Человека воспитать невозможно, можно помочь ребенку стать Человеком.
консультация (5 класс)

Черканцева Анна Александровна

Воспитательная деятельность на сегодняшний день -  одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя. Я – классный руководитель уже шестого класса. В прошлом году получила классное руководство у пятиклассников. Это не первый опыт, но до этого у меня были только старшие классы, десятый и одиннадцатый, где весь процесс моей воспитательной работы длился два года. Воспитание пятиклассников оказалось более сложной задачей, поскольку, принимая старшеклассников, получаете почти сформировавшуюся личность, а личностные качества пятиклассником необходимо помочь сформировать уже лично преподавателю. Это очень ответственно. Ведь что заложит следующий (после первой учительницы) классный руководитель, то мы и получим в итоге. Однажды фраза одного моего коллеги произвела на меня сильное впечатление: «Мы воспитываем нацию». А  как это сделать? Каждый день практика общения с моими воспитанниками подсказывает мне, каков же реальный распорядок дел классного руководителя. Как человек ответственный, я выучила циклограмму работы классного руководителя, обязанности, права учителя и ученика, посвятила в это своих учеников, но… Пришлось интуитивно постигать другое, тайное, неощутимое, развивать чувствительность, наблюдательность, проявлять внимание, выдвигать определенные требования, подбирать каждое слово, которое способно проникнуть в детскую душу и не ранить ее. Пришлось вырабатывать свои принципы, которым следую сама и прошу детей делать то же.

Я не люблю, когда меня скучно обучают и нудно нравоучительно что-то рассказывают,  и не люблю так работать сама. В своей работе я всегда учитываю особенности восприятия и переработки информации каждым ребенком, ведь насколько различны аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы, настолько по-разному они видят и слышат, «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Роль учителя не указывать дорогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их самостоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не подавить того, кто хочет быть другим, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности». Ведь человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_nachinayushchemu_klassnomu_rukovoditelyu.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Человека  воспитать невозможно, можно помочь ребенку стать Человеком.

(Из практики начинающего классного руководителя)

Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

Восточная мудрость.

Воспитательная деятельность на сегодняшний день -  одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя. Я – классный руководитель уже шестого класса. В прошлом году получила классное руководство у пятиклассников. Это не первый опыт, но до этого у меня были только старшие классы, десятый и одиннадцатый, где весь процесс моей воспитательной работы длился два года. Воспитание пятиклассников оказалось более сложной задачей, поскольку, принимая старшеклассников, получаете почти сформировавшуюся личность, а личностные качества пятиклассником необходимо помочь сформировать уже лично преподавателю. Это очень ответственно. Ведь что заложит следующий (после первой учительницы) классный руководитель, то мы и получим в итоге. Однажды фраза одного моего коллеги произвела на меня сильное впечатление: «Мы воспитываем нацию». А  как это сделать? Каждый день практика общения с моими воспитанниками подсказывает мне, каков же реальный распорядок дел классного руководителя. Как человек ответственный, я выучила циклограмму работы классного руководителя, обязанности, права учителя и ученика, посвятила в это своих учеников, но… Пришлось интуитивно постигать другое, тайное, неощутимое, развивать чувствительность, наблюдательность, проявлять внимание, выдвигать определенные требования, подбирать каждое слово, которое способно проникнуть в детскую душу и не ранить ее. Пришлось вырабатывать свои принципы, которым следую сама и прошу детей делать то же.

Я не люблю, когда меня скучно обучают и нудно нравоучительно что-то рассказывают,  и не люблю так работать сама. В своей работе я всегда учитываю особенности восприятия и переработки информации каждым ребенком, ведь насколько различны аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы, настолько по-разному они видят и слышат, «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Роль учителя не указывать дорогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их самостоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не подавить того, кто хочет быть другим, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности». Ведь человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность.

Опыт работы подтверждает, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.

Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».

Я. Корчак писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?».

Можно цитировать многих известных людей, но главное – признать, что без индивидуального подхода к ребенку не получится воспитать ни самого ребенка, ни сформировать дружный классный коллектив.

Опишу основные этапы по изучению и формированию классного коллектива, который можно назвать друзьями. Нельзя заставить дружить, но можно объединить ребят в классный коллектив, в котором все члены отвечают друг за друга, имеют свои обязанности, права, решают учебные и другие задачи в условиях сотрудничества и взаимоуважения. У всех  ребят  личная душевная территория, в которой им комфортно, и друзья, с которыми им легко и свободно. Заставлять детей дружить друг с другом - это значит, вторгаться в запретную зону. Умение выбирать себе друзей в детстве перерастает затем в умение выбрать себе работу, личную и семейную жизнь. Нельзя лишать детей этих способностей. Друзей они выбирают самостоятельно. Но нельзя допустить появления в классе «аутсайдеров», или изгоев. Ведь, к сожалению, очень часто в детских коллективах такие ребята присутствуют.  Формировать класс нужно аккуратно, постепенно, ненавязчиво. Потом, когда ребята научатся уважать друг друга в коллективе, и до дружбы останется один шаг. Главное – объяснить и доказать классу, почему мы являемся настоящей командой, в которой «один за всех, и все за одного».

 Помимо большого количества проводимых бесед по безопасности жизнедеятельности, нравственных и культурных ценностях, воспитания патриотизма, развития индивидуально-личностных качеств воспитанника и другие направления «классического планирования» классных часов, необходимо учитывать особенности времени высоких технологий, высокого ритма жизни мегаполиса, недавно перешагнувшего пятимиллионный рубеж, востребованности сильных разносторонне развитых личностей.   Мои воспитанники родились уже в 21 веке. А это значит, что они совершенно другие, они отличаются даже от моего поколения. Хотя разница между мной и моим классом 17 календарных лет.

Современные дети -  дети интернета, планшетов, айфонов, айподов. Это некие «всезнайки», ведь нас удивляет, как быстро они изучают высокие технологии. Сегодняшние дети раньше взрослеют во всех смыслах. Виной тому и пресловутые телепередачи, и интернет, в котором наши дети разбираются превосходно. Они не застрахованы от «грязи и пошлости», которая звучит отовсюду. Да и что там говорить, они же видят мир вокруг, в котором есть место алкоголизму, наркомании и прочему социальному злу. А некоторые дети даже имеют несчастье родиться и проживать в неблагополучных семьях. Но, помимо этого, много и других проблем, с  которыми сталкиваются ребята. Самые важные, на мой взгляд, проблемы  -  это неумение общаться в реальном мире, а уход из него в мир виртуальный, погружение в игры, которые становятся все опаснее и страшнее, равнодушие, утрата духовных и вечных человеческих ценностей, интолерантность, жажда наживы и расчетливость. Не будем забывать, что наши дети – маленькое кривое зеркальце современной действительности, они стремятся подражать. Благо, если примеры для подражания хорошие, но сегодня модно быть неправильным! С этим нужно бороться. Важно объяснить, что в моде всегда люди, которые умны, воспитаны, духовны, правильны во всех смыслах. Важную роль играет умелое приведение примеров. Нужно изучить и современных музыкантов, и полистать подростковые журналы, чтобы «быть в курсе», проанализировать своим «взрослым взглядом» и помочь девчонкам и мальчишкам правильно «читать» и «не сотворять себе кумиров». А лучше читать журналы с ними.  

Современные люди часто жестоки и алчны, в современном обществе много проблем. Часто дети живут в состоянии постоянной депрессии, особенно это часто происходит со слабоуспевающими учащимися, с ребятами из неблагополучных семей, где дети растут, учатся, но не видят для себя никаких перспектив в будущем, часто они попросту лишены обычных детских радостей, которые и должна подарить школа. Ведь школа – это второй дом, где окружают честные, добрые и чуткие педагоги (в идеале), воспитатели и учителя, искренне любящие свою профессию и работающие по призванию; где есть возможность посещать кружки, дополнительные занятия и общаться со сверстниками. А для некоторых моих воспитанников школа, как выяснилось, единственная приятная и светлая часть жизни.  (Опять же могу подтвердить свои слова ответами из анкет моих учеников: «Место, где мне хорошо и спокойно, где я чувствую себя защищенным – это ШКОЛА» А я, если честно,  ожидала ответа «ДОМ», но двое ребят так не считают. «Человек, которому ты доверяешь и расскажешь самую важную тайну – это Анна Александровна». После таких слов начинаешь понимать, насколько они тебе  доверяют).

Необходимо разобраться, какова модель выпускника современной школы, что может и должна сделать для ребенка школа помимо основной задачи – дать образование.  Результатом всей работы школы должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, самопознание и самовоспитание, на вечные абсолютные ценности. Основные направления развития личности:  патриотизм, гражданственность, правовое самосознание, нравственность, духовность, интеллектуальное развитие, здоровье, эстетическое, духовное развитие, саморазвитие, креативность, толерантность, профориентация, возможность адаптаци на рынке труда.

Для успешного решения этих задач необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В таком взаимодействии все участники образовательного процесса выступают как равноправные партнеры, а цель такого взаимодействия – установление личностного взаимопонимания по определенному кругу задач и проблем.

Я выработала свою стратегию воспитательного процесса (хотя я уже говорила, что каждый день я учусь чему-то новому, я расту и развиваюсь вместе со своими ребятами) с учетом характеристики конкретного класса, социума, в котором воспитывается ребенок, состава и особенности конкретных семей, материальных возможностей родителей. На мой взгляд, воспитание возможно, только если работает система ученик-учитель-родитель, образуя замкнутый круг. А если родители уделяют мало времени на воспитание ребенка или вообще считают, что воспитывать должна только школа (есть и такие на сегодняшний день, это доказывает проведенное анкетирование), то необходимо продумать систему тематических родительских собраний, привлекать родителей в воспитательный и учебный процесс, приглашать на уроки и классные мероприятия.

Первый этап работы – изучение класса. Важный момент - преемственность. Я начинаю с общения с классным руководителем начальных классов, параллельно делая необходимые отметки на заранее заведенных карточках учеников. Далее общение с социальным педагогом, выявление проблемных семей и семей, состоящих на внутришкольном учете, учете в органах опеки, на учете инспектора ПДН. Совместно с психологом школы проводим различные анкетирования  для выявления темпераментных и личностных особенностей учеников. Все это фиксируется на тех же карточках учеников. Изучаю личные дела учащихся, делаю отметки о неполных семьях, изучаю профессии родителей. Кроме того, личные дела учащихся дают информацию и об оценках в начальной школе, это помогает оценить склонности к отдельным предметам, ведь всегда важно учитывать, гуманитарий, естественник или математик перед нами. Перед проведением анкетирования родителей необходимо пообщаться с учениками и их родителями. В течение первого месяца работы я устраиваю индивидуальные консультации, поэтому к первому  родительскому собранию можно выучить и составить портрет семьи и личности ребенка. Но это только карандашный набросок, завершена картина будет только к  выпускному классу, хотя дети способны изменяться и вряд ли удастся завершить картину, ведь жизнь тоже вносит свои коррективы. Любая личность непознаваема.  После первого родительского собрания раздаю анкеты и прошу заполнить дома. Родители в течение нескольких дней возвращают заполненные анкеты. Это намного лучше, чем заполнять в классе, ответы получаются более подробными  и честными.

Второй этап работы – работа с родителями. Родители доверяют школе самое важное и дорогое, что у них есть в жизни – своего ребенка. Классный руководитель – это важное звено в системе работы школы, это первый человек, который узнает о происшествиях в классе, наблюдает за детьми в течение дня, чувствует настроения ребенка, видит общение со сверстниками, помогает регулировать взаимоотношения с классом, определяет место ребенка в классном коллективе. Классный руководитель должен знать о ребенке всё, и, соответственно, быть на связи с родителями. Я приучаю родителей к доверительному общению, честности, анализу. Только так можно решать проблемы ребенка своевременно. Нельзя жалеть времени на общение с мамами и папами, ведь часто у ребят разные принципы домашнего уклада: матриархат и патриархат существуют и на сегодняшний день, важно уловить, на какие рычаги воздействия на ребенка нужно «нажимать», кто из родителей может пожалеть, а кто провести серьезную беседу. Ориентироваться нужно по ситуации. Часто бывает так, что родители вместе не живут, но пообщаться все равно необходимо со всеми. Если не проживающий с семьей папа откажется от общения с классным руководителем, то не стоит настаивать. Но иногда бывают случаи активного участия разведенных родителей в жизни класса. Может, и семью поможем сблизить? Ведь часто дети одиноких родителей страдают от нехватки общения с другим родителем. Иногда нужно поговорить с родителями откровенно и попытаться помочь выстроить дипломатичные отношения в семье. Даже такие проблемы должен пытаться решить классный руководитель ради ребенка и его спокойного психологического состояния. Но тут нужна чуткость, деликатность и доверие со стороны родителей. Лично я трачу около шести часов разговоров в неделю на общение с родителями. Причем в пятом классе больше звонила я, а теперь родители звонят, интересуются, советуются. Они понимают, что необходимо быть на связи. А разве это не моя маленькая победа?

Третий этап работы  - ежедневные пятиминутки. Каждый день после уроков весь класс приходит в мой кабинет и рассказывает, как прошел учебный день, какие оценки получены, делится проблемами и достижениями. Это помогает ребятам понять, что мне важно все, что происходит в классе. Они учатся рассказывать. Они учатся мне доверять. Нужно спросить всех, с какими эмоциями они уходят домой, если случаются какие-либо неприятности, провести личные беседы, помочь, поддержать. Не исключены и порицания, но они должны быть аккуратны, чтобы ребенок ушел в спокойном состоянии, но понимал, что он был в чем-то  не прав. Позитивные эмоции необходимо помогать выражать, ведь часто дети жалуются на усталость, оценки не всегда кажутся им справедливыми. Нужно объяснить, что обязательно все получится, вселить уверенность в собственные силы, подсказать, как легче учить тот или иной предмет, как исправить плохую оценку, как разговаривать с педагогами. Маленькие воспитанники всё это быстро «впитывают». А если возникают проблемы, то я всегда могу оперативно помочь. Да и своими успехами они тоже делятся очень охотно. В пятом классе мы всем классом учились читать, понимать и пересказывать историю, природоведение. Находили ключевые слова, строили логичные ответы на поставленные в учебнике вопросы. Несколько таких занятий отразились хорошими оценками.

Четвертый этап - система бесед и классных часов. Классный час занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Класс является основным структурным звеном в школе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между учащимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках. Классный час — одна из форм прямого общения между учителем и учащимися, в процессе которого происходят социальное и этическое воспитание учащихся, развитие каждого школьника как личности, формирование классного коллектива. Таким образом, организация классного часа для преподавателя — нелегкое и очень ответственное дело. Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума. Участвуя в формировании первичного детского коллектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса. Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному. Я настаиваю на слове система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение). Помимо составления сетки классных часов и определения тематики бесед, я устраиваю опрос: что интересно ребятам, и какие темы они хотели бы обсудить, они обязательно должны быть включены. Мы вырабатываем правила класса, изучаем  устав школы, где подробно разъясняются права и обязанности учеников, учителей и родителей. Потом оформляем классный уголок. В нашем уголке находятся также фотографии с первого и пока по шестой класс, мы наблюдаем, как мы изменяемся и растем. И это тоже помогает формировать понятие «МЫ». Главное, что я делаю на классных часах, - заставляю «примерять» все темы на реальную жизнь, ребята сначала слушают, а потом начинают приводить примеры из жизни. Мы работаем в диалогах, делимся на команды, строим высказывания на различные темы, делимся впечатлениями от экскурсий, мероприятий, праздников. Выносим на обсуждение проблемы и рассуждаем «что такое хорошо, а что такое плохо». Пятиклассники активно делятся разными впечатлениями и эмоциями. Если в классе случаются проблемы, то их тоже активно решаем на классных часах, причем обязательно выслушиваем все мнения. А потом я помогаю принять решение. Своим достижением считаю то, что к шестому классу мои ребята научились проводить классные часы сами, подбирать материал, выступать, анкетировать, устраивать опросы и голосования. И несмотря на то, что классный час проводится 7 уроком, все с удовольствием бегут в кабинет. Иногда приходят родители, участвуют в наших беседах, рассказывают о себе, помогают рисовать плакаты, стенгазеты, работают членами жюри. Приятно, что классные часы проходят позитивно и искренне. Иногда ребята так увлечены классными хлопотами, что остаются и на 8 урок. Я никогда их не выпроваживаю, сама нахожусь в школе долго, а некоторые из моих подопечных не торопятся домой. При мне делают уроки, я помогаю. Я считаю, что если один раз отправить ребенка домой, если ему хочется подольше побыть в школе, то больше он не придет, не поделится, может закрыться. В таких случаях, конечно, нужно аккуратно побеседовать с ним, ненавязчиво спросить о переживаниях. Этот процесс работы мне напоминает подбор ключа к замку. Но замочек откроется при внимательном и чутком подходе. И я горжусь, что мои дети мне доверяют. Честно признаются, если где-то не правы. Просят помощи. Ищут выходы из сложившихся ситуаций.

Пятый  этап – труд облагораживает человека. Определяется график дежурств по классу. Ребята формируют шесть трудовых бригад, каждая бригада отвечает за уборку класса в определенный день и самостоятельно распределяет обязанности. Первый год нужно даже учить некоторых подметать и  мыть полы, протирать пыль, сметать мусор на совок, а не в уголки. Здесь все только на личном примере с комментариями. Все дежурства проходят под контролем классного руководителя, которого со временем требуется все меньше и меньше.  В пятом классе уборка занимала около часа, а в шестом мы справляемся за 10-15 минут. Тоже небольшое, но достижение.

Шестой этап – четкое распределение обязанностей и контроль их исполнения.  В пятом классе мы выбрали президента и кабинет министров. Министерства мы сделали самые разнообразные. Каждый чувствовал себя «маленьким начальником». Открою секрет, я немного лукавлю и говорю детям, что надеюсь, что все займут достойные места в жизни, будут руководить другими людьми, кому-то удастся попасть в правительство. Главное -  зажечь в них эту искру, тогда дети начинают серьезнее относиться к своим обязанностям в детстве. Решаются такие вопросы голосованием. Конечно, в детском возрасте оно происходит по симпатиям, но меж тем некоторые остаются «не у власти», а потом стараются зарекомендовать себя так, чтобы быть выбранным. Это этап здоровой соревновательности. Случались у нас и перевыборы. И «переизбранные» старались работать так, чтобы их кандидатура «оправдала все народные ожидания». Так постепенно я знакомлю ребят с политической системой страны. В современном мире человек обязан иметь представление о власти уже с детских лет, ведь мы готовим ребенка к взрослой жизни!  А девиз у нас таков: «Береги честь смолоду, а платье снову».

Седьмой этап – постоянное взаимодействие с учителями предметниками. В этом вопросе главное – не лениться. Хотя бы один раз в неделю разговаривать с учителями о каждом ребенке, рассказывать о его успехах в других областях знаний, если с данным предметом у ребенка отношения на Вы. Это помогает учителям-предметникам видеть не только «двоечника» или «слабенького», но относится к ребенку терпимее. Ведь не секрет, что мы часто уже в пятом-шестом классе складываем общее впечатление о ребенке, а потом очень сложно ребенку доказать нам обратное. Вспомним о том, что мы и сами в школе одни предметы обожали, а над другими работали, работали… но не всегда ждал успех и хорошая оценка. И часто нас терзало  чувство, что к нам несправедливы. Тут нужно корректно работать с детьми и учителями. Я не считаю это «выпрашиванием» оценок, а считаю, что только таким образом возможно налаживание добродушной обстановки на уроках и создания положительной учебной атмосферы. К сожалению, мой класс не считается самым сильным, но иногда, к моему счастью, приходится слышать от учителей, что мои дети очень «душевные». Без лишней скромности, я считаю это своим достижением. Я отдаю им частичку своей души, с которой они идут на другие уроки, ведут себя достойно, то есть просто по-человечески. А это и есть воспитание человека.

Восьмой этап – бумажный. Сегодня «без бумажки – ты букашка». Классному руководителю приходится иметь дело с большим количеством бумаг: согласия на различные прививки, заполнение анкет, договоров, опросные листы и многое другое. Помимо этого мы ведем классный и электронный журналы, контролируем пропуски учащихся. Еженедельно проверяем дневники, которые являются основным документом и лицом ученика. С требовательным подходом к этому вопросу мы добьемся ответственного отношения у учеников и их родителей. Все должно быть четко и своевременно. Кроме этого в классе есть человек, который в понедельник проверяет готовность дневника к рабочей неделе, правда такая проверка понадобилась три-четыре раза. Потом все заполняют дневники, получают «плюсики»,  и этой проблемы у нас нет. И ни одного пустого окна. Если физическая культура – в колонке «домашнее задание» - форма, ИЗО – краски, кисточка, альбом и т.д.  На послеурочной пятиминутке мы еще раз читаем домашние задания на следующий день. Здесь два ответственных человека. А вообще работа кабинет министерства образования работает у нас на оценку «пять».

Девятый этап – развлекательный. Это немаловажно! Когда я училась в школе, я не знала, что это такое. У нас не было чаепитий, дискотек, классных часов, на которых с нами говорили, слушали нас. Это не очень приятные воспоминания. Вопреки всему этому, я приняла решение дать своим воспитанникам то, чего не было у меня. Это принцип и многих родителей. Мы все хотим для детей лучшего, чего не испытали сами. Правда? Я организовываю для ребят различные праздники, инсценированные уроки, литературно-музыкальные композиции, народные гуляния (Масленица), дни памяти, национальные праздники, День толерантности, День матери, Осенние посиделки, или День рождения класса, Новогодние заигрыши и многое другое. Мамы активно нам готовят пироги, блинчики, пиццы, девочки на Масленицу сами пекли блины (и хоть у некоторых они получились не очень красивыми и слишком жирными, съели мы их с большим удовольствием и с гордостью). В классе мы делали торт из коржей и крема, все вместе украшали его. Также за полтора года мы съездили на 5 экскурсий, посещали в течение года ДДТ «Союз» и с удовольствием изучали Правила дорожного движения, приняли активное участие в муниципальном празднике «Ура, каникулы», ходили в кино.  Еще после «пятиминуток» остаются девочки (и, вы будете удивлены, мальчики), чтобы поделиться кулинарными рецептами. Это моё хобби, которым я с удовольствием делюсь с детьми. Мам и пап это радует. Дети дома начинают готовить. А в жизни пригодится!

Десятый, одиннадцатый, двадцать пятый и семьдесят девятый этапы я описывать не буду. У каждого классного руководителя они свои. У меня тоже. Я создала в социальной сети группу своего класса (где находится более полутора тысяч наших фотографий, смонтированных видеозаписей и т.д.), участниками которой также являются наши родители.  И, кстати, у современного классного руководителя в кармане всегда должен быть фотоаппарат!!! Ведь каждый миг неповторим, вспомним Фауста и фразу «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» И фотоотчет о нашей жизни в пятом классе был показан на большом школьном экране!

         Кому-то моя статья может показаться воспроизведением прописных истин, а мне хотелось рассказать, как мы с моими «цыплятами» живем. Кто-то из учителей говорит, что класс у меня «слабый» или «посредственный», «гиперактивный» (мы часто привыкли пользоваться «канцелярскими» словами). А я скажу, что у меня самый лучший класс и самые лучшие дети! Я и им так говорю, почти каждый день. И когда на тебя смотрят целых 48 глаз ежедневно, доверяют тебе, делятся, спрашивают, советуются – нет на земле большего счастья, и ничто так не заставляет с утра открыть глаза и с удовольствием идти на работу.

А вообще я преподаю русскую литературу и русский язык. И учу добру вместе с нашими классиками. Ведь все преходяще, кроме классики, которая вечна. Уважаемые классные руководители! Любите свою работу, полагайтесь на свою интуицию, любите своих детей, уважайте их, зажигайте в них огонь и желание, и тогда мы действительно сможем воспитать настоящих Людей!  А этапы, которые я описала, они у каждого свои. Просто никогда не жалейте времени на детей, хвалите их! Развивайтесь и растите вместе! В ногу со временем! Только если мы будем современны, мы сможем воспитать современных людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку стать успешным?

Данный материал я использовала при проведении классного часа "Как помочь ребенку быть успешным?" в 6 классе. Беседа с родителями, построенная на этом материале заинтересовала родителей. После обсужден...

Буклет "Как помочь ребенку стать успешным?"

Данный буклет стал вспомогательным материалом при проведении родительского собрания....

Как помочь ребенку стать успешным.

Рекомендации для родительского собрания....

Как помочь ребенку стать увереннее в себе

Памятка родителям "Как помочь ребенку стать увереннее вс ебе"...

Как можно помочь ребенку сбросить лишний вес

Данная статья содержит рекомендации родителям, чьи дети имеют избыточный вес...