Игра "Волшебный кристалл"
план-конспект

Абрамова Евгения Александровна

игра научит детей уважать друг друга и прислушиваться друг к другу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Журнал

Справочник педагога-психолога. Школа

Психопрофилактика / Занятие со школьниками

Конспект игры «Волшебный кристалл», которая научит школьников уважать и принимать других

Игорь Вачков
профессор, д. психол. н., Москва
Марина Битянова
директор центра психологического сопровожденияобразования «Точка ПСИ», к. психол. н., Москва

Проведите с учениками игру, в которой есть элементы проблемного урока и сюжетно-ролевого действия. На мероприятии школьники смогут сформировать понятия «свой» и «чужой», развить толерантность и оказывать взаимопомощь.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: ученики средней и старшей школы.

Цель: освоить модель конструктивного общения с людьми, которые воспринимались школьниками как чужие.

Задачи:
- помочь школьникам сформулировать понятия: «чужой» и «свой» человек;
- способствовать развитию толерантности и взаимопомощи в группе;
- освоить способ освобождения от обид.

Оборудование: бумага формата А3, ручки, колпачки (шапочки), кубики, пакетики и бумажные круги красного, желтого, синего и зеленого цветов, веревочки для обозначения берегов реки, моток веревки, надувной круг, две одинаковые дощечки длиной менее 50 см, шарики (наполненные гелием).

Время проведения: 90 минут.

10 мин

Этап 1. Предварительный этап

Организуйте пространство кабинета для игры: разделите на несколько зон. В зоне обсуждения парты и стулья расставьте так, чтобы все ученики класса оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 5–7 человек за каждым столом). Выделите место для представления сценок. Зону для реки обозначьте двумя веревочками, сделайте поворот «реки» на 90 градусов.

Подготовка к игре «Деление на группы»

Чек-лист для ведущего

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем играть, и нам необходимо разделиться на группы. Сначала вам нужно объединиться в пары или тройки с тем, с кем вам больше всего нравится общаться, и выбрать человека, который будет представлять вашу группу. Представитель группы будет участвовать в голосовании, его задача – вытянуть квадратик одного из цветов.


Предложите участникам квадратики четырех цветов: желтого, красного, синего, зеленого. На этом этапе не надо объяснять школьникам, что значит тот или иной цвет, просто предложите сесть за один стол всем группам, вытянувшим при голосовании квадратик одного цвета. Так образуются группы, примерно равные по своему составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно: рядом с ним друзья, «свои» ребята. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ, возможно, в реальной жизни практически не общающиеся между собой. После того как все участники разместились за своими столами, объявите начало игры.

70 мин

Этап 2. Игра

Упражнение «Работа с понятиями»

Педагог-психолог: Давайте поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, не замечаем или не понимаем их. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит?

Раздайте листы бумаги, разделенные на три зоны. На доске заранее напишите список слов: настороженность, открытость, опасность, спокойствие, злой, хороший, понятный, непонятный, близкий, далекий, похожий, иной, нравится, не нравится.

Педагог-психолог: Вы получили листы бумаги, посмотрите на них внимательно. В левой части листа напишите «Свой», в правой – «Чужой». Дальше прочитайте слова, написанные на доске, и перепишите их на свои листы. Слова, относящиеся к понятию «Чужой», – в правый столбик, к понятию «Свой» – в левый столбик. Нижний треугольник – для слов, которые нельзя однозначно отнести ни к одному из этих понятий.

Подождите, пока школьники выполнят задание. Предложите желающим зачитать то, что у них получилось. После устного обсуждения предложите каждой группе дать определение понятиям «свой человек» и «чужой человек». Запишите определение на листах А3 и повесьте на доску. В конце игры к ним стоит вернуться.

Педагог-психолог: Могут ли все люди вокруг быть «своими»? (проведите обсуждение). Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими, и те, кого мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально. Главное – понять, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам.

Динамическая пауза «Превращение в гномов»

Для игры необходимо равное количество учеников в подгруппах.

Педагог-психолог: Сейчас я стану волшебником и смогу превратить вас в гномов. Для этого вы должны построиться в четыре колонны. Участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются ко мне и получают от меня красный, желтый, синий или зеленый кубик, который соответствует цвету вашей команды. Ваша задача – передать кубик впередистоящему, «превратив» кубик в какой-либо предмет. Например, покачав кубик в руках, его можно превратить в младенца. Если партнер по команде угадывает, во что превращен кубик, он забирает его и передает следующему, превратив во что-то другое. Та команда, которая быстрее всех справилась с заданием, первой получает звание состоявшихся гномов.

Вручите членам команды-победителя колпачки соответствующего цвета. Затем раздайте колпачки остальным командам.

Упражнение «Немая сценка»

Педагог-психолог: Теперь вы – гномы. Каждый стол – ваше гномье семейство. Вы – обитатели Желтой, Красной, Зеленой и Синей горы. В недрах этих гор находятся ваши подземные города, рудники, мастерские. Там протекает ваша жизнь.


Раздайте гномам каждой горы особый знак отличия – кружок определенного цвета, который они прикалывают булавками к воротнику или на рукав.

Педагог-психолог: Дорогие гномы, теперь придумайте название своего царства и перечислите несколько самых крупных достижений его жителей (того, чем они могут гордиться), расскажите о том, как и где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас есть особенности. После небольшого обсуждения (у вас будет 7–10 минут) каждое гномье семейство представится друг другу.

После представления групп познакомьте участников с главным персонажем игры – Гномом, с большой буквы. Для того чтобы познакомиться с ним и узнать, какие у него были отношения с другими жителями горы, раздайте карточки для команд «Варианты начала истории».

Карточки для команд «Варианты начала истории»

Педагог-психолог: Дорогие гномы, прочитайте историю, которую вы получили. Ваше задание – рассказать, каким же был Гном, который пришел к вам, какие у него были отношения с окружающими. Только сделать это нужно необычным способом – в форме скульптуры или немой сцены. С помощью жребия мы определим, чьем семейство первым представит свое произведение. На подготовку 5–10 минут.

Попросите участников внимательно смотреть сценки и скульптуры друг друга, подмечать особенности отношений между Гномом и остальными. Далее проведите обсуждение.

 

 Вопросы для обсуждения:

 

1. Как вы думаете, где к Гному относились как, к чужому, а где – как к своему?
2. Почему вы так думаете?

 

 


После того как все желающие высказались, попросите представителей команд вслух прочитать свои тексты и подведите итог. Затем просмотрите две другие сценки.Проведите обсуждение с участниками.

 

 Вопросы для обсуждения:

 

1. В чем проявлялось отношение к Гному, как к чужому?
2. В каком случае сам Гном понимал, что он – чужой, и знал, как к нему относятся, а в каком случае ему казалось, что он такой же, как все?

 

 


Раздайте участникам заранее подготовленные листы ватмана.

Педагог-психолог: Предлагаю вам нарисовать своего Гнома и написать под его портретом те качества, которыми он, по вашему мнению, обладает.

Упражнение «Происшествие в гномьем царстве»

Сказка «Волшебный кристалл»

Расскажите участникам начало сказки «Волшебный кристалл». Попросите игроков взять кубики в руки и передавать друг другу, чтобы они почувствовали, как гномы оберегали свой кристалл.

Педагог-психолог: Первое задание для команд – придумать и рассказать, во что превращали гномы волшебный кристалл и для каких целей. У вас будет время на обсуждение и представление результатов друг другу – 3–5 минут.

После выполнения первого задания расскажите продолжение сказки «Волшебный кристалл». Затем проведите обсуждение.

 

 Вопросы для обсуждения:

 

1. Что говорят Гному другие жители?
2. Как реагируют на происшествие?
3. Как с Гномом обращаются?

 

 

Педагог-психолог: Теперь задание: поставьте маленькую сценку и покажите, как бы жители царства вели себя с Гномом. Учитывайте все то, что вы уже знаете про его характер и отношения с окружающими. На подготовку у вас будет 10–15 минут.

Если участникам понадобится помощь, окажите ее. Попросите зрителей сценок внимательно наблюдать за тем, как ведут себя окружающие и сам Гном в этой печальной ситуации в каждом из царств.

Педагог-психолог: Что же теперь делать? Ведь без волшебного кристалла жизнь в гномьем царстве станет значительно сложнее! Хорошо бы вернуть его удивительную способность к превращениям.

Упражнение «Путешествие за волшебным порошком»

Педагог-психолог: Гномы решили, что спасать кристалл должен тот, по чьей вине и случилась неприятность, – пришлый Гном. Каждая команда должна выбрать своего Гнома. Он и отправится в путешествие, взяв волшебный кристалл. Гномы из разных царств, отправившиеся за волшебным порошком, встретились и решили идти вместе. Им предстоит преодолеть немало трудностей, чтобы добиться своей цели.

Гномы разных царств выходят на свободное пространство, знакомятся друг с другом и далее действуют в соответствии со сценарием.

Варианты сценариев для участников

10 мин

Этап 3. Обсуждение итогов

Педагог-психолог: Наша игра близится к завершению, и я предлагаю вам выйти из ролей: снять атрибуты, сесть в общий круг, сказать друг другу: «Я – не гном, я человек, ученик

(-ца) такого-то класса».

Поблагодарите учеников за участие в игре и проведите завершающее обсуждение.

 

Вопросы для рефлексии:

 

1. Какое из заданий игры оказалось самым сложным?
2. Изменился ли каждый Гном в процесс путешествия? Почему?
3. Какие новые качества вам удалось найти в нем?
4. Изменилось ли у жителей каждого гномьего царства отношение к пришлому Гному?
5. Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение никого не обижало и не унижало?
6. В чем особенности такого поведения и отношения?
7. Изменилось ли ваше отношение к понятиям «свой» и «чужой»?
8. Что вам хочется исправить в схеме, созданной на втором этапе работы?

 

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа учащихся "Выращивание кристаллов"

Цель творческой работы - познакомиться с кристаллами и способами их выращивания; вырастить кристаллы медного купороса, свинца, повареной соли....

Урок МХК "Сквозь магический кристалл"

Личность Ван Гога в искусстве загадочна и сложна в осмыслении одновременно. Открыть обучающимся творчество великого художника - значит научить их "расшифровывыть" произведения современного искусства. ...

Презентация "Кристаллы. Россыпь самоцветная познанья и души...""

Презентация о кристаллах, как общее представление о красоте камней, их происхождении, структуре, образовании...

Кристаллы

Что такое кристаллы?...

Презентация к уроку "Кристаллы"

Презентация предназначена для сопровождения урока по теме "Кристаллы и аморфные тела"  в 10 классе. Презентация включает в себя основные понятия и схемы данного учебного материала, а также множес...

Кристаллы

ВведениеОбъект исследования – минералы.Предмет исследования – кристаллическая структура  минералов.Цель нашей работы – вырастить кристаллы некоторых минералов.Гипотеза - форма и размер крис...

Информационно – исследовательский проект «Кристаллы вокруг нас.»(презентация)

Среднесрочный, групповой проект учащихся 8 класса.Представлен на районном конкурсе исследовательских проектов в категории "Исследуй все". Занял 2 место....