Классный час к Международному дню инвалидов "Сострадание. Право на лучшую жизнь"
классный час (8 класс)
Целью классного часа - привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klchas_den_invalida.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час к Международному дню инвалидов "Сострадание. Право на лучшую жизнь"
Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов.
Задачи:
- Воспитывать уважительное, гуманное, внимательное отношение к инвалидам и признание их как полноценных членов общества;
- способствовать развитию нравственных качеств учащихся;
- развивать навыки группового взаимодействия.
Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальный и видеоматериал: Диана Гурцкая «Волшебное стекло», музыка для релаксации, социальный видеоролик «Твори добро», «Доступная среда».
Формат открытого мероприятия: классный час.
Возрастной состав учебной группы: 14 лет.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Здравствуйте, дорогие ребята! Любую встречу, мы начинаем именно этим словом. И все вы знаете, что означают оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращено. Здоровье – это подарок судьбы. Но всегда ли только от желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
Показ видеоролика «Ко дню инвалида» 1 ВИДЕО
Миллионны людей в мире не могут любоваться восходом солнца, падающей листвой и улыбками детей, слушать музыку и пение птиц. Есть люди, у которых нет рук или ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.
ООН 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Во всех странах он проводится с целью привлечь внимание к проблемам инвалидов. Уделить внимание их социализации, чтобы они общались не только с родными, но и чаще находились в обществе: учились, работали, передвигались по городу без посторонней помощи.
С 3 по 12 декабря в нашем районе проходит неделя добрых дел, посвященная дню инвалидов. В районной газете «Заря» было помещено объявление, с просьбой провести в организациях, учреждениях благотворительные акции.
Ребята, я думаю, и в вашей школе проходили мероприятия связанные с этим днем, и вы были активными участниками.
Для начала нужно разобраться, а кто же такие инвалиды?
В словаре Д.Н.Ушакова, можно найти что означает слово –ИНВАЛИД.
ИНВАЛИД (франц.) – человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости. Нужно отметить, что во всем мире само слово «инвалид» использовать стараются крайне редко, ведь звучит оно не совсем тактично. Вместо него принято употреблять другой термин - «люди с ограниченными возможностями.» Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны. Между тем, свою особенность они ощущают уже в детские годы, когда понимают, что не могут, к примеру, просто так выйти во двор, что не все дети могут учиться в школе. Им требуется помощь.
Что делается в стране для инвалидов?
В РФ разработаны и действуют различные программы поддержки инвалидов. Одной из широкомасштабных государственных программ является «Доступная среда». Задача программы – создание безбарьерной инфраструктуры для инвалидов. В ходе её реализации были разработаны новые стандарты строительства.
В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваются с физическими, социально-экономическими и поведенческими барьерами, исключающими их из равноправного участия в жизни общества.
Звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой.
- Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница - слепая)
- Таких людей называют «инвалид по зрению». Все знают Диану Гурскую. Многие восхищаются ее великолепным голосом и песнями в ее исполнении. Слепая от рождения, она получила прекрасное музыкальное образование. Диана вместе со своим мужем создали фонд помощи незрячим детям «По зову сердца». И еще она является членом Общественного Совета при Совете Федерации России.
Практические упражнения.
- Задумывались ли вы о том, легко ли быть абсолютно слепым. Это может сказать лишь тот, кто это испытал. А кто испытал, скажет — трудно! Ребята, представьте себя в абсолютно темном и незнакомом помещении. Уже через один шаг вы потеряете чувство уверенности, так как не знаете, куда и как передвигаться и сразу же потеряете ориентацию в пространстве.
Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить задания.
Первое задание. Нужно с закрытыми глазами нарисовать на доске дом.
Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
Второе задание. Я завяжу глаза и вам необходимо принести книгу с первого стола.
Рефлексия. Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза? Вот так ощущают себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться существует специальная азбука - азбука Брайля. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди обеспечивать себя, работать?
( Ответы детей)
Есть большая организация «Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
Кроме людей, у которых нарушения зрения есть люди с нарушениями слуха.
Люди с нарушениями слуха общаются жестами, это - жестовая речь.
- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь".
Практические упражнения.
Давайте попробуем. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза партнеру, возьмите его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему. Попробуйте написать на ладони партнера букву, назовите ее, проверьте, так ли это. Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя".
Такие буквы особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.
Рефлексия.
Поделитесь своими впечатлениями.
Есть люди, у которых есть проблемы с руками или ногами. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Ребята, я думаю, вы знаете, Ника Вуйчича.
Этот жизнерадостный человек и харизматичный оратор уникален тем, что добился всемирного признания, невзирая на то, что родился без рук и ног. Он помогает миллионам людей начать радоваться жизни, заряжает их энергией и позитивом. В перерывах между рабочими поездками он рыбачит, играет в гольф и занимается серфингом.
Он говорит: «У меня нет ни рук, ни ног! Кажется, попробуй я хоть сто раз подняться – у меня не получится. Но после очередного поражения я не оставляю надежды. Я буду пробовать раз за разом. Я хочу, чтобы вы знали, неудача – это не конец. Главное – то, как вы финишируете. Вы собираетесь финишировать сильными? Тогда вы найдете в себе силы подняться – вот таким образом». Он опирается лбом, потом помогает себе плечами и встает.
Обсуждение. Что помогает выжить Нику? Как можно его охарактеризовать? Рекомендую прочитать книгу Ника Вуйчича "Никогда не сдавайся". После её прочтения, и знакомства с Ником по-другому начинаешь воспринимать действительность.
Ребята, а знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются? Да, верно, паралимпийцами. Паралимпийцы, герои нашего времени.
За каждым из этих имен — история преодоления, ежедневного подвига, а порой — борьбы за жизнь. Многим из паралимпийцев врачи первоначально отказывали в возможности жить, а они, действуя вопреки, устанавливают спортивные рекорды.
Многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях – люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом для них мире, но и ведут активную деятельность, занимаются творчеством.
Людвиг ван Бетховен.
Немногие люди знают, что этот знаменитый немецкий композитор, настоящий гений музыки был… глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Удивительно то, что самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух.
Франклин Рузвельт.
История 32-го президента США – это еще одна история человека, который родился здоровым, однако перенесенное заболевание приковало его к инвалидной коляске. Уже, будучи инвалидом, Рузвельт стал президентом и занимал этот пост на протяжении 12 лет, до самой своей смерти, войдя в историю США как один из самых выдающихся американских лидеров.
Алексей Маресьев.
Во время Второй мировой войны летчик Алексей Маресьев получил тяжелое ранение, которое привело к ампутации обоих ног. Это не сломило духа солдата и после выхода из госпиталя он (впервые в СССР) добился права вернуться в авиацию и совершил десятки боевых вылетов уже с протезами. За доблесть и мужество легендарный летчик был награжден званием Героя.
Мэри Верди – девочка на инвалидной коляске очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением. Мэри создала группу “Танцующие колеса”.
Нельзя не вспомнить великого советского и российского артиста театра и кино Зиновия Гердта. Чьим голосом говорит капитан Врунгель в любимом детском мультфильме. Во время Великой Отечественной войны он был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. После операций ногу врачи должны были укоротить на 8 см. Артист стал сильно прихрамывать. Но сила духа и воли помогли ему стать настоящим великим артистом.
Николай Караченцов. Актер театра и кино. Спортивный, импульсивный, энергичный. На обледенелой дороге в Москве автомобиль Караченцова попал в аварию. Он получил тяжелейшую травму головы. Речь артиста не восстановилась, он вяло реагирует на окружающую обстановку и продолжить профессиональную карьеру не сможет. Он стал инвалидом. Несмотря ни на что в апреле 2007 г. Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию второй части книги серии “Автограф века”. За несколько часов он подписал 250 листов с его обращением к будущим поколениям.
Удивительне люди достойные только восхишения!
Людям с ограниченными возможностями приходится каждый день преодолевать множество проблем. Очень важно, что бы рядом были люди готовые протянуть руку помощи. (Видео 3)
Как сделать их жизнь более комфортной и радостной?
Как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. А для этого мы сейчас разделимся на две группы.
Итак, ролевая игра «Я хочу помочь!»
1 группа «Строители»
Задание. Им нужно создать минипроект города нового поколения, комфортного для людей с ограниченными возможностями.
2 группа «Волонтеры»
Задание. Они должны представить минипроект, показывающий конкретную помощь волонтеров инвалидам.
Дети в течение 4-5 минут выполняют задание (в это время звучит релаксационная музыка).
Итак, слово строителям. Вам поручено построить город ХХI века.
Далее слово предоставляется группе волонтеров.
Итог занятия.
Рефлексия.
- О ком и о чем говорили? Какие чувства вы испытали?
- Что испытывали на нашем мероприятиии ?
Что хотелось сделать?
Что хотели пожелать людям с ограниченными возможностями?
- Ребята сегодня вы прослушали информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Люди с ограниченными возможностями должны знать, что они не одиноки, рядом есть люди, которые протянут руку помощи, и обязательно согреют теплом своих сердец. Они живут с нами в одном доме, на одной лестниной площадке, учатся в одной школе. Вы можете проявить свои лучшие качества и внести небольшой вклад, в то чтобы немного облегчить тяготы жизни людей с ограниченными возможностями. Важно чтобы мы не только говорили о состарадании, но и совершали конкретне поступки!
Возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе то, что вы хотите сказать людям с ограниченными возможностями. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант (на доске записано: я - хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту), а теперь прикрепите сердечки с пожеланиями к доске, чтобы передать нашу доброту всем нуждающимся в ней людям.
И в заключение послушайте одну притчу.
Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине
Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякий раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
В жизни такое сплошь и рядом встречается. Учитесь открывать сердца. Будьте хоть немного добрее…Трогательно, но мне думается,что нестоит ждать шепота и уж тем более камней. Трогательно, но мне думается, что не стоит ждать шепота и уж тем более камней. Предлагать помощь надо первому.
Социальный видеоролик «Твори добро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь"
Классный час на тему "Сострадание. Право на лучшую жизнь" посвящается ко дню инвалидов....
Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь"
Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.Ступени мешаю...
"Сострадание. Право на лучшую жизнь"
Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств учащихся, обучать навыкам группового взаимодействия....
Классный час "Право на лучшую жизнь"
Вокруг нас много людей с ограниченными возможностями здоровья. Важно рассказать ребятам, что это люди, как и все, мечтающие, творческие, талантливые. Только добиваться своих успехов им гораздо труднее...
Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь"
Данный классный час может быть использован при проведении мероприятий, посвященных Всемирному Дню инвалидов....
Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь" (День инвалидов)
Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся;обучать навыкам группового взаимодействия....
Классный час "Сострадание. Право на лучшую жизнь" (День инвалидов)
Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся;обучать навыкам группового взаимодействия....