Интеллектуальная игра по правилам дорожного движения "Запомнить нужно твёрдо нам - пожар не возникает сам!"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)
Данная разработка представляет собой материал для организации с детьми среднего звена (5-7 классы) игры - соревнования, работа над которой способствует закреплению представлений детей о правилах пожарной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-sorevnovanie_po_pravilam_pozharnoy_bezopasnosti.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронежская область
Калачеевский район
МКОУ Манинская СОШ им. Ф.А. Щербинина
Интеллектуальная игра для учащихся среднего звена класса
Подготовила и провела классный руководитель
Кущева Ирина Ивановна
2022 уч. г.
Запомнить нужно твёрдо нам: пожар не возникает сам!
Интеллектуальная игра – конкурс «Гордиев узел»
Цели и задачи мероприятия:
1. Продолжать учить детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта.
2. Развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара.
3. Воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.
4. Научить выявлять опасность.
5. Формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях (в частности, при пожаре).
6. Формировать твёрдое убеждение в том, что огонь – не игрушка.
7. Воспитывать в детях уверенность в своих силах во время спасательных действий при пожаре или при его тушении.
Оборудование и реквизит:
- два стола: один накрыт зелёной скатертью, другой – красной;
- две ленты (зелёная и красная), прикреплённые к висящему на доске обручу; на каждой ленте завязано по 9 узлов, у нижнего узла – прищепка;
- карточки-задания, ребусы и рисунки для конкурсов, кроссворды;
- телефон;
- огнетушитель;
- листы бумаги, ручки, наборы цветных карандашей;
- плакаты: «Спички не тронь: в спичках – огонь!», «Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнём осторожны всегда!»
В игре-конкурсе принимают участие учащиеся 6 класса. Ребята делятся на две команды. Выбирается жюри. Жюри оценивает соответствие названия команды, девиза; достоверность, оригинальность, артистизм, скорость и качество выполнения заданий. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Класс оформлен плакатами и рисунками по теме.
Ход мероприятия:
Два ученика читают стихотворение Е. Ильина.
1 – ый ученик.
Да, огонь бывает разный-
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
2 – ой ученик.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит снами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает ,будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
Учитель: С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее всё вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы.
Сталкиваются две силы: человек и огонь. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. И я призываю вас, ребята, всегда быть осторожными при обращении с огнём и помнить о страшных последствиях пожара. Не забывайте простую истину: опасность легче предупредить, избежать её, чем ликвидировать, бороться с нею.
Сегодня мы проведём интеллектуальную игру-конкурс под названием «Гордиев узел». Команды уже готовы сразиться. Но вначале выясним, что означает выражение «гордиев узел». «Разрубить гордиев узел» - значит, смело, энергично решить сложное дело.
Для вас этими узлами будут различные вопросы по пожарной безопасности и проблемы, которые записаны на карточках и обозначены узлами на лентах (демонстрируются ленты).
У каждой команды – своя лента и свои задачи. Если команда успешно справилась с очередным заданием, то нижний узел на ленте будет развязан, и прищепка переместится к следующему узлу. Если команда не справилась с заданием, то узел останется, но прищепка поднимется выше, чтобы все видели, какой по счёту вопрос стоит на очереди. Вот такие незамысловатые условия нашего конкурса. Начинаем соревнование. Желаю всем вам, ребята, удачи!
Приветствие команд.
1. Команда «Искорки». Девиз: «При пожаре как один набираем 01».
2. Команда «Огоньки». Девиз: «Знают мальчик и девчушка – спички детям не игрушка!»
Узел первый «Разминка».
Учитель читает загадки командам по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, то у соперников есть шанс получить дополнительное очко.
1. Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь).
2. На крыше – столбом, в избе – скатертью. (Дым).
3.Это – тесный-тесный дом: сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр может вспыхнуть как костёр! (Коробок со спичками).
4.Плывёт электроход-то назад, то вперёд. (Утюг).
5. Красный бык стоит, дрожит, чёрный – на небо бежит. (Огонь и дым).
6.От маленькой меня не оберёшься ты огня. (Искра).
7. Где с огнём беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар).
8. На столе, в колпаке да в стеклянном пузырьке поселился дружок – развесёлый огонёк. (Лампочка).
Команда, набравшая в конкурсе больше баллов, развязывает свой узел.
Узел второй «Выбери ответ».
Учитель: на подносе перед вами лежат конверты с заданиями. Выбирайте конверты. Вы должны из предложенных вариантов ответов на вопросы выбрать правильные. На раздумья – 2-3 минуты.
Задания для первой команды:
1. По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?
- из-за жаркой и сухой погоды;
- из-за неисправности электросети и электроприборов;
- из-за неосторожного обращения и шалостей детей с огнём;
- из-за использования неисправных или самодельных отопительных приборов, а также из-за беспечности и небрежности в обращении с огнём
2..Какие вам известны основные факторы пожара?
- высокая концентрация кислорода;
- воздействие огня (горение), а также высокая температура и теплоизлучение;
- газовая среда;
- задымление и загазованность помещений и территорий токсичными продуктами горения.
3. Как необходимо действовать при панике во время пожара в общественном месте?
- бежать как можно быстрее;
- оценить обстановку и выявить реальную опасность;
- сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону и помочь тем, кто из-за страха не может двигаться;
- пытаться задерживать обезумевших людей и паникёров и продвигаться к ближайшему выходу, пропуская детей и женщин.
4. Что необходимо предпринять, если загорелась деревянная перегородка в соседнем с вашей квартирой помещении?
- не следует что-либо предпринимать;
- не надо торопиться покидать квартиру;
- как можно быстрее покинуть помещение;
- вызвать пожарных.
5. Как правильно выходить из задымлённого помещения?
- любым способом, но как можно быстрее;
- защитить глаза и органы дыхания, накрыться плотной влажной тканью, двигаться пригнувшись или ползком;
- идти в сторону незадымленной лестницы или к выходу, держась за стену, поручни, дышать через влажную ткань;
- выпрыгнуть в окно.
Задания для второй команды:
1. Назовите основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях.
- летние грозы;
- нарушение режима труда и отдыха;
- несоблюдение элементарных правил пожарной безопасности персоналом и неосторожное обращение с огнём;
- эксплуатация неисправного оборудования.
2. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке?
- сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
- вернуться в помещение и плотно закрыть дверь;
- заткнуть дверные щели и вентиляционные отверстия мокрыми тряпками;
- ждать пожарных или спасателей.
3. Как необходимо действовать при панике во время пожара при отсутствии видимости (задымление, погасло освещение)?
- остановиться и подождать включения освещения или рассеивания дыма;
- дышать через носовой платок или рукав одежды;
- при движении держаться за двери или поручни;
- вести впереди себя детей и держать их за плечи.
4. Что необходимо предпринять, если надвигается огненный вал?
- не следует что-либо предпринимать;
- упасть, прикрывая голову влажной тканью, задержать дыхание;
- закутать голову влажной тканью;
- не дышать, чтобы не получить ожог внутренних органов.
5. Что необходимо предпринять, если загорелась железобетонная перегородка в соседнем с вашей квартирой помещении?
- не следует что-либо предпринимать;
- не надо торопиться покидать квартиру;
- следует как можно быстрее покинуть квартиру;
- следует использовать средства пожаротушения.
Учитель: Итак, отведённое время истекло! Обсуждение за столами прекращается. Слушаем по очереди ответы. Порядок таков: вначале нужно громко и чётко зачитать вопрос, затем дать свой ответ. При неверном ответе поправку может сделать команда соперников, заработав тем самым поощрительные баллы.
Команда, набравшая больше баллов, развязывает свой узел.
Узел третий «Разгадай ребусы»
Команды должны разгадать ребусы. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл. Дополнительный балл получает команда, которая быстрее справится с заданием.
Ответы на ребусы для первой команды: костёр, огонь, утюг, свеча, спички, искра
Ответы на ребусы для второй команды: костёр, огонь, пожар, спички, пламя, свеча.
Команда, набравшая в конкурсе больше очков, развязывает свой узел.
Узел четвёртый «Пожарники-тушители».
Задание: вспомнить правила обращения с огнетушителями и ответить на вопросы.
Учитель: Огнетушитель – средство пожаротушения. Время его действия ограничено до одной минуты, в зависимости от вида и вместимости баллона. Поэтому действия при использовании огнетушителя должны быть чёткими и расчётливыми.
Вопросы для первой команды:
1.Для чего предназначен огнетушитель химический пенный (ОХП – 10)?
- для тушения последствий пожара;
- для тушения очагов возгорания всех без исключения веществ и материалов;
- для тушения очагов возгорания различных веществ и материалов. За исключением электроустановок, находящихся под напряжением.
2. Какой существует порядок приведения огнетушителя ОХП – 10 в действие?
а) прочистить спрыск (отверстие) шпилькой или иглой;
б) поднести огнетушитель к очагу пожара;
в) перевернуть огнетушитель вверх дном, встряхнуть и направить струю на очаг возгорания;
г) поднять рукоятку и откинуть (перевернуть) её до отказа на 180 градусов.
Ответ: б, а, г, в.
Вопросы для второй команды:
1. Для чего предназначен огнетушитель углекислотный (ОУ)?
- для тушения последствий пожара;
- для тушения очагов возгорания различных веществ и материалов;
- для тушения возгораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, и для тушения электроустановок, находящихся под напряжением.
2. В какой последовательности приводится в действие углекислотный огнетушитель?
а) нажать на рычаг огнетушителя;
б) сорвать пломбу;
в) выдернуть чеку;
г) направить раструб огнетушителя на пламя.
Ответ: б, в, г, а.
Жюри подводит итоги. Команда, набравшая в конкурсе больше баллов, развязывает свой узел.
Учитель: А сейчас позвучат небольшие четверостишия .
Загорелась наша школа-
Я скорей бежать до дома.
Паника – страшней огня!
Все учились без меня…
Если вдруг пожар возник,
Ты от страха тут же сник.
Вспомни наше ОБЖ –
И, считай, спасён уже!
Вместе мы в поход ходили
Да костёрчик разожгли.
Уходя, не потушили:
Леса нет – одни угли.
Дело было на уроке:
Раздался сирены вой.
Все «скорее руки в ноги»
И стремглав бежать домой.
Мы сидели на уроке,
Спичками играли…
Ах, как жаль, что ОБЖ
Плохо изучали!
Дома мы варили щи,
Газ не выключив, ушли.
Не поесть нам больше щей,
Осталась груда кирпичей.
Узел пятый «Опасности, подстерегающие детей на кухне и в спальне».
Обе команды получают одинаковые рисунки, на которых нужно найти все опасности, подстерегающие детей на кухне и в спальне. На обдумывание задания и запись ответов даётся три минуты.
Ответы:
1. Лампа в комнате накрыта тканью.
2. Электрический провод лежит посреди пола на кухне, об него можно споткнуться и упасть.
3. Электрический провод в комнате проходит под ковром: существует возможность перегрузки удлинителя.
4. Занавеска на кухне висит слишком близко к плите.
5. Полка для посуды на кухне установлена над плитой.
6. Розетка в комнате перегружена.
Жюри подводит итоги конкурса. Победившая команда развязывает свой узел.
Узел шестой «Конкурс капитанов».
Учитель: Конкурс капитанов посвящён правилам противопожарной безопасности. Представьте себе, что у вас горит дом или квартира, а именно – возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Прежде чем вам представится такая возможность, ознакомьтесь с вопросами, на которые вам нужно будет ответить во время звонка.
Демонстрируется плакат.
На плакате:
1. Адрес.
2. Объект (квартира, склад, школа).
3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).
4. Номер дома.
5. Номер подъезда.
6. Номер квартиры.
7. Этаж. Сколько всего этажей в здании.
8. Есть ли опасность для людей.
9. Фамилия.
10. Телефон.
После внимательного изучения плана (30 секунд) каждый капитан должен сделать звонок пожарным. Жюри оценивает правильность и чёткость сообщения.
Победившая команда развязывает свой узел.
Узел седьмой «Домашнее задание»
Команды по очереди называют возможные причины возникновения пожара. Выигрывает команда, назвавшая причину последней.
Некоторые возможные причины:
- игра детей со спичками;
- удар молнии;
- разведение костров в ветреную погоду вблизи дома;
- короткое замыкание, повреждение электрического провода;
- зажигание свечей;
- неосторожное обращение с огнём (например, во время приготовления пищи на газовой плите).
- курение;
- выпавший из печи уголь. И другие.
Команда, назвавшая причину возникновения пожара последней, развязывает свой узел.
Узел восьмой «Шифровальщики».
Учитель раздаёт командам листы с кроссвордами и вопросами к ним. Задание – разгадать кроссворд и прочитать слово, находящееся в выделенных клетках.
Кроссворд для первой команды.
Вопросы:
1.Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога третей степени? (Струп).
2. Остановка пожара на путях его распространения. ( Локализация).
3. Повреждение тканей тела из-за высокой температуры. (Ожог).
4. Какие органы защищает при пожаре ватно – марлевая повязка? (Дыхания).
5. Признак ожога второй степени. (Пузыри).
Кроссворд для второй команды.
Вопросы:
1. Признак ожога второй степени. (Пузыри).
2. Средство пожаротушения. (Огнетушитель).
3. Способ прекращения горения веществ и материалов. (Охлаждение).
4. Признак ожога четвёртой степени. (Обугливание).
5. Ожог, вызванный пламенем. (Термический).
Команда, набравшая больше очков, развязывает свой узел на обруче.
Узел девятый «Викторина 01»
Учитель задаёт командам вопросы по очереди. Для обдумывания даётся 30 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл; если ответ неверен, то право ответа переходит к другой команде.
Вопросы:
1. Что предпринять, если на вас загорелась одежда? ( Лечь и путём перекатывания сбить пламя. Бежать нельзя.)
2. Что делать, если на другом человеке загорелась одежда? ( Накрыть его покрывалом, плотно прижав).
3. Можно ли при возникновении пожара прятаться под кровать, скрываться в труднодоступных местах, открывать окна? (Нельзя. Прячась, человек подвергает себя большей опасности, затрудняет работу спасателей. А открытые окна и двери увеличивают приток воздуха и , значит, усиливают огонь.)
4. Чем эффективнее воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (Куском мокрой плотной ткани.)
5. Как следует реагировать на возгорание? (Быстро, используя все доступные средства для тушения огня: воду, мокрую тряпку, песок.)
6. Чем опасен пожар? (Открытым огнём, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом.)
7. Нередко человек в горящей одежде теряет ориентацию, начинает метаться, бегать, тем самым усиливая пламя. Что делать в этом случае? (Сбить его с ног, погасить пламя.)
8. При пожарах часто происходит отравление угарным газом. Назовите признаки такого отравления. ( Головная боль, шум в ушах, стук в висках, общая слабость, тошнота, рвота. При сильном отравлении – сонливость, апатия, нарушение или потеря дыхания, расширение зрачков.)
9. Как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему при отравлении угарным газом? ( Немедленно вывести или вынести пострадавшего на свежий воздух, предоставить покой. На голову положить холодный компресс, спрыснуть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, напоить крепким чаем или кофе. В тяжёлых случаях нужно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.)
10. Что значит «ликвидировать пожар»? ( Потушить его, не допустить повторного возгорания.)
11. Почему горящий бензин нельзя тушить водой?( Удельный вес бензина легче, чем воды. Поэтому, попадая на поверхность бензина, вода опускается вниз, не оказывая должного действия.)
12. Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина? (Порожняя; внутри неё может образоваться взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха.)
13. Иногда говорят, что «бензин загорелся». Правильно ли это выражение? ( Бензин не горит: горят его пары в смеси с воздухом.)
14. Почему в детских учреждениях выходы из помещения открываются наружу? (Чтобы, в случае возникновения пожара, в дверях не скапливалось большое количество детей.)
15. Разразилась гроза. От грозового разряда загорелась конюшня. Что нужно было сделать, чтобы не допустить пожара? (Здание конюшни необходимо было оборудовать грозозащитой.)
Жюри подводит итоги.
Команда, набравшая в конкурсе больше баллов, развязывает свой узел.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Запомнить твёрдо нужно нам-пожар не возникает сам!
Обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто с помощью мероприятий. В своём мероприятии я постаралась расскрыть как правила противопожарной безопасности, так и дейстивие в ЧС. Так же к меро...
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Что должны знать дети о правилах дорожного движения...
«Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам!»
«Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам!»...
«Запомнить нужно твердо нам: пожар не возникает сам»
С незапамятных времен огонь был спутником человека. И сегодня без огня нам не обойтись. Огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Огонь, выходя из повиновения, не...
Открытое занятие по правилом дорожного движения. Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»
Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»Цель: повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные ...
Презентация Интеллектуальная игра по правилам дорожного движения
Игра предназначена для детей младшего школьного возраста....