педагогические задачи: воспитывать уважительное отношение к флагу своего государства и других стран, гражданско-патриотическое чувства, чувства гордости и уважения к своей стране; способствовать осознанию учащимися государственной символики как общественной ценности.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьникам социальных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: получат представление о символе государства, республики - флаге, о наиболее значимых страницах истории Родины.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучаемому материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные: общеучебные -формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические- совершенствуют мыслительные операции;

-коммуникативные –слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, используют речь для регуляции своих действий.

-регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществлять контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, государственный флаг, флаг республики Бурятия.

Ход занятия

1.Вступительное слово.

2.Основная часть.

Учитель: Мы живем в России. Что означает для нас слово «Россия»? (Это Родина, Отечество.) 

Ученик: Цыбенов А.

Ты посмотри по сторонам!

Всё это наше, это нам!

Страны бескрайние просторы,

Луга, поля, моря и горы,

Озера, степи и леса,

 (С.Михалков)

Учитель: Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина.

 - Ребята, вот недавно прошли олимпийские игры и представьте себя болельщиком игр. А как вы узнаете ту или эту страну, по каким обозначениям, может цветам…? (по гербу, флагу и т.д.)

- А как все это –герб, флаг, знамя – каким одним словом назовем?

- Правильно. Символы. У каждого государства есть свои государственные символы.

- Итак, наш сегодняшний классный час посвящен главному из символов нашей Родины России – государственному флагу.

Учитель:

Флаг - это отличительное обозначение государства, у каждой страны свой флаг. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего цвета и нижняя – красного цвета.

- А что означают эти цвета на флаге, кто может сказать нам?

Для того, чтобы понять, что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются небольшие тексты, у каждой группы свой текст о флаге. Прочитайте текст, выделите наиболее интересную информацию о флаге и поделитесь полученными знаниями с другими группами. (7-10минут).

Работа в группах: слайд с флагами

Выступления групп

I группа

Иначе флаг называют знаменем. Знамена появились в древности, они были у многих народов и назывались стягами. Слово «знамя» произошло от славянского слова «знамение», то есть обозначение чего-то важного, необычного, что должно быть выделено и должно запомниться людям. Современный российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех прямоугольных полос: верхней- белого, средней- синего, нижней - красного цвета.

Эти цвета не случайно появились на нашем знамени. Цветам российского флага приписывается множество символических значений. С древних времен на Руси эти цвета означали:

  • Белый цвет-благородство и откровенность;
  • Синий цвет- верность, честность, безупречность и целомудрие;
  • Красный- мужество, смелость, великодушие и любовь.

Эти же присутствовали на династическом флаге царской семьи Романовых. Сочетание этих цветов трактовалось как триединство православной церкви, царской власти и народа. Белый цвет символизировал православную веру; синий- царскую власть; красный-русский народ.

Под флагом, знаменем солдаты идут в бой защищать свою Родину. Флаги поднимают, когда команда страны побеждает в международных спортивных соревнованиях. Их вывешивают в праздничные дни над домами и на улицах, а над государственными учреждениями флаг должен висеть постоянно как символ власти.

II группа

У российских боевых знамен долгая и славная история. Прообразами знамен с древнейших времен были военные знаки в виде шестов с различными фигурами на вершинах, иногда украшенные цветными лентами. Они помогали ориентироваться в бою.

После крещения Руси на стягах изображались лики Спасителя, Богородицы, святых. Позднее изображения на знаменах становятся более условными, связанными с геральдическими и символическими знаками, особое значение приобретает цвет. Наиболее распространенным знаком на знамени в христианских странах был крест. 

Вера в святость знамен была непоколебимой, так как знамя являлось олицетворением чести и достоинства войска и заменяло Евангелие в церемонии присяги.

Потеря знамени, захват его неприятелем означали позор и подлежали суровому наказанию. Пётр Первый, составивший первый военный устав в России, утвердил эту традицию: «кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен!»

Охрана боевого знамени доверялась самым доблестным воинам: «когда опасный случай в ретираде учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себя схоронить или около себя обвить, и так себя оным спасать.» Верность клятве и мужество, проявленные воинами при спасении знамен, всегда считалось подвигом, поощрялись и служили примером для будущих поколений.

III группа

Со временем менялась форма знамен, их цвет. Были в России и желтые, и зеленые, и красные флаги. В XVI-XIX веках знамена украшали кистями, вышивали золотом на них не только Христа, но и портреты российских императоров. Также знамена украшали государственными наградами, георгиевскими лентами. При Петре I, в XVIII веке был принят бело-сине-красный стяг, он стал государственным.

После Октябрьской революции 1917 года был учрежден красный флаг с изображением серпа, молота и золотой звезды.

Советское красное знамя имело достойную историю, оно стало знаменем победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Под красным флагом шли в бой солдаты защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Ценой своей жизни советские воины спасали свои полковые знамена.

В 2002 году Государственная Дума приняла Закон о государственном флаге России, по которому трехцветный (бело-сине-красный) флаг–триколор - был признан государственным флагом. День Государственного флага Российской Федерации отмечается 22 августа каждого года. Он был утвержден в 1994 году указом президента Российской Федерации.

Физкультминутка.  зам. ком. взвода

Учитель: хорошо, вот мы поговорили о нашей Родине, о флаге, об обозначении цвета, из чего состоит и т.д. Россия – это мы говорим наша Родина, большая великая страна.

- В какой республике мы живем? Как мы ее называем иначе? (наша малая Родина). Помимо государственного флага соответственно есть еще флаг и у нашей республики.

- Скажите ребята, а что вы можете рассказать о флаге нашей республики? Где еще можно увидеть флаг Бурятии в городе? (административные здания)

             - Для демонстрации ваших знаний, выполните следующее задание.

Каждой группе даются листочки, на которых есть обозначения цветов. В группе для начала прочтите, обсудите и помогите мне правильно собрать флаг нашей Республики.

Задание для учеников:

Синий цвет — национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность.

Белый цвет — символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия, благополучия, мира, единства и целостности.

Жёлтый - говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании.

- Ребята, а что еще есть на нашем флаге? (Соёмбо)

Учитель:

- А теперь давайте я вас ознакомлю с СОЕМБО. Бурятское соёмбо состоит из трёх элементов: луны, солнца и огня (снизу вверх). Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг. Он — символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний — настоящее, третий — будущие поколения. Вместе языки пламени говорят о непрерывности и преемственности, взаимосвязи истории и поколений. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна почиталась как главное светило, буряты усматривали в ней таинство, так как Луна была хозяйкой ночи.

Учитель:

- Ребята, а где еще, кроме флага Бурятии, вы встречали соёмбо, может в нашей школе?

- Вот, ребята, теперь посмотрите.  

- Что это? Да, правильно. Это- Знамя нашей кадетской школы-интернат.

Знамя нашей кадетской школы – это есть символ кадетской чести, гордости и славы. Оно является напоминанием каждому кадету о его священном долге по подготовке к служению Отчизне на военном или гражданском поприще.

Церемонии прибивки полотнища к древку нового кадетского Знамени состоялось 1 сентября 2013 г.

1. Полотнище Знамени имеет размер квадрата – 1,3 х1 м и прибито к древку специальными гвоздям. Высота древка составляет 2,7 метра. Диаметр древка 40 мм. К древку прикреплена тесьма на концах которой находятся две кисти.

2. Знамя состоит из двухстороннего полотнища, древка, и знаменных гвоздей.

На лицевой стороне полотнища в центре в окаймлении, на синем фоне изображение герба республиканской кадетской школы-интерната. Сверху и снизу окаймления надпись: «Республиканская кадетская школа-интернат».

3. На оборотной стороне полотнища – изображение стилизованного золотистого традиционного кадетского герба, в центре которого на белом поле размещена основная фигура герба Республики Бурятия – золотое соёмбо – традиционный символ вечной жизни (солнца, луна и очаг).

По сторонам окаймления помещен девиз: «Родина, долг, честь и отвага». Кисти. Бахрома. Главное для кадета – это РОДИНА, ДОЛГ, ЧЕСТЬ и ОТВАГА!

Закрепление.

Рефлексия.

Итак, ребята, как вы думаете, много ли узнали на сегодняшнем занятии? (да)

Готовы доказать? (да)

- Тогда, предлагаю вам следующую игру, соберите из данного материала флаги РФ, РБ, РКШИ. (клей, фрагменты флага, А3). Результаты своей работы прикрепите на меловой доске.

- Молодцы, ребята. Итак, ребята, какие очень для нас важные слова вы запомнили?

- Знамя нашей кадетской школы для вас, ребята, кадет – это святыня и вы гордо должны нести честь кадета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль уровня обученности в 9 классе по курсу «Население и хозяйство Республики Бурятия"

В данной работе разработаны вопросы и задания к итоговому уроку по географии Бурятии в разделе "Население и хозяйство Бурятии"....

Республика Бурятия

Презентация...

Символы Республики Бурятия

Символы Республики Бурятия...

Авторская программа "Культура и искусство народов Республики Бурятия (семейские, буряты)"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам иные представления о системе взаимодействия искусства семейских, бурят и других народов  с жизнью. В ней предусматривается привлечение ...

Материал для учебного пособия "География Бурятии": Бичурский район Республики Бурятия. Географическая характеристика.

Важной частью образовательной программы по географии является национально-региональный компонент. В рамках изучения курса географии России мы включаем материалы по географии родного...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...