Классный час "Живая память"
классный час
Классный час, посвящен 15 февраля – Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_zhivaya_pamyat.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Живая память. Встреча, посвященная 15 февраля –
Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках».
Цель: воспитывать патриотические чувства учащихся 9-11 классов.
Задачи:
- формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности
- эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям:
- развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Участники: обучающиеся 9- 11 классов, ветераны войны в Афганистане, военных действий в Чечне и Сирии.
СЦЕНАРИЙ ВСТРЕЧИ
Чтец: Что нам до жизни, коль служит расплатою Честь,
Та, что рубиться заставит и мертвые руки.
Что нам до смерти и мук, если есть
Ради кого принимать даже смертные муки?
Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем,
Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом.
Кончится бой, и тогда только время найдешь
Каждому голосу жизни как чуду дивиться.
Тихо баюкает дерево дождь.
Звонко поет, окликая подругу, синица.
Вешнее солнце капель пробудило лучом...
Павших друзей помяни. И живи. И не плач ни о чем...
1-й Ведущий: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о
них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны
и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.
2-й Ведущий: Нашу встречу мы назвали «Живая память». Именно
живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
1-й Ведущий: 15 февраля особый день для тех, кто сегодня присутствует
на нашей встрече и кого нет рядом с нами. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.
2-й Ведущий: Прошло уже более 10 лет с окончания той войны. Но и сейчас
вспыхивают пожары войн, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне этот день стал днем памяти.
Чтец: Наши судьбы текут, как ручьи,
Как прибрежный песок.
Что — песчинка, что — капля?..
И все-таки в жизни не раз
Каждый делает выбор.
И выбор порою жесток.
Даже если судьба королевств
Не зависит от нас.
Если Зло и добро
В откровенной схватились борьбе
И последним пророчествам
Сбыться мгновенье пришло,
Загляни в свою душу:
Что вправду милее тебе,
Что влечет тебя с большею силой
Добро или Зло?
А потом присмотрись, кто силен и наденет венец,
А кого проклянут и навеки забудут, как звать.
И опять загляни к себе в душу: хорош ли конец?
И спроси себя снова: неужто охота встревать?
Что за радость — безвестно погибнуть в неравном бою?
Может, спрятать глаза, ведь уже никого не спасти?..
Мало толку в геройстве, которого не воспоют...
Время лечит — однажды и сам себя сможешь простить.
А еще, ты поверь, так бывает, нет хуже врагов,
Забывающих в битве жестокой про всякую честь,
Чем стоящие, тот и другой, за Добро и Любовь...
Где меж ними различье? С кем правда? Кого предпочесть?
. . .А потом победитель устало опустит свой меч:
Враг стоит на коленях, и мир не постигла беда...
И раздастся приказ: «Всем ослушникам головы с плеч».
С кем пребудет твой выбор, мой доблестный друг?
С кем тогда?..
1-й Ведущий: Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны?
Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?
2-й Ведущий: Именно поэтому сегодня мы приглашаем к разговору вас молодое поколение 21 века, будущих защитников Отечества.
Разрешите объявить минуту молчания в память о погибших воинах.
Объявляется минута молчания в память о погибших.
Ведущий делит зал 4 сектора. Между секторами распределяются позиции, по которым будет вестись обсуждение.
1. Я не знаю, зачем и кому это нужно.
2. Нет, в этом не было смысла.
3. Да, это было необходимо.
4. Это воинский долг, и это не обсуждается.
Задача участников дискуссии: попытаться доказать именно ту точку зрения,
которая определена данному сектору. В конце дискуссии желающим будет предоставлено слово для высказывания своего мнения, независимо от того в каком секторе он находился. Гостям, предлагается высказывать свои
суждения по ходу диспута.
Чтец.
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.
Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам под шумок толковать,
Что пора положить бы конец безобразью,
Что и так уже скоро, мы начнем голодать.
И никто не додумался просто встать на колен и
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
даже светлые подвиги — это только ступени,
В бесконечные пропасти к недоступной весне.
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
1-й Ведущий: На этот вопрос, зачем и кому это нужно, наверное, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения...
Звучит песня « За того парня» (муз. Фрадкина, сл.Рождественского).
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю,
— Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым:
Для вселенной двадцать лет — мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама».
Припев: А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра - зелены
Просыпаемся мы — и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Обещает быть весна долгой,
Ждет отборного зерна пашня.
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Все зовет меня его голос,
Все звучит во мне его песня.
Припев: А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы — и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
2-й Ведущий: «Нет, в этом не было смысла» предлагаем обсудить и эту точку зрения. Как нельзя лучше, позицию этого сектора выражают следующие строки:
Что теперь с нами стало, как Россия устала.
И какая еще ждет Россию война’?
Мне не хочется крови и не надо нам славы,
Нас так мало осталось, а Россия одна...
(Идет обсуждение).
1-й Ведущий: А теперь предлагаем к обсуждению следующую точку зрения: «Да. это было необходимо».
( исполняется песня А.Розенбаума «Черный тюльпан»)
В Афганистане в «черном тюльпане»,
С водкой в стакане мы молча плывем над землей.
Грозная птица через границу,
К русским зарницам несет ребятишек домой.
В «черном тюльпане те, кто с заданий
Едут на Родину милую в землю залечь,
В отпуск бессрочный, рваные в клочья..
И никогда, никогда не обнять теплых плеч.
Когда в оазисы Джелалабада,
Свалившись на крыло, «тюльпан» наш падал.
Мы проклинали все свою работу:
Опять «бача» подвел потерей роту.
В Шинданде, Кандагаре и Баграме
Опять на душу класть тяжелый камень,
Опять нести на Родину героев,
Которым в двадцать лет могилы роют,
Которым в двадцать лет могилы роют.
Идут из Пакистана караваны,
И значит, есть работа для «тюльпана»,
И значит, есть работа для «тюльпана».
В Афганистане, в Афганистане,
В Афганистане в «черном тюльпане»,
С водкой в стакане мы молча плывем над землей.
Скорбная птица через границу,
К русским зарницам несет наших братьев домой.
Когда в оазисы Джелалабада,
Свалившись на крыло, «тюльпан» наш падал,
Мы проклинали все свою работу:
Опять пацан подвел потерей роту.
В Шинданде, Кандагаре и Баграме
Опять на душу класть тяжелый камень,
Опять нести на Родину героев,
Которым в двадцать лет могилы роют,
Опять нести на Родину героев,
Которым в двадцать лет могилы роют,
Которым в двадцать лет могилы роют.
1-й Ведущий: Война — явление страшное, жестокое. Но пока существуют па
Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон
века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
2-й Ведущий: В русском народе живет убеждение, что истинный человек и
сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам чувство великое и необходимое, чувство долга. Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах — это воинский долг и это не обсуждается. Слово сектору «Это воинский долг и это не обсуждается».
После обсуждения звучит баллада « О двадцатилетних»
Чтец. Посвящается двадцатилетним.
Прожившим так мало.
Прожившим так много.
Я, словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Афганистан,
Как в 43 том горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
Захватили житейские хлопоты,
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому неизвестно.
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть, через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, что узнал, что достиг.
Разграничить: что было и стало,
Разделить темноту и свет,
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы с рождением не опоздали,
И на нас хватает сейчас
И дорог безопасных едва ли,
И боев хватает на нас.
Тишина. Перебор гитарный...
А не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну.
да возможно ль такое, возможно ли?
да. Возможно. Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
И сияет в глазах поблеклых
Отголоском счастливых снов
Небо синее, словно в окнах
деревенских российских домов.
И поверьте словам, вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою.
Говорят, что в миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне.
Голубые снега России,
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей?
1-й Ведущий: Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Ведь подвиг воина-
это подвиг веры, долга, присяги.
2-й Ведущий: Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об « афганцах» и «чеченцах» и упреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат.
1-й Ведущий: Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь ещё не близкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их ещё немало будет на твоём пути тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
2-й Ведущий: Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено
этих километров, солдат не считает. Сколько надо, столько и пройдет.
1-й Ведущий: Благодарим всех за участие в этой встрече.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Память за собою позови"
Сценарий последнего классного часа в 11б классе...
Разработка классного часа "Память сердца"
Есть такое понятие – память сердца, души …Память … за нею сотни поколений, наша история, Великая Отечественная война. Чем дальше уходят от нас события этой самой б...
Классный час "Память - кладовая знаний"
Классный час предназначен для учащихся 5-х классов и способствует формированию положительной оценки к себе, самоорганихации и самодисциплине....
Классный час "Память - кладовая знаний"
Данный классный час нацелен пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации и самодисциплине детей....
Классный час "Память, за собою позови"
Это классный час ко Дню Победы....
Классный час "Память, за собою позови"
О начале Вов, о боях под Москвой, о блокаде Ленинграда....
Классный час "Память за собою позови"
Сценарий последнего классного часа в 11-м классе: "Память за собою позови!"...