«Космос – это мы. Гагаринский урок»
классный час

Сынбулатова Лидия Рафкатовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kosmos.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок, посвященный Дню космонавтики.

«Космос – это мы. Гагаринский урок»

Цель: Формирование знаний- организация работы по усвоению понятий, научных фактов, хронологических событий.

Задачи:

Образовательные: Познакомитьобучающихся с событиями, что послужили введению Дня космонавтики и рассказать о том, как долго и трудно шло человечество к первому полету космонавта; как исследуют космическое пространство и какое народно - хозяйственное значение имеют эти исследования.

Воспитательные: Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свою страну.

Развивающие: Развивать умения анализировать, умение высказывать свои мысли вслух.

                                                         План.

1.Организационный этап. Подготовка учащихся к работе.

Постановка общей цели.

12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики. Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса.

2. Постановка темы и задач урока.

   Тема нашего урока: "Космос – это мы. Гагаринский урок".

Мы поговорим, о том кто стоял у истоков развития космонавтики, узнаем  имена тех людей, которые прославили нашу страну. Вспомним некоторые научные факты и события, которые произошли за долгие годы исследования космического пространства.

3.Организация лекции- беседы с просмотром компьютерной презентации.

   Кто из вас слышал фамилию Циолковский? Кто он?

Константин Эдуардович Циолковский - великий творец. Он родился 9 сентября 1857 года в Рязанской губернии в семье лесничего.В возрасте 9 лет он после простуды и заболевания скарлатиной почти лишился слуха. Глухота не позволяла ему продолжать учёбу в школе и мальчик начал заниматься самостоятельно, пользуясь небольшой библиотекой своего отца. В тоже время у него пробуждается страсть к изобретательству. Родители, видя склонность сына к серьёзной самостоятельной работе, несомненный талант изобретателя и выдающиеся способности, отправили 16-тилетнего юношу в Москву, чтобы он мог продолжить своё самообразование. Тяжелая жизнь в Москве подорвала его здоровье. Пришлось возвратиться домой и заняться частными уроками,чтобы зарабатывать на жизнь. Наряду с преподаванием он продолжал заниматься изобретательством, научной и литературной работой. Однако судьба Циолковского как учёного и изобретателя в то время была очень тяжёлой. Только однажды он получил денежную поддержку. В одной из своих автобиографических статей Циолковский написал: "В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решил отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат". Основные работы по цельнометаллическому дирижаблю были выполнены Циолковским в Боровске. В1892 году Константин Эдуардович переехал в Калугу, где он провёл грандиозную (для одного человека) программу аэродинамических исследований и экспериментов. Странной и малопонятной казалась жизнь К.Э.Циолковского обывателям русских провинциальных городов Боровска и Калуги. В Боровске летом 1886г. Константин Эдуардович, увлечённый идеями воздухоплавания, построил большую летающую птицу - ястреба с размахом крыльев около70 см. Дети и взрослые толпой шли глядеть, как Циолковский запустил на улице своего ястреба. Ночью Циолковский заставлял летать ястреба с фонарём. Обыватели видели движущуюся звезду и спорили: "Что это: звезда, или чудак учитель пускает свою птицу с огнём?".  Учёный всегда был занят, всегда трудился. Если не читал и не писал, то работал на токарном станке, паял,строгал. Мастерил для своих учеников много действующих моделей из подручного материала. Почти все считали его неисправимым фантазёром и утопистом. Более злые считали его дилетантом и кустарём. Идеи Циолковского казались невероятными. Люди смотрели на все опыты как на курьёзы и баловство; многие считали его чудаком и "немножко тронутым". Нужны были изумительная энергия и настойчивость, величайшая вера в пути прогресса техники, чтобы в таком окружении и в тяжёлых, почти нищенских условиях ежедневно работать, изобретать, вычислять,двигаясь вперёд.

   Циолковский часто говорил: "Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдалённом будущем - дадут обществу горы хлеба и бездну могущества".

17 августа 1933 г. в воздух поднялась первая ракета на жидком топливе. До самой смерти (1935г) Циолковский был главным советчиком инженеров, стремящихся осуществить его замечательные идеи.

Слова Константина Эдуардовича Циолковского:« Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» стали пророчеством.

Одним из учеников Циолковского был Сергей Павлович Королёв (1907-1966г). С именем Королёва связаны первые замечательные достижения в истории освоения космического пространства. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли. Ракетно-космические системы позволили впервые в мире осуществить запуск искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, полёт которого над нашей планетой ознаменовал начало освоения космоса. Запуск первого спутника показал высокую эффективность искусственных спутников как нового мощного инструмента научных исследований. С его помощью, а также двух позднее запущенных ИСЗ был получен ряд сведений: об изменении плотности среды в околоземном космическом пространстве, о температуре и химическом составе верхних слоёв атмосферы и прочее. Сведения, полученные с помощью первых ИСЗ, позволили составить картину физических процессов, происходящих в околоземном космическом пространстве, что стало основой дальнейших целенаправленных исследований космоса. Были осуществлены полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу. Под руководством Королёва были созданы искусственные спутники Земли серий "Электрон", "Молния", "Космос", первые экземпляры межпланетных разведчиков серии"Зонд".

После долгих испытательных полётов, пилотируемых различными животными, решили отправить в космическое пространство человека.

За 26 лет до выхода на орбиту земля советского космического корабля « Восток» с человеком на борту Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Не хочется умирать на пороге проникновения человека в Космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик. У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства. Представляю его открытое «русское лицо, глаза сокола».
Эти слова произнесены великим учёным в 1935 году. Юре Гагарину было в то время около года. Кто мог предречь тогда, что именно этот мальчик, станет первым из тех обитателей планеты, на чью долю выпадает, разорвав путы земного притяжения, проникнуть в межпланетное пространство? И всё же портрет космонавта, нарисованный Циолковским, удивительно точно предвосхищает и внешний облик Юрия Гагарина, и содержание его внутреннего мира.

Александр Твардовский.

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламене знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землей-планетой был усыновлен.

Жилец Земли, геройский этот малый

В космической посудине своей,

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней…

В тот день Земля как будто меньше стала,

Но стала людям, может быть родней.

Ах, этот день невольно или вольно

Рождавший мысль, что за чертой такой -

На маленькой Земле – зачем же войны,

Зачем же все, что терпит род людской?

Ты знал ли сам, из той глухой вселенной

Земных своих достигнув берегов,

Какую весть, какой залог бесценный

Доставил нам из будущих веков ?...

   12 апреля1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом   корабле     "Восток" стартовал с космодрома " Байконур" и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном пространстве продлился 108 минут.

   Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне КлушиноГжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин). Русский. По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева, работала на молочнотоварной ферме. В семье было четверо детей: старший брат Валентин 1924 года рождения, сестра Зоя тремя годами моложе, брат Юрий и младший брат Борис.Детство Юрия прошло в деревне Клушино.В год, когда Юра должен был пойти в школу, началась Великая Отечественная война. Наступил сентябрь и Юра Гагарин вместе со сверстниками отправился в школу. Но фашисты оказались слишком близко. Как раз в этот день над селом Клушино пролетели 2 самолета с красными звездами на крыльях. Это были первые самолеты, которые пришлось увидеть Юре Гагарину. Фронт приближался. Село Клушино долгое время было отрезано от всего мира. Школу пришлось оставить.
Вскоре отец ушел в армию. Брата Валентина и сестру Зою немцы угнали в Германию. Все ждали окончания войны.  В 1945 году семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и поступил в Люберетское ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в 1951 году, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик- литейщик. В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум и в 1954 году впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як - 18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты. 27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкаловск, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием.

   9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

И вот 12 апреля…

Сообщение ТАСС

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – Спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.

Сообщение ТАСС

После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза

Ю.А. Гагарин записал в своём дневнике: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.»

Через день Космонавта №1 встречала Москва. Когда он появился на трибуне Мавзолея, восторженный рев толпы покатился над Красной площадью…Так первого космонавта встречали везде. Юрий Алексеевич сначала облетел, а затем объехал весь земной шар.
   За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора, а начиная с 12 апреля 1962 года  день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин под руководством опытного конструктора Владимира Серегина выполнял обычный тренировочный полет на истребителе УТИ МИГ-15. Самолет потерпел аварию в трех километрах от села Новоселова Киржачского района Владимирской области. Полностью выводы комиссии, расследовавшей это происшествие, были засекречены (и таковыми являются до сих пор). Все это породило вокруг смерти Юрия Гагарина немало слухов и легенд.
Похоронен Юрий Алексеевич у Кремлёвской стены на Красной площади в Москве.

   Вслед за Гагариным в космос полетели Герман Степанович Титов, Алексей Архипович Леонов, Павел Романович Попович, Валерий Фёдорович Быковский, первая в мире женщина -космонавт Валентина Терешкова и другие. Сейчас их уже трудно сосчитать.

Для отдельной категории людей "космонавт"- это профессия. Если в первые годы народ пристально следил за каждым полётом, то теперь это считается обычной работой, на космической станции люди работают долгие месяцы целыми группами 3-5 космонавтов, среди них есть женщины. Большое место в космических исследованиях занимает работа по международной программе. В годы существования СССР в космосе побывали представители почти всех социалистических стран мира, а также Индии, Монголии, Кореи, Сирии и других стран. В настоящее время на околоземной орбите находится космический дом МКС, где работают члены экипажа Юрий Маленченко, Алексей Овчинин и Олег Скрипочка. 

 55 лет минуло с тех пор, как первый космический корабль, ведомый человеком, оторвался от земного причала и оставил вечный след в звездных просторах.

Первого космонавта планета запомнила обаятельным, с открытой улыбкой. Его знали все. И все увидели в нем родного и близкого человека!

4.  Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание. Тем, кто интересуется, могут прочитать книги.

     1. А.А.Космодемьянский. "Константин Эдуардович Циолковский"

     2. Л.Лебедев, Б.Лукьянов, А.Романов. "Сыны голубой планеты"

     3. Борис Столярж. "Знаете, каким он парнем был..."

     4. Лидия Обухова "Любимец века"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОСМОС - ЭТО МЫ. ГАГАРИНСКИЙ УРОК

Презентация к классному часу, посвященному 55 - летию первого выхода корабля - спутника с человеком на борту на околоземную орбиту...

Всероссийский урок имени Ю.А. Гагарина " Космос -это мы. Гагаринский урок."

12 апреля 2016 года -55 лет первого полета человека в космос Ю.А. Гагарина....

Космос- это мы. Гагаринский урок.

Заметка в газету. Отчет об уроке....

Классный час "Космос-это мы. Гагаринский урок"

Материал содержит информацию о первом космонавте , его жизни и подвиге ради будущих поколений....

Классный час: «Космос – это мы. Гагаринский урок»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство гражданского патриотизма.Задачи:- Познакомить детей с биографией первого космонавта Ю.А. Гагарина.- Воспитывать патриотизм, чувство гордости ...

«Космос – это мы. Гагаринский урок»

Цель: воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины.Задачи:              Расширить знания учащихся о...

Классный час "Космос - это мы! Гагаринский урок"

Классный час "Космос - это мы! Гагаринский урок"...