"Первые шаги в науку"
классный час (10 класс)
Методическая разработка классного часа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Первые шаги в науку»
Цель: расширение представлений обучающихся об истории и достижениях российской науки.
Ход классного часа:
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя»
Антон Павлович Чехов
Классный руководитель: Российская наука…Она дала миру много великих имен и открытий. Благодаря этому Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях. В нашей стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире.
Так что же такое наука? Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.
Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден.
День науки – это, прежде всего, возможность рассказать о старых и новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и праздник – яркий, радостный и незабываемый.
Сегодня я вам расскажу о знаменитых Российских ученых, и ученых, чье имя связано с Воронежским краем. А так же, об уникальном изобретении, которое, как оказалось, изобрели тоже в России. Слушайте внимательно, т.к. в конце нас с вами ждет увлекательная викторина «Хочу всё знать».
Первый человек, о котором мне хотелось бы рассказать – это Дмитрий Иванович Менделеев. Создал периодическую систему химических элементов. Система является графическим выражением периодического закона, установленного русским химиком Д. И. Менделеевым в 1869 году. Вот как она выглядит (Просмотр слайда). Давайте посмотрим коротенький сюжет, где нам подробнее расскажут о трудах Дмитрия Ивановича Менделеева.
Идет просмотр видеофильма о Д.И.Менделееве
Вопрос к обучающимся:
– Так в каких же областях науки работал Дмитрий Иванович Менделеев?
Ответы обучающихся: физика, химия, астрология и т.д.
– Каким ребенком в семье был по счету Дмитрий Иванович?
Ответы обучающихся:17-м.
– А сколько у самого Менделеева было детей?
Ответы обучающихся: 7.
Ребята, всем известно, что всякое вещество состоит из мельчайших частиц. Одна из таких частиц – это атом. Атом состоит из маленького, но очень тяжелого ядра, расположенного в центре, и электронов, движущихся вокруг этого ядра. Давайте попробуем представить, как может выглядеть атом, а потом сравним с существующими его моделями.
Обучающиеся на листах формата А-4 рисуют свое представление об атоме.
Классный руководитель: А теперь давайте посмотрим, как же выглядит настоящий атом. (Показ изображения с объяснением, где находится ядро и электроны).
В науке были сделаны и другие важные открытия. Например, русский ученый М.В. Ломоносов. Он стал известен тем, что сделал множество открытий в различных областях наук. Ученый-энциклопедист, астроном, геолог, физик, химик и основатель Московского Университета.
Просмотр видео фильма о М.В.Ломоносове
Хотелось бы добавить, что помимо тех трудов, которые мы увидели в фильме, он сделал еще множество открытий. Думал о связи электричества и света, создал новый тип отражательного стекла для телескопа, первым из ученых разгадал, что поверхность солнца представляет собой бушующую бурю и многое другое.
Вопрос к обучающимся:
– Так в каких же областях науки трудился М.В. Ломоносов?
Ответы обучающихся: физика, химия, риторика, стихосложение, геология и т.д.
Классный руководитель: Еще один замечательный, известный ученый – это Попов Александр Степанович. Русский физик, электромеханик, профессор, изобретатель, почетный инженер-электрик. Деятельность его заключалась в области электротехники, магнетизма и электромагнитных волн. В 1899 году он сконструировал приемник для приема сигналов на слух при помощи телефонной трубки. Первая радиограмма, переданная Поповым на остров Гогланд 6 февраля 1900 года, содержание – приказание ледоколу «Ермак» выйти на помощь рыбакам, унесенным на льдине в море. Ледокол выполнил приказ и 27 рыбаков было спасены. Но всем Александр Попов более известен как человек, который изобрел радио.
В России 19 век богат открытиями в области электротехники. И самое удивительное изобретение, которым мы пользуемся по сей день – это персональный компьютер.
Вопрос к обучающимся:
– Скажите, пожалуйста, знаете ли вы какие-нибудь факты о том, кто изобрел это изобретение?
Ответы обучающихся: да/нет.
Классный руководитель: Первый в мире персональный компьютер был изобретен не американской фирмой «Эппл компьютерз» в 1975 году, а в СССР в 1968 году советским конструктором из Омска Арсением Анатольевичем. В авторском свидетельстве №383005 подробно описан «программирующий прибор», как его тогда назвал изобретатель. Но на промышленный образец денег не дали. Изобретателя попросили немного подождать. И он подождал, пока в очередной раз за рубежом не изобрели отечественный «Велосипед».
Имена многих известных ученых и просто удивительных людей связаны с Воронежской землей. Например, человек имя которого носит одна из школ г.Воронежа. Николай Геннадьевич Басов. Родился в деревне Усмань (Тамбовская область). В 1927 году с семьей переезжает в Воронеж. В 1941 г Басов окончил Воронежскую школу №13 (ныне гимн.им.Басова, гл. корпус), после школы прошел подготовку на ассистента врача в Куйбышевской военной медицинской академии. В 1943 году он ушел на фронт. После войны Басов отучился в МИФИ, защитил диплом, затем кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию. Благодаря его исследованиям и двух других ученых (Прохоров и Таунс) в области квантовой радиофизики, был изобретен Лазер. За фундаментальную работу в области квантовой электронике был награжден, совместно со своим науч.руком (Прохоровым) Ленинской премией в 1959 году, а затем и стал Лауреатом Нобелевской премии в 1964 году.
Помимо выдающихся ученых, в Воронеже проживали и просто удивительные люди. Первый человек, о котором хотелось бы рассказать – это Виктор Иванович Пивоваров. Воронежский конструктор-любитель, который совершил полет на самолете собственной конструкции. А самолет, кстати, он собрал сам в собственном гараже.
И, второй человек, – это абсолютный мировой рекордсмен, чье имя и рекорды вписаны в Книгу Рекордов Гиннесса. Юрий Иванович Баранов, он совершил 17.000 тысяч прыжков с парашютом. Более чем 40.000 тысяч километров, т.е, как длину земного экватора, он пролетел под куполом парашюта в небе.
Каждый человек должен обладать научными знаниями. С возрастом они значительно пополняются новыми фактами. А теперь давайте проверим на сколько вы хорошо обладаете знаниями в разных областях науки.
Викторина «Хочу всё знать!»
(Обучающимся задаются вопросы. Ответы могут быть в письменной или устной форме)
- Существуют перелетные насекомые? (Да, например, бабочки, репейница, божьи коровки)
- Самое большое наземное животное? (Слон)
- Какое животное считалось в Древнем Египте священным? При раскопках было найдено много статуэток из золота, серебра и бронзы, на которых оно было изображено. Если в семье умирало это животное, все члены семьи в знак траура выбривали брови, стригли волосы. (Кошка)
- Правда ли, что на Земле больше соленой воды, чем пресной? взято (Да. 97% соленой и 3% пресной)
- Правда ли, что археологи проектируют здания? (Нет. Здания проектирует архитектор, а археологи проводят раскопки, находят старинные предметы в земле)
- В какой стране находится Эйфелева башня? (Во Франции, город Париж)
- В названии какого месяца больше всего букв? (Сентябрь)
- Какое изобретение лишнее? Лупа, очки, часы, микроскоп и телескоп. (Часы, потому что в них нет увеличительного стекла)
- Как в старину называли глаз? (Око)
- В какое время года сутки короче? (Одинаково. В сутках 24 часа. В зимнее время ночь становится длиннее, т е темнеет раньше, летом – наоборот.)
- А правда, что люди пользовались беспроводными утюгами? (Правда, в старину)
- Правда, что уху варят из топора? (Нет, уху варят из рыбы)
- Что во время звездного дождя падает с неба на землю? (Метеорит, небесное тело)
- Назовите самую большую змею? (Анаконда)
- А правда ли, что Юпитер самая большая планета в солнечной системе? (Нет, некоторые источники утверждают, что в нашей солнечной системе существуют планеты массой, гораздо больше Юпитера)
- Какое учебное заведение носит имя известного Воронежского ученого, лауреата нобелевской премии по квантовой электронике? (Гимназия им.Басова)
- Какой праздник мы отмечаем вот уже 16 лет 8 февраля?(День науки в России)
- Кто создал периодическую систему химических элементов? (Менделеев)
- А кто из ученых, движимый знаниями, пришел в Москву пешком?(Ломоносов)
- Где был изобретен первый персональный компьютер? ( В СССР)
- Какая известная компьютерная фирма позже присвоила себе это изобретение? (Эппл)
- Где Воронежский конструктор-любитель Дмитрий Пивоваров собрал свой первый самолет? (В собственном гараже)
- Кто из ученых посетил 32 раза Германию, 33 Францию, 10 Швейцарию, 11 Англию, 9 Австро-Венгрию, 6 Италию и многие другие? (Менделеев)
- Человек, который обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. О ком идет речь? (Ломоносов)
- Сколько раз прыгнул с парашютом житель Борисоглебска Юрий Иванович Баранов? ( 17.000 )
- Зачем и для чего человеку нужны знания? (Знания нужны для того, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом – ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом. Если мы не будем знать, как работает тот или иной предмет, то можем оказаться в сложной жизненной ситуации)
- Откуда мы черпаем свои знания? (Из школьных предметов, интернета, книг, родителей, учителей)
- Как влияют научные открытия на нашу жизнь? (Жизнь ставится проще, благодаря новым изобретениям, например, интернет, телефон и т.д).
Классный руководитель: Ребята, вы наверняка знаете, чтобы присвоить себе изобретение его надо запатентовать, т.е. заполнить определенную форму, которая будет удостоверять то, что это изобретение действительно ваше и придумали его именно вы. (Патент – охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели, либо промышленного образца).
Давайте представим, что мы с вами ученые, и нам надо придумать свое собственное изобретение, а потом запатентовать его.
Обучающимся раздается патент за изобретение (форму патента педагог разрабатывает произвольно), который надо будет заполнить.
Рефлексия
Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Благодаря науке мы имеем лекарства от многих болезней. Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом. Это праздник для ученых и всех нас.
Предварительный просмотр:
Тема: «Единством сильны»
Цель: воспитание чувства любви к Родине, гордости за неё, за народ, населяющий Россию.
Ход классного часа:
Добрый день, дорогие ребята! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения. Но обо всём по порядку.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России). Одной из поправок было введение нового праздника «День народного единства» и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.
Истоки этого праздника восходят к славным героическим событиям 1612 года. Тогда люди разных вер, национальностей и сословий объединились для того, чтобы спасти Россию, отстоять российскую государственность. Это было подлинное национальное единение во имя будущего нашей страны.
Праздник установлен решением Государственной Думы, а инициирован – межрелигиозным Советом России, в который входят представители традиционных религий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма.
Посмотрите на карту нашей страны. Россия наша Родина, очень большая и великая страна.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Наша страна очень большая, великая, многонациональная семья.
Живут в России разные Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа
Язык свой и наряд. Один – черкеску носит, Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, Другой - оленевод.
Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним – милее осень, Другим – милей весна. А Родина Россия
У нас у всех - одна.
И если забыть о ничтожных обидах, О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться враги будут биты! От мощи единства земля задрожит.
Родина и Единство. Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время. Об одной из таких страниц истории - и пойдёт наш сегодняшний рассказ
В стране был страшный голод, и на престол вставал то один, то другой царь.
В Нижнем Новгороде жил в то время Косьма Минин обычный рабочий На площади сказал Минин народу: «…Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни для избавления России».
А князь Пожарский возглавил ополчение. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.
При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.
И поднималась Русь с колен.
В руках с иконой перед битвой, Благословенная молитвой.
Под звон грядущих перемен.
В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, была перенесена в этот храм.
На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано
«Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия» такие памятники есть и в других городах.
Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.
Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!
Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы. Я, ты, он, она, вместе дружная семья!»
Вот так, общими усилиями, ни профессиональной обученной армией, ни стратегическими решениями великих полководцев удалось сохранить государство, а совместным подвигом простых людей, русского народа.
Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем друг другу все самые добрые пожелания, от всей души: «Я желаю тебе…».
Многие ребята спрашивают, как научиться дружить? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем решить задачу:
Петя с Колей очень хорошо дружили. Они всегда были вместе, помогали друг другу и радовались успехам товарища. И вдруг они поссорились. Ребята попытались выяснить причину ссоры и помирить их.
«Какое ваше дело?»- заявил Петя на вопросы ребят. А Коля молча отвернулся.
1. Правы ли мальчики?
2. Что может сделать коллектив?
Лезть с вопросами не всегда удобно и тактично, а вот придумать какие-то ситуации, которые помогут ребятам помириться, класс может. Это может быть какое-то общее дело, поручение, выполняя которое, они смогут помириться. (Ответы детей)
Ребята, послушайте советы, если вы хотите иметь много друзей.
1. Никогда не груби своим товарищам. Не называй их обидными словами, не давай прозвищ.
2. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.
3. Не забывай здороваться со всеми друзьями. Даже с самыми маленькими. Дружить можно и нужно со всеми.
4. Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть и простить ему свою обиду. Не злись.
5. Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай.
6. Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя.
А сейчас, ребята, мы обсудим с вами некоторые ситуации.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие оценки за четверть.
4. Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
Расскажите, что бы вы сделали или сказали своему другу. (Ответы детей).
Ребята, только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы должны знать, что не стоит спорить по пустякам.
Понимание многообразия способствует признанию того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Среди различных групп людей не может быть единого мировоззрения, но это не исключает общечеловеческих ценностей.
Наиболее важными ценностями являются: терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции, умение выслушать точку зрения другого человека; стремление найти согласие по наиболее важным вопросам, не прибегая к насилию и уважая позицию другого, основываясь на согласии по ключевым вопросам; умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, взаимный отказ от некоторых своих целей ради общего согласия).
Именно в День народного единства, ребята, я призываю вас еще раз задуматься о наших отношениях. Ведь человек, живя в обществе, придерживается определенных правил, поэтому мы с вами должны быть цивилизованными людьми и соблюдать правила и законы общества, в котором мы с вами живем.
Предварительный просмотр:
Тема: «Нет тебя дороже, мама»
Цель: воспитание уважения к Матери, чувства добра, любви и заботы к близким людям.
Ход классного часа:
Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. В День матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы слабого пола.
Слово «мама» звучит одинаково почти на всех языках. Это первое, что произносят большинство малышей, и именно маму многие считают главным человеком в своей жизни. День матери в России был учрежден сравнительно недавно, однако корни этого праздника уходят в глубокую древность.
Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. Эти слова происходят из детского лепета и обозначают важнейшие для каждого человека понятия. К таким понятиям относятся, прежде всего, термины родства. Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней, у ее груди, все время, пока папа охотился и защищал семью от врагов.
"Мама" - первое слово человека, который только что явился в мир. Может быть, оно и было первым словом всего человечества. Возможно, с него и с ему подобных "детских" слов начался в глубокой древности наш язык.
Из других простейших слогов, которые ребенок учится произносить в первую очередь, тоже появились понятия, обозначающие ближайших родственников: па-па, дя- дя, тя-тя, ба-ба.
Родственные связи являются самыми значимыми во все времена, а развитие речи у детей протекает, в целом, сходным образом. Поэтому неудивительно, что на подавляющем большинстве языков самые важные для каждого человека слова звучат похоже. Русские дети называют мать "мама", маленькие французы -"маман", немецкие ребята -"мама", английские - "мэмма", китайские -"мама", корейские - "омма".
Но если вы думаете, что слово "мама" всюду и везде, у всех народов мира означает в устах младенцев "мать", то вы ошибаетесь! У грузин, например, слово "мама" означает вовсе не "мать", а как раз наоборот - "отец"! Но интересно то, что слово, обозначающее мать, во всех языках складывается из двух одинаковых слогов.
История создания праздника
По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее. Для кельтов Днем матери был день чествования богини Бриджит.
С XVII по XIX век в Великобритании отмечалось «мамино воскресенье». В этот день юноши и девушки, которые работали подмастерьями или слугами, возвращаясь, домой, приносили в подарок своим мамам фруктовый пирог. День матери, аналог нынешнего праздника, берет свое начало в XIX веке в американском штате Западная Вирджиния.
В России День матери отмечается в четвертое воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента РФ Б.Н. Ельцина. В этот день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и матерей- одиночек.
Мало кто об этом знает, но в 1998 году торжество просто стало официальным, хотя до этого его уже неоднократно отмечали в Баку. Впервые это произошло благодаря инициативе школьной учительницы Эльмиры Гусейновой. В октябре 1988 года она предложила провести мероприятие, посвященное матерям, в школе, где преподавала. Торжество имело огромный успех, о нем было написано в разных газетах и журналах, и эту идею подхватили во многих других образовательных учреждениях. К сожалению, после установления официального праздника, об его авторе быстро забыли.
Традиции и обычаи
Несмотря на то что историю праздника день матери в России нельзя назвать давней, определенные традиции уже успели сложиться:
- К дате приурочены мероприятия, на которых чествуют многодетных мам. Им вручают почетные знаки, дипломы и награды.
- В школах и детских садах устраивают концерты, куда приглашают родительниц.
- Большие семьи, где, возможно, не одна, а несколько мам, собираются на праздничный обед за большим столом и дарят подарки всем присутствующим мамочкам.
- Многие обычаи, связанные с праздничным ноябрьским воскресеньем, которые сейчас существуют в России, есть и в других странах:
- в Австралии во второе воскресенье мая, дети готовят своим мамочкам завтрак и дарят цветы;
- в Германии в этот же день для женщин, родивших детей, сочиняют стихи и пишут их на открытках;
- финны обязательно поздравляют также и бабушек и т.д.
- Недаром эта торжественная дата выпадает на воскресенье, ведь именно седьмой день недели считается семейным. Тогда даже те, кто работает с утра до вечера с понедельника по субботу, может уделить внимание своим близким.
Что больше всего мы ценим в женщине? Что делает ее Женщиной? Красота? Обаяние? Ум? Деловые качества?
Листок календаря, датированный 27 ноября, подсказывает ответ – Материнство. Именно в этот день наша страна отмечает День Матери.
Мама! Самое дорогое слово для каждого человека. Воспитывать уважение и любовь к матери надо с самого раннего возраста
На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых ласковых слов — это слово «МАМА». Слово, которое ребенок говорит чаще всего Слово, при котором взрослый, хмурый человек улыбнется, это тоже слово «МАМА».
Это слово несет в себе тепло — тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. А что для человека ценнее и желаннее, чем тепло и свет глаз родного человека?
Дети — самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же — любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся к тем людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и старость.
Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влек бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.
Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках. От любой напасти заклиная (Ей-то уж добра не занимать!), Нет, не Богоматерь, а земная, Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан, Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках. Все на свете метится следами, Сколько б ты не вышагал путей, Яблоня украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей, Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин Женщина с ребенком на руках.
Что может быть на свете более священным, чем имя «Мать» для любого из нас, ребенка, подростка, юноши иль поседевшего взрослого, мать - самый родной, самый дорогой человек на свете, давший самое ценное - жизнь.
Мама, мамочка... Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, родного, единственного.
Повторяя движения губ матери, мы произносим свое первое в жизни слово: мама. Пройдет 10 лет, 12, 50... Забудутся в нашей памяти многие события, люди и встречи. Но, что бы ни пережили мы, воспоминания всегда будут возвращать нас в светлый мир детства, к образу матери, научившей нас говорить, ходить и любить больше жизни зем- лю, на которой ты родился и которая называется Родина.
Дал народ тебе славное имя, Мудрость горькую возлюбя, Называли тебя Берегиней, Да и Марьюшкой звали тебя. Были, были лихие годишки, За плечами твоими война,
Может, радости редкие были,
Только горечь была не одна.
Память в сердце никто не отнимет, Мудрый взгляд твой и светлый убор. Русской женщины светлое имя,
Словно ландыш цветет до сих пор. Мама, мама, ты стала моложе,
Я ли стала взрослей и мудрей. Ты судьбою своею похожа
На судьбу всех других матерей, Маша, Марьюшка свет Мария - Память тихую так величать.
Для меня начиналась Россия Ведь с тебя, терпеливая мать.
Т. Александрова
Чем же мы можем отплатить, воздать матери за ее любовь, пронесенную, словно горящую свечу, через все годы еѐ жизни? Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки, в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей? Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе с тем и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству?
Велика и многообразна русская поэзия, сумевшая за время своего развития и существования вобрать в себя и вместить все бури и шквалы социальных потрясений и преобразований. У нас выходят объемные сборники и целые тома стихотворений о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине. И любая из этих тем получила свое полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров. Но есть еще одна святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, любой не потерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков,- это стихи О матери.
Мать! Несомненно, это одно из самых глубоких и гармоничных созданий отечественной поэзии. Из-под пера великого мастера лирического стихотворения Сергея Есенина вышли строки, одухотворенные и проникнутые любовью к матери.
Ты жива ещѐ, моя старушка? Жив и я. Привет тебе привет!
Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
Женщина, мать стала воплощением кисти великих мастеров искусства: Рембрандта, Венецианова, Тропинина, Серова.
Образ матери извечно нес на себе черты драматизма и даже трагизма и почти всегда и прежде всего звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира?
Даже в самые, казалось бы, спокойные времена над ней висел и тревожил еѐ зловещий рок, поэтому русская мать из дальних веков несет на себе печать вечной страдалицы.
Пожалуй, самой трагичной была судьба матери в годы войны. Женщины и война...
Что может быть более противоестественным?
Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту ЖИЗНЬ, единственную и неповторимую... Эти понятия несопоставимы.
Во время Великой Отечественной войны в 1944 году, когда страна уже знала, что Победа
- скоро, что надо заживить самую страшную рану - потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья - Анне Алексахиной.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна
Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем, - сказал Некрасов.
В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него все, оно становится равнозначным слову «жизнь». Человек зовет мать и верит, что, где бы она ни была, она слышит его, сострадает, спешит на помощь.
Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда остается для нас мамой, а мы - ее детьми, слабости, недостатки которых никто не знает лучше, чем она. Мужчины перед своими любимыми хотят выглядеть только мужественными, только сильными, только несгибаемыми. Возможно, это и делает их мужчинами. И только перед родной матерью не боятся они обнаружить свои слабости и недостатки, признаться в ошибках и потерях, потому что, как бы далеко ни ушли они в своем возрасте и развитии, перед нею они и седые - все равно дети. А уж она понимает сердцем, что бедному да обиженному, прежде всего и всех нужнее - мать.
Берегите своих матерей!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые шаги в науку
Развитие одаренности в каждом ребенке ,предоставление возможностей для самореализации ,одна из задач школы...
Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в науку»
Данная программа может быть использована учителями трудового обучения, преподавателями дополнительного образования в их практической деятельности, а так же родителями при занят...
Муниципальная конференция проектно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»
Влияние комнатных растений на психологическое состояние человека...
Научная конференция "Первые шаги в науку"
Тема научной конференции "Леонардо да Винчи - художник или математик" (презентация)...
Научная конференция "Первые шаги в науку"
Тема научной конференции "Леонардо да Винчи - художник или математик" (конспект к уроку)...
Программа кружка "Первые шаги в науку" (5 -11 кл)
Данная программа расчитана на 30 часов....
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в системе дополнительного образования. НОУ «Первые шаги в науку»
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в НОУ...