Классный час "Семья в современном обществе"
материал (10 класс)
Разработка классного часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_semya_v_sovremennom_obshchestve.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: « Семья в современном обществе»
Цели:
- побудить задуматься над проблемами, связанными с современной семьёй;
- воспитывать уважительное отношение к своей родословной, к каждому члену семьи;
- развивать потребность к созданию в последующем своей собственной семьи.
Ход:
Вводное слово учителя:
Тема сегодняшней беседы для вас не совсем обычная — «Семья в современном обществе». Думаю, уместно будет вспомнить историю возникновения семьи, основные ее функции, факторы, которые влияют на развитие семьи, и, наконец, те модели семьи, которые существуют в сегодняшнем мире. Моя цель — побудить вас задуматься над проблемами, связанными с современной семьей. Ваша главная задача — аргументировано доказать, что в понимании современных молодых людей является «плюсами и минусами семейной жизни» и есть ли будущее у семьи в третьем тысячелетии.
Задание - Итак, «семья». Знакомое всем слово. Что же это такое? (Это объединение людей- родственников. Это маленький коллектив. Это микрообщество, где каждый имеет права и обязанности.)
Учитель. Пожалуй, можно остановиться на такой точке зрения. Семья — это микрообщество, в которое человек попадает при рождении. Причем человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А вот каким он придет в общество, или как мы еще говорим, в «социум», как раз и определяет семья. Ведь именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе, другими словами, проходит процесс социализации человека. Семью называют социальным институтом.
Задание Что обозначает это понятие «семья как социальный институт» с вашей точки зрения? (В семье идет процесс общественного взросления человека, его адаптации к полно ценной жизни среди людей, в обществе.)
Учитель. Человеческое общество, пройдя многовековой путь развития, к третьему тысячелетию все-таки достигло такого состояния, когда можно говорить о четком порядке в его устройстве. Мы говорим о человеческом обществе вообще, и каждая сторона жизни членов общества регулируется социальными институтами. Попробуем дать определение этому понятию. В качестве помощи могу предложить такое рассуждение: один американский социолог считает, что социальные институты призваны упорядочивать общественную жизнь, обеспечивая четкое удовлетворение тех или иных социальных, т.е. общественных потребностей членов общества. Среди основных социальных институтов можно назвать: институт права, институт политики, институт экономики, институт культуры, институт образования, институт церкви, институт семьи.
Итак, социальные институты связаны с реализацией основополагающих потребностей общества, они стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия членов общества.
Семья — это система действий и отношений, выполняющая социальную функцию воспроизводства человека, подверженная обширному социальному контролю. Но, кроме того, что семья это социальный институт, это еще и малая социальная группа. А как бы вы определили малую социальную группу вообще? (Учащиеся предлагают свои формулировки.)
Учитель (подытоживая). Малая социальная группа — малочисленная по составу группа людей, которые объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Малыми социальными группами являются: школьный класс, спортивная команда, воинский коллектив, группа друзей.
Семья — это такая малая социальная группа, которая основана на родственных связях и регулирует отношения между супругами, родителями, детьми и ближайшими родственниками.
Учитель. Социальный институт брака — это санкционированная, т.е. разрешенная обществом, устойчивая форма взаимоотношений между представителями одного или разных полов.
- А что такое семья, чем она отличается от брака? (семья – это такая социальная группа, которая выполняет разнообразные функции, но прежде всего: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, рекреационно- оздоровительную).
Семья – это малая группа, где есть или могут быть дети - самое ценное, что может иметь семья. Именно им посвящено это стихотворение.
Ведущий (Читает стихотворение.)
Дети — это чудо света,
Я увидел это сам.
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее — дети!
Трудно с ними — ну и пусть!
В наших детях — наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
2-й ведущий. Что такое семья, понятно всем. Семья — это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.
1-й ведущий. А еще — это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.
В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», пока не написал его сто раз.
«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
2-й ведущий. Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера — мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще — доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.
Конкурс «Наш фотоальбом»
1-й ведущий. Конечно, всякая семья начинается с родителей. О том, как русские люди в старину чтили своих родителей, можно судить по внутреннему убранству жилища. До сих пор в деревенских избах висят на стенах фотографии... Знаете, что такое красный угол? Это куда иконы помешают. А рядом ищите фотографии. На них все члены семьи, близкие и дальние родственники. В центре ряда, на самом видном месте — увеличенные портреты родителей...
Задание: Почему именно в центре размещали портреты родителей? (это говорит о традиции почитания родителей). Произнося слово «родители», сразу вспоминаются слова: «родина», «род», «народ»... Целый ряд однокоренных слов.
Задание: Почему у таких разных по смыслу понятий такое похожее звучание? (вероятно только потому, что они только на первый взгляд разные. На самом же деле эти слова, как матрешки, выходят одно из другого и одно в другое умещаются. И не они ли помогают нам исподволь ощутить то, что значит семья в составе таких понятий, как «род», «народ»...)
2-й ведущий. Наверное, в каждом семейном альбоме есть портреты тех, кто дорог сердцу.
Задание: Расскажите о своих семейных альбомах. Чьи фотографии хранятся в них? Чем дороги вам эти люди?
Конкурс «С чего начинается Родина?
2-й ведущий. Человеку свойственно возвращаться в мыслях к своим истокам. Дом, улица, где живут друзья, соседи, где остался кусочек души... Именно так порой и возникает первое щемящее чувство родины.
Учитель: Каждому из нас с детских лет известна песня «С чего начинается Родина?». Поэты по-разному отвечали на этот вопрос. Вот один из таких ответов.
1-й ведущий. (читает стихотворение)
Пять ступенек, краской крытых,
Сколько раз вы мною мыты!
Пять простых ступеней в дом!
Как легко над тем крыльцом
Вьются комары столбом!
Это тыщи дум моих
Среди сумерек глухих
Вьются там уж без меня,
В тишине родной звеня.
Счастье — родину иметь
да о ней всю жизнь болеть!
Вечно помнить свет села,
дом родной, святые сени
И заветные ступени,
По которым в мир сошли.
Задание: А задумывались ли вы, ребята, над вопросом: «Что такое Родина»?
2-й ведущий. Я сейчас слушал вас и подумал: а почему у слова «Родина» так много синонимов? Ведь и в книгах читаешь «матушка-родина», а рядом — «отечество», «родная земля» и «Россия»... Наверное, народ, заселивший пространство от Балтики до Тихого океана, придумал эти слова не просто так... Какой-то смысл в них есть?
1-й ведущий. Вот что писал, размышляя по этому поводу, великий русский педагог К.Д. Ушинский. «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас... Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
«Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...» — еще образнее писал о родной земле поэт Александр Блок.
А вот слова делового и энергичного американца о своей родине: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины». (Джон Кеннеди).
Это слова людей, к которым стоит прислушаться, над которыми надо поразмыслить. Почему? Ну, хотя бы потому, что сегодня можно услышать совершенно противоположные по смыслу формулировки, например, такие: «Где хорошо, там и Родина». Или:
«Моя Родина там, где моя библиотека» (так говорил один писатель) и т.п. Видимо, так могут думать люди, забывшие чувство Родины.
Конкурс «Наша родословная»
1-й ведущий. Особое чувство вызывают у нас те люди, которые, дав нам жизнь, сделали нас наследниками всего того, что мы называем родиной.
2-й ведущий. Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду — все это от них, от наших родителей. Есть даже поговорка о том, что человеку нельзя жить без памяти, т.е. быть «Иваном, не помнящим родства». Вот почему еще каких-нибудь сто лет назад жившие оседло по своим деревням и городам наши соотечественники, вспоминая о предках, могли уверенно добавить, что этот-де служил при Николае 1, а тот отличился еще в войну со шведами... Люди передавали своим потомкам семейные предания вековой и даже двухвековой давности.
1-й ведущий. В знатных же семьях старались не просто сохранить память о предках, а составляли особый документ — генеалогическое древо, глядя на которое сразу можно понять, насколько древен и знатен род.
Задание. Знакомы ли вы со своим генеалогическим деревом? Знаете ли вы свою родословную? Я надеюсь, что память о собственных предках у вас не окажется слишком короткой.
Конкурс. Наша фамилия
Задание. Как вы думаете, по каким признакам можно определить принадлежность человека к тому или иному роду? Конечно по фамилии.
Что такое фамилия? Всем известно — это наследственное, семейное имя, издавна переходящее от родителей к детям.
2-й ведущий. И все же тут есть что добавить. Хотя бы про то, откуда взялись наши фамилии. А появлялись они часто на манер иных названий, например, географических... Взять хотя бы «Сосновый ключ»... Все его знают, но уже никто не помнит тех сосен, что росли на его берегу, а название осталось, и при слове «Сосновый» всем становится ясно, о каком ключе речь. Вот и личные имена имеют такое же происхождение, т.е. сводятся к обозначению тех или других признаков. Так, субъект, лишившийся пальца, получал наименование «беспалый», которое переходило к его потомству, хотя последнее и не обладало этим признаком. Все знают фамилию Беспалов (читаем: Беспалов сын или Беспалова дочь).
1-й ведущий. Такого же происхождения фамилии Грязнов, Смирнов (от прозвищ Грязный, Смирный), Звягин (от звяга — горлопан, крикун), Ано кин (аноха — простофиля, глуповатый малый), Болдырев (болдырь — метис, сын русского, рожденный от инородной женщины), Булычев (булыч — наглый, бесстыжий человек), Булыгин (булыга — большой камень, грубый неотесанный человек, неуч). Фамилии Марьяшкин, Татьянчиков, Софьин, Маринкин, Марфин, Машкин и т. д. указывают на то, что женщина родила ребенка без мужа (родоначальник фамилии рос при матери, но без отца).
2-й ведущий. Немало фамилий произошло от слов, заимствованных из других языков. Например, от греческих имен, обладавших первично конкретным смыслом: Алексей, Андрей, Никифор, Николай — защитник, храбрый, победоносец, победитель народов, произошли соответственно фамилии, которые вы сами постараетесь громко назвать.
(Ученики называют соответственно четыре фамилии: Алексеев и т.д.)
Задание: Попытайтесь рассказать о происхождении собственных фамилий.
Учитель. Своё отношение к семье народ выражал в пословицах и поговорках
Конкурс сочинений
Задание: определите смысл народных поговорок. О чем идет речь?
1-й ведущий (читает народные поговорки).
Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова (здесь говорится о большой и ладно скроенной державе — России, о ее великих городах).
• Три друга: отец, да мать, да верная жена (про то, на кого в жизни можно опереться).
• Мать Божия, подавай дождя на наш ячмень, на барский хмель (пожелание урожайного дождичка).
Учитель: О чем бы ни шла речь: надо ли возвеличить древний город, подчеркнуть, что и в жизненных передрягах есть надежная опора, наконец, помолиться — всюду на память приходит одно слово. По-моему, слово «мать — одно из главнейших в нашем языке. В сборнике пословиц В. И. Даля оно встречается, наверное, тысячу раз или больше.
2-й ведущий. Да оно и в русской литературе главное... У писателя М.Горького даже роман такой был — «Мать».
Следующую своеобразную страничку нашего классного часа я предлагаю назвать «Визитная карточка» вашей семьи.
Конкурс «Фирменное блюдо»
1-й ведущий. На Новый год, Рождество, день Победы, на другие праздники вся семья наверняка собирается за столом. На кухне загодя готовятся самые любимые кушанья. Кто-то сразу вспомнил про торт, кто-то про пироги, а кто и про жаркое по-домашнему...
Задание: Как называется «Фирменное блюдо» вашей семьи? Какими лакомствами потчуют мамы и бабушки своих дорогих домочадцев. На что способны их любящие руки?
Конкурс «Нам песня строить и жить помогает»
2-й ведущий. Часто мы слышим фразу «Нам песня строить и жить помогает». У каждого человека, думаю, есть хоть одна любимая песня. Нет, не шлягер какой-нибудь, что вчера вертелся на языке, а сегодня забыт. Речь об одной-единственной, задушевной.
Задание: Вспомните, есть ли такая песня в вашей семье?
Задание: Какие семейные традиции, хобби есть в вашей семье?
(Учащиеся рассказывают о семейных традициях и хобби)
Конкурс «Пословица»
Задание. Теперь вам, уважаемые ребята, предстоит показать свои филологические знания. Не пугайтесь, это задание совсем не страшно. Я буду произносить начало русских народных поговорок, а вы постарайтесь их закончить.
Нет лучше дружка, чем родная...
(матушка).
При солнышке тепло, а при матери...
(добро).
Не нужен и клад, когда... (в семье лад).
Не красна изба углами, а...
(красна пирогами).
В гостях хорошо, а... (дома лучше).
Мой дом — моя... (крепость).
Как родители жили, так и нас...
(благословили).
Родители берегут дочь до венца,
а муж жену... (до конца).
Семья — это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека.
А. С. Макаренко
«Семья — это малая устойчивая человеческая группа», — так считают психологи. И, как это бывает со всеми устойчивыми группами, в каждой семье складывается свой эмоционально- психологический климат, благоприятный или неблагоприятный с точки зрения духовного развития отдельных членов семьи.
- Какие же модели семьи имеют место в современном обществе? Информация о них содержится в многочисленных и объемных исследованиях социологов.
Прежде всего, это традиционная семья. Она самая распространенная (67% от общей численности семей). Основная характеристика: законно фиксированные отношения. На втором месте по численности (12%) — гражданский брак., т.е. отказ от формальной регистрации отношений. Третья по численности (8% и имеется тенденция роста) — неполная семья, когда мать или отец воспитывают ребенка или нескольких детей одни. Таким образом, эти три модели семьи в сумме составляют почти 90% от общего количества семей. Кроме них, есть еще семьи, относящиеся к следующим моделям: ограниченная временем семья (5%) — по предварительной договоренности брак заключается на время; встречающаяся семья (3%) — люди зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя; прерывающийся брак (3%) — супруги живут вместе, но считают допустимыми временные разъезды на любой срок; мусульманская семья (1 ,5%) — муж обладает правом иметь несколько жен, обеспечивая высокий уровень их жизни и оставаясь бесспорным главой семьи.
Рефлексия: какой вывод можно сделать из разговора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...
Есть двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...
Классный час в 6 классе: "Коррупция в современном обществе"
Цели:Познакомить с понятием «коррупция», с формами проявления коррупции, ее последствиями. Расширять кругозор учащихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, сп...
презентация к классному часу на тему: "Проблема алкоголизма в современном обществе"
Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же...
Классный час "Проблема наркомании в современном обществе".
Классный час Проблема наркомании в современном обществе...
1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.
Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...
Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"
Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...