Классный час «Особенности донского говора Ростовской области»
классный час (8 класс)
Когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у обучающихся этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.
В нашей школе учащиеся изучают историю возникновения казачества, патриотические подвиги казаков это, как правило, не оставляет учащихся равнодушными.
В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу (М. Шолохов). Они также ездят по городам и станицам Ростовской области, посещая музеи, знакомясь с историей казачества, с жизнью , традициями казаков.
Оказалось, что наиболее ценными у казаков считаются такие нравственные качества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, к женщине. Но особый интерес учащиеся проявили к особенностям говора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час «Особенности донского говора Ростовской области» | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у обучающихся этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.
В нашей школе учащиеся изучают историю возникновения казачества, патриотические подвиги казаков это, как правило, не оставляет учащихся равнодушными.
В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу (М. Шолохов). Они также ездят по городам и станицам Ростовской области, посещая музеи, знакомясь с историей казачества, с жизнью , традициями казаков.
Оказалось, что наиболее ценными у казаков считаются такие нравственные качества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, к женщине. Но особый интерес учащиеся проявили к особенностям говора.
Классный час «Особенности донского говора Ростовской области»
Цель: Дать представление о далёком прошлом Донской земли, воспитывая интерес к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества.
2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.
3. Образовательная. Расширить знания учащихся об истории, традициях казаков.
Ход классного часа
Ведущий 1:
Здравствуйте, гости, жданные,
Званные и желанные!
По обычаям донским
Всем гостям поклон мой низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью, с хлебом-солью!
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству.
Ведущий 2:
А хорошо ли мы знаем историю наших предков – славного народа Донских казаков? В качестве разминки предлагаем Вашему вниманию небольшую викторину. Вспомним то, о чем уже говорили.
Викторина.
- Кто стоял во главе Донского Войска? (Атаман).
- Какие выдающиеся личности Донского казачества вам известны?(Атаман Матвей Иванович Платов, Степан Тимофеевич Разин, Ермак Тимофеевич, Степан Данилович Ефремов, Емельян Иванович Пугачёв)
- Кто написал знаменитый роман о Донских казаках? Как он называется? (Михаил Александрович Шолохов и его роман «Тихий Дон»)
- Какие символы атаманской власти вам известны? (Булава, насека, бунчук)
- Назовите традиционные виды оружия казаков.(Шашка, пика, нагайка)
- Как назывались традиционные казачьи поселения? (Хутора и станицы)
- Как назывался дом казака? (Курень)
- Как называется забор вокруг куреня? (Плетень)
- Назовите старую столицу Донского казачества. (г. Черкасск, сегодня ст. Старочеркасская)
- Как называется новая столица Донских казаков? (г. Новочеркасск)
- Что было изображено на первой печати Донского войска? (Олень, пронзённый стрелою)
- Что было изображено на второй печати, утверждённой Петром I? (Обнажённый по пояс казак на бочке).
- Как называется площадь, где казаки собирались для того, чтобы решить повседневные проблемы; выбрать атамана; наказать виновных; жениться или развестись; отправиться на войну? (Майдан)
- Как называется традиционный головной убор донских казачек? (Кичка)
- Назовите традиционный головной убор казака. (Папаха)
- Как называется традиционная казачья лодка, сделанная из ствола дерева? (Чёлн или челнок)
- Как называются широкие казачьи штаны? (Шаровары)
- Какой праздник казаки празднуют 14 октября, посвященный годовщине великой победы? (Покров Пресвятой Богородицы)
- В каком городе находятся по сей день трофеи, которые казаки много лет назад унесли из захваченной крепости Азов? (Старочеркаск)
- В каком возрасте казачка впервые сажали на коня одного? (в возрасте 1 года)
- Какими по объему были казачьи сказки? (короткие, небольшие)
- Назовите "золотую" казачью заповедь. (Старикам - уважение, гостю - почтение, женщине - любовь.)
- Что было главное в воспитании казачонка взрослыми казаками? (Личный пример)
- В каком же возрасте казак мог отправится в свой первый военный поход? (16 лет)
(Победители получают призы)
Ведущий 3: Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон- одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно и величаво. Плавны изгибы его русла, спокойны плесы, похожие на большие озера. Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов , станиц, обширных заливных лугов.
Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди.
У этой большой земли яркая и богатая история.
...Земля эта издревле называлась Диким Полем. Ему посвящено множество рассказов, повестей, романов и стихотворений. Это его воспел Максимилиан Волошин в своём «Диком поле»:
Ведущий 4: Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны...
Ширь земли да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое Поле,
Тёмная Киммерийская степь.
Учитель: Здорово живёте!
Нонче удумалось мене погутарить с вами о казащем говоре.
Я родилась и жила в село Первомайском, что расположено недалеко от станицы Вешенской, где жил и трудился наш земляк Михаил Шолохов. Мы часто ездили в эту станицу, дружили с ребятами из «Вешек». Сегодня, ребята, хочу вас познакомить с особенностями донского говора, на котором и мне пришлось гутарить. Изучение истории этих мест привело меня к главе книги, посвященной особенностям говора донских казаков, а в моем село еще и украинский колорит.
Фонетика казачьего говора довольно похожа на восточно-украинскую.
Что приходит на ум о вышесказанном? Конечно же знаменитое "гэ-канье". То есть, в данном случае произношение получается менее грубое, но всё равно сильно отличающееся от того, чему учат в школе.
Довольно типична замена звуков "ф" на "хв". Моя мама говорит:"Хведя, хвартук, хвабрика, кохве , вахли, салхветка»
"- Щей же это мальщик?
- Хведи Сидорова сын!
- Тю! Не вгадала!"
Диалог с таким произношением можно услышать от сидящих на "улице" (на лавочке перед двором) бабушек в станицах.
"Акать" в хуторах любят не меньше, чем "гэкать". Многие неударные "е" заменяются на "а": "Не дюжа табе и хотелося!". «Ты карову уже падаила?»
Как и другие детишки, летом я любила лазить по деревьям и рвать всякие вкусности. Но не простые, а со своей изюминкой. Ела "вышни, абрыкосы... а ишшо лучше жырдёлы". Испеченные бабушкой "пышки " съедались тоже довольно быстро.
Давайте проведем небольшой опрос на тему "а знаете ли вы такое слово?". Поехали!
Баз - загон для скота внутри двора
Бурьян - сухой сорняк
Вилок - качан капусты
Гарбуз - арбуз.
Гардал - горчица. Да, на Дону едят на студень с горчицей, а холодец с гардалом!
Дряпать - царапать когтями.
Кабак - тыква.
Каймак - лакомство, приготовленное из молочной пенки.
Кочет - петух
Краснопёрка - плотва.
Круглик - пирог с мясом.
Кубыть, кабыть - как будто
Курень - казачье жилище
Кутенок - щенок.
Нехай - "пусть, пускай"
Початка, початок - кукурузный плод
Пышка - печеная лепёшка
Рыбец - внезапно, рыба.
Сазан - карп. Тоже рыба
Сапетка - плетеная корзина.
Скрозь - сквозь
Серник - спичка,
Цибарка - большое ведро
Цуцик - щеночек. "Замерз как цуцик"
Шкорка - кожура. У семечек есть шкорки. Яичная скорлупа - шкорки. Картофельные очистки - шкорки. Всё шкорки, что можно ободрать
Юшка - то самое слово, которое ввело в заблуждение вышеупомянутую девушку брата. Так у нас называют всё жидкое в еде. Бульон - юшка.
надысь-недавно,
сула-судак,
чебаков –лещ,
казан-котёл металлический,
щербы-ухи,
пострелята-дети,
вечерить-ужинать,
супротив-напротив,
чапура-белая цапля,
чикиляет-идёт прихрамывает)
На этом закончим. Надеюсь, вам понравилось.
Язык донского казачества был довольно своеобразен и некоторые слова не понятны.
Сейчас мы поиграем в игру «Переводчик». Переведите текст, заменяя казачий говор более понятными для нас словами. ( словарь на доске)
Ноне гутарил один казак: «Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл костёр, устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелята мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив нас чапура чикиляет».( лучшим переводчикам - приз)
Ведущий 1:
Сегодня мы познакомились с некоторыми особенностями говора донских казаков, который складывался в течение длительного времени.
Ведущий 2:
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по - особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа...
Учитель :Щедра наша Донская земля! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашего Донского края и передает все из поколение в поколение. Я надеюсь, что вы будете любить и беречь нашу прекрасную землю и чтить её обычаи и традиции.
Подведение итогов
Итак ребята, мы с Вами сегодня совершили удивительную прогулку по традициям и обычаям Донских казаков, а теперь при помощи лучиков, которые лежат у Вас на столе давайте оценим насколько Вам понравилось занятие. (дети по очереди вешают лучики вокруг солнышка, если им понравилось занятие, то они вешают желтый яркий треугольник, а если нет, то красный, если остались равнодушны, то оранжевый) .
Молодцы ребята, вот такое красивое у нас получилось яркое солнышко. Я вижу, что Вам понравилось занятие, и теперь Вы многое знаете о Донских казаках.
Образовательные ресурсы:
- http://infourok.ru/klassnyy_chas_tema_tradicii_i_obychai_kazakov-470345.htm
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/04/03/istoriya-donskogo-kraya-i-ego-kulturnye-traditsii
- http://www.yabooza.ru/flow/po-podvizhnosti/post/detskie-igry-kazachi-igry-dlja-detej-33/
- http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/09/26/klassnyy-chas-v-kazachem-kadetskom-klasse-chest-imeyu
- Астапенко М.П. История Донского казачества: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 2002.- 511с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССНЫЙ ЧАС/ БРЕЙН-РИНГ "Ростовская область"
Данная разработка позволит классным руководителям провести классный час по теме "Ростовская область"...
Классный час 65 лет Кемеровской области
воспитание патриотических чувств, гордости и любви к родному краю....
Классный час "70-летию Владимирской области посвящается"
Данная разработка будет полезна при проведении классных часов или внеклассных мероприятий, посвящённых не только конкретной дате, но и в работе по краеведению....
Проектно-исследовательская работа «Национальные особенности татар Ульяновской области»
Проектно-исследовательская работа «Национальные особенности татар Ульяновской области»Работу выполнила Хайванова Гузель ученица 8 классаГузель с данной работой заняла I место на конкурсе волжиск...
особенности населения Кемеровской области
презентация для 9т класса....
Особенности развития Калининградской области
Презентация к уроку по изучению Калининградской области...
«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).
laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...