Классный час "Я и мои права"
классный час

Бадмаева Розалия Будаевна

Знать свои права и уметь за них бороться – это значит быть сильным.

Уважать права других – значит быть справедливым.

Жить по праву – значит жить в мире и согласии».

(народная мудрость)

Цели:

· Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни учеников через поселение в нём светлых образов и мыслей.

· Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Классный час «Я и мои права»

Цель: – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.
Задачи: 
1. Создание условий для проявления творческих способностей учащихся.
2. Формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности.
                                                     Ход классного часа:
Организационный момент.
Слово учителя.
Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека.

Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая 
главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в ноябре 1989 года, и с этого момента 20 ноября считается всемирным днем правовой защиты детей. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. 
Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).

Что означают слова «права» и «обязанности»? из словаря Ожегова: « Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.
Цель нашего урока – рассмотреть ваши права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.
«Каким образом?» - спросите Вы. Мы отправимся в путешествие по городу, которого Вы не найдёте ни на одной карте, но знать о котором необходимо всем – это город Прав. У меня есть билеты трёх цветов, вы сейчас возьмете по одному билету,  и таким образом мы разделимся на три команды. Чтобы у нас не было конфликтов, давайте вспомним правила работы в группе
:

 -Умей выслушать каждого.

- Уважай своего товарища.

- Не согласен – предлагай.

У меня есть жетоны, которые я буду выдавать команде за правильное выполнение заданий. Жетон получит та команда, которая не только быстрее всех справится с заданием, но и которая будет тихо вести себя, уважать соперника. За каждое нарушение правил, я буду забирать по 1 жетону от команды!!! Правила понятны? Тогда отправляемся…Итак, начинаем…

«Мои права и обязанности»

У каждой команды есть набор различных прав и обязанностей. Ваша задача распределить все карточки на две группы: что относится к правам, а что к обязанностям, и оформить это на листе! Время на выполнение задания 5 минут.

1.                 Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;

2.                 Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;

3.                 Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;

4.                 Каждый ребёнок имеет право на жизнь без наркотиков;

5.                 Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;

6.                 Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;

7.                 Каждый ребёнок имеет право на жизнь без дискриминации;

8.                 Каждый ребёнок имеет право на дом;

9.                 Каждый ребёнок имеет право на понятную и соответствующую возрасту информацию;

10.            Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;

11.            Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;

12.            Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения и торговли;

13.            Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;

14.            Каждый ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения;

15.            Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;

16.            Каждый ребёнок имеет право на защиту во время войны;

17.            Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;

18.            Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего народа;

19.            Каждый ребёнок имеет право на самовыражение;

20.            Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.

Обучающиеся обязаны:

  1. Соблюдать Устав, выполнять приказы директора Учреждения;
  2. Уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;
  3. Быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в Учреждении, выполнять требования дежурных;
  4. Добросовестно относиться к учебе, не допускать пропусков учебных занятий без уважительных причин, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;
  5. Беречь имущество Учреждения, бережно относиться к результатам труда других людей;
  6. Экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы;
  7. Приходить в Учреждение с необходимыми учебными принадлежностями, иметь форму для уроков физической культуры и технологии, лыжи для уроков лыжной подготовки;
  8. Своевременно готовиться к предстоящим урокам.
  9. Обязанности личности:
  10. Соблюдать Конституцию РФ и законы.
  11. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.
  12. Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
  13. Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
  14. Обязанность получить основное общее образование.
  15. Пресекать проявления грубости и бестактности.

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  • Правильно ли рассуждает Петров?
  • Давайте выведем простые правила взаимообщения:
  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях.

Итак,  подведем итоги нашего сегодняшнего занятия.

Игра «Угадай, какой знак» 

Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –

Это разрешается.

Посмотри на этот знак;

Человек поднял флаг,

Выражает свое мнение —

Это разрешается.

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают —

Это запрещается.

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента, извивается,

Бить, наказывать — всегда

Запрещается!

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается,

В детстве тяжкая работа

Запрещается!

Этот черный человек

Пред белым преклоняется.

Быть над слабым господином

Строго запрещается!

Знак дружбы.

Другого за руку держать,

Не за цвет кожи уважать,

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить -

Это разрешается!

Да, необходимо знать свои права и разумно ими пользоваться, уважать права других людей, выполнять свои обязанности. Сейчас ваша главная обязанность – пользуясь одним из важнейших прав, получить образование. В школе вы познаёте окружающий мир, учитесь жить в обществе, отстаивать свои права. Я надеюсь, что вам пригодятся эти знания и умения действовать в различных ситуациях. Большое спасибо. Вы молодцы.

Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Конкурс «Угадай-ка!»

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

 1.     Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2.     Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

3.     Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)
4.     Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

5.     В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
 Подведение итогов (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме:«Правила поведения в гостях»

Данный классный час рассчитан на учащихся 5-6 классов. Цель: рассказать о том, как надо вести себя, чтобы и самому и окружающим было бы лучше и приятнее жить, помочь понять, как внешние формы поведен...

Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь з...

Классный час "Конвенция по правам ребенка"

     Цель проведения классного часа заключалась в ознакомлении учеников 7 класса с Конвенцией о правах ребенка, обучении учащихся нормам общения, защите прав детей на основе обсуждения инсценировок от...

Классный час "Конвенция о правах ребенка"

Классный час посвящен рассмотрению основных прав ребенка, декларируемых Конвенцией...

Классный час "Как развить правое полушарие мозга"

Как развивать полушария мозга? Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от ко...

Классный час "Всегда ли правы взрослые?"

классный час для старшеклассников...