Классный час "Знать правила движения - большое достижение".
методическая разработка

Классный час "Знать правила движения - большое достижение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Знать правила движения — большое достижение»

Цели: приобщение учащихся к изучению правил дорожного движения; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; развитие творческих способностей детей.

Задачи: углублять знания учащихся о правилах дорожного движения;
формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;  познакомить с историей возникновения дорожных правил;  научить различать дорожные знаки; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход урока:

1. Беседа по теме урока.

        Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).  

        Дорогие ребята, сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения. Знать и соблюдать правила дорожного движения исключительно важно для всех его участников, особенно для детей.

        Сейчас я хочу вас познакомить с историей правил дорожного движения. Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

        Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.

        Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.

        В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

        В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

        Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

        Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.

Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.

        А знаете ли вы, когда появился привычный для нас светофор?

        Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

        Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.

        Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.

        У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

        Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде появился первый пешеходный светофор.                          

        Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса учащимися).            

        Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.
        Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».

        Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.                                            
        Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.            
        Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.                        
        Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл.
        Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.                                  

        О дорожных знаках: число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые. Информационно – указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные.


Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.

2. Игра «Знать правила движения — большое достижение»

        Сегодня вы должны будете показать свои знания, умения на игре «Знать правила движения — большое достижение»

        Класс делится на две команды.

Задания для игры.

1) Составить слова из слова ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.

2) Тест «Правила обеспечения безопасности дорожного движения и     безопасного поведения на транспорте»

1.Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:

А) отсутствие разметки на дороге

Б) плохие погодные условия

В) невнимательность участников дорожного движения

Г) отсутствие светофоров на перекрёстках

Д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов

Е) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств

Ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрёстке

З) неправильное поведение пассажиров

Ответ:БВЕЗ

2.У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в этой ситуации?

А) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь

Б) поспешите на помощь водителю

В) останетесь в своём кресле, положив перед собой мягкие вещи, упрётесь ногами и руками в спинку впереди стоящего кресла

Г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни

Д) ляжете на пол в проходе автобуса

Ответ:В

3.Вы едете со знакомыми на автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Ваши дальнейшие действия и их очерёдность.

А) кричать, давать советы водителю

Б) собраться, сгруппироваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья

В) лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками

Г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья

Д) постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их

Е) при остановке покинуть машину

Ответ:БЕ

4.Во время аварии загорелась машина, в которой люди. Обозначьте  последовательность правильных действий  в этой ситуации.

А) сообщить в дорожно-патрульную службу о  случившемся

Б) оказать помощь выбравшимся из машины людям

В) отправить на попутной машине нуждающихся в помощи в мед. учреждение или вызвать скорую помощь

Г) принять меры по тушению пожара

Д) собрать свои вещи и продолжать поездку

Ответ:БВГАД

5.В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер и произошёл обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус?

А) через окно

Б) будете выходить через двери по ступенькам

В) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током

Ответ:В

6.. Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:

А) в два ряда

Б) только по одному, друг за другом

В) в три ряда

Ответ:Б

3) Задание: ситуации ловушки.

Вопрос 1.Какая из стоящих машин опаснее других?

Ответ: та, которая выше и длиннее: автобус, грузовик-фургон, трактор, бульдозер, автомобильный кран - они больше всего мешают заметить опасность.

Вопрос 2. В чем опасность для пешехода, который спешит через дорогу к автобусу?

Ответ: пешеход видит только автобус и больше ничего вокруг, и часто не замечает приближающуюся сбоку машину.

Вопрос 3. Чем опасна медленно приближающаяся машина?

Ответ: Пешеход может решить, что вполне успеет перейти - и начать перебегать дорогу. Но за ней или прямо позади нее, или в соседнем ряду может быть скрыта другая машина! Эта машина может двигаться с большей скоростью, то есть обгонять или опережать ту, которая движется медленно!

Вопрос 4. В чем опасность для детей, когда они бегут через дорогу за приятелями, вслед за старшими, за мячом, собакой?

Ответ: Глаза детей при этом направлены на тех, на то, вслед за кем (чем) они бегут, и можно не заметить опасность справа или слева

4) Кроссворд. Отгадать слово по вертикали.

5) «Верна ли фраза»

1. «Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны». Ответ: да.

2. « Красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый - не только приготовиться, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый - разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились». Ответ: да.

6) Загадки
Человек, едущий на транспорте.
(Пассажир).
Человек, совершающий движение пешком.
(Пешеход).
Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный.
(Знак).

Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).
Место ожидания автобуса.
(Остановка).
Транспорт, работающий от электричества.
(Троллейбус, трамвай).
Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон).
Самое опасное место для пешеходов.
(Перекресток).
Самые строгие дорожные знаки.
(Запрещающие).
Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.
 (ДТП).

3. Подведение итогов игры.

Пусть это все игра, но знаем мы.    

Жизнь нам дана одна, ей нет цены.

И не стоит с дорогой шутить,

Ведь на свете так здорово жить.

Видеть солнце, встречаться, смеяться.

 Мечтать и любить.

Как вы думаете, зачем нужно знать правила ДД?

Что произойдёт, если водитель автомобиля не знает правил?

Всем или нет нужно знать правила ДД?

Как вы думаете, правильно или нет, что водителю, прежде чем получить права, нужно сдать правила дорожного движения?

Я надеюсь, что вы запомнили некоторые из правил, выучите остальные и будете очень внимательны на дорогах!                              





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: «Знать правила движения – большое достижение»

Классный час: «Знать правила движения – большое достижение»...

Классный час: «Знать правила движения – большое достижение»

Классный час по правилам дорожного движения для учащихся 5 - 8 классов, проведенный в форме викторины, с использованием мультимедийной презентации....

Классный час «Знать правила движения — большое достижение»

Классный час в 5 классе «Знать правила движения — большое достижение» Цели: приобщение учащихся к изучению правил дорожного движения; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; разв...

Классный час "Правила движения должны знать все без исключения"

Необходимость изучения правил дорожного движения продиктована самой жизнью. На улицах и дорогах населенных пунктов становится все больше и больше транспортных средств, движение которых все...

Знать правила движения - большое достижение! (Прогнозирование опасных ситуаций). Беседа-инструктаж

Цели:- познакомить с историей возникновения дорожных правил;- научить видеть и наблюдать движение на дороге, прогнозировать появление опасных ситуаций и действовать безопасно;- систематизировать и обо...