Сообщение на ШМО «Работа классного руководителя по формированию толерантных отношений у школьников».
методическая разработка

Епифанова Елена Сергеевна

«Работа классного руководителя по формированию толерантных отношений у школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Работа классного руководителя по формированию толерантных отношений у школьников».

Подготовила:

Епифанова Е.С.

учитель физической культуры


Понятие «Толерантность», история его формирования.

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» — терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толера́нтностьсоциологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.[ 

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.

Формирование толерантности у учащихся на уроках физкультуры

В Приказе Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 одним из приоритетных направлений совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях приказано считать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта. В Письме Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении Воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» говорится «Занятие физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения».

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо, развивать нравственные качества у подрастающего поколения, воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Ведь именно на уроках, учитель может помочь учащимся овладеть необходимыми навыками и качествами, дать тот объем теоретических знаний, который поможет им в дальнейшем вести здоровый образ жизни. А также воспитывает дружбу, взаимопонимание и поддержку, командный дух и честную борьбу. Хорошим средством для воспитания толерантности на уроках физкультуры, являются командные игры (спортивные и подвижные) Играя командой учащиеся учатся сопереживать и поддерживать своих игроков. На любом уроке толерантность должна стать неотъемлемой частью жизненной позиции формирующейся личности, которая имеет свои ценности и интересы, но и с уважением относится к позициям и ценностям окружающих.

Занятия физической культурой в образовательном учреждении – это, прежде всего, педагогический процесс воспитания личности, закладка фундамента здоровья наших детей на долгие годы сознательной жизни. Только учитель, как профессионал, может помочь ребенку, у которого не всегда все получается в освоении программы, адаптироваться в школьном коллективе, почувствовать себя на равнее со всеми. Педагогический профессионализм, умение качественно решать поставленные педагогические задачи, позволяют учителю создать такую атмосферу в коллективе, при которой каждый ученик будет чувствовать себя достойным членом коллектива.

В свете модернизации российского образования, кардинально поменялся подход к построению урока физической культуры. Воспитательные задачи перешли на первые позиции. Воспитывая ценностные ориентации на физическое и духовное совершенствование личности учащегося, закрепляя потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и формируя гуманистические отношения, учитель помогает учащимся приобрести опыт общения и сопереживания.  

Подвижные и спортивные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Формирование толерантности целесообразно начинать с младшего школьного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у школьников необходимо опираться на игровые методы воспитания. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры).
Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей.
Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств. Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.

Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

В результате проведенной работы по знакомству детей с играми народов мира, было выявлено, что в группах, у которых в занятия по физкультуре были включены игры народов мира, несколько улучшили свои результаты, в отличие от групп, в которых проводились традиционные подвижные игры. Таким образом, подвижные игры народов мира действительно оказывают положительное влияние на детей и закладывают основы толерантных взаимоотношений между детьми.

Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в коллективе.

 Основные принципы формирования толерантности у учащихся.

В числе основных принципов воспитания толерантности выделяются: принципы межпредметного взаимодействия, преемственности, активности и принцип учета субъективного опыта.

Принцип межпредметного взаимодействия предполагает использование разнообразных методов и организационных форм, таких как изложение материала педагога с опорой на имеющиеся у обучающихся знания по другим предметам; их жизненный и практический опыт с раскрытием объективно существующих соотношений и зависимостей между отдельными фактами и явлениями; постановка вопросов, требующих всесторонних обобщающих ответов; решение задач с практическим содержанием, требующих умения одновременно применять знания по нескольким предметам; выполнение такого же типа практических работ, которые условно можно назвать работами  «межпредметного» характера.

Принцип преемственности предполагает: осмысление пройденного на более высоком уровне; перспективность обучения; связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию; постоянную опору учителя на достигнутый в результате обучения уровень овладения общими учебными и двигательными умениями; знание и учет педагогом специфики возрастных и индивидуальных особенностей учеников, психического и физического развития; использование дифференцированных знаний для учащихся с разными уровнями овладения общеучебными и двигательными умениями; постепенное усложнение характера выполняемых упражнений по овладению умениями, взаимосвязь практической, двигательной и познавательной деятельности в процессе физического воспитания.

Принцип активности предполагает: понимание занимающимися цели и задач занятия; осмысленное освоение двигательных и познавательных задач; усвоение знаний, умений и навыков; понимание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях обыденной жизни; воспитание творческого отношения к занятиям.

Принцип учета субъективного опыта предполагает: осознанную и творческую активность и свободу в познании и преобразовании себя и окружающей действительности; развитие индивидуальности; формирование и обогащение субъективного опыта; развитие субъективных свойств личности, способствующих актуализации внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии; осмысление своих действий, их анализ, самоконтроль и самооценку; доминирование в процессе воспитания межсубъектного характера взаимодействия педагог-ребенок.

Особая роль в воспитании толерантности у детей отводится взрослым (родителям и педагогам), которые формируют у детей чувство такта, способность слушать и слышать другого, открытость, принятие других такими какие есть и т.п.

Воспитанию толерантности содействует коллективная творческая деятельность, которая способствует установлению партнерства и сотрудничества между участниками творческого процесса.

Так организация физкультурных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и другие аналогичные мероприятия формируют толерантное взаимодействие с представителями разных возрастных групп, ориентируют на принятие позиции людей, отличающихся от позиции самого подростка по каким- либо качествам; расширяют знания о терпимости, как ведущей характеристике взаимоотношений людей.

Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, где важным институтом социализации наряду с семьей является образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе

Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....

Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"

Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...

Система воспитательной работы классного руководителя по воспитанию толерантной личности

Система воспитательной работы, которую я назвала “Лестница успеха”, основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя не только как дносителей духовных ценностей, но понять, что уже сего...

Классный час по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ

Материал представляет собой сценарий классного часа для обучающихся 8-11 классов. Для обсуждения проблем людей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы дети переоценили свои ценности. Чтобы смогл...