Классный час "Я и мои права"
классный час
Знать свои права и уметь за них бороться – это значит быть сильным.
Уважать права других – значит быть справедливым.
Жить по праву – значит жить в мире и согласии».
(народная мудрость)
Цели:
· Обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни учеников через поселение в нём светлых образов и мыслей.
· Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Я и мои права»
Цель: – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.
Задачи:
1. Создание условий для проявления творческих способностей учащихся.
2. Формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности.
Ход классного часа:
Организационный момент.
Слово учителя.
Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека.
Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в ноябре 1989 года, и с этого момента 20 ноября считается всемирным днем правовой защиты детей. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).
Что означают слова «права» и «обязанности»? из словаря Ожегова: « Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.
Цель нашего урока – рассмотреть ваши права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.
«Каким образом?» - спросите Вы. Мы отправимся в путешествие по городу, которого Вы не найдёте ни на одной карте, но знать о котором необходимо всем – это город Прав. У меня есть билеты трёх цветов, вы сейчас возьмете по одному билету, и таким образом мы разделимся на три команды. Чтобы у нас не было конфликтов, давайте вспомним правила работы в группе:
-Умей выслушать каждого.
- Уважай своего товарища.
- Не согласен – предлагай.
У меня есть жетоны, которые я буду выдавать команде за правильное выполнение заданий. Жетон получит та команда, которая не только быстрее всех справится с заданием, но и которая будет тихо вести себя, уважать соперника. За каждое нарушение правил, я буду забирать по 1 жетону от команды!!! Правила понятны? Тогда отправляемся…Итак, начинаем…
«Мои права и обязанности»
У каждой команды есть набор различных прав и обязанностей. Ваша задача распределить все карточки на две группы: что относится к правам, а что к обязанностям, и оформить это на листе! Время на выполнение задания 5 минут.
1. Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;
2. Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;
3. Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;
4. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без наркотиков;
5. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;
6. Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;
7. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без дискриминации;
8. Каждый ребёнок имеет право на дом;
9. Каждый ребёнок имеет право на понятную и соответствующую возрасту информацию;
10. Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;
11. Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;
12. Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения и торговли;
13. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;
14. Каждый ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения;
15. Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;
16. Каждый ребёнок имеет право на защиту во время войны;
17. Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;
18. Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего народа;
19. Каждый ребёнок имеет право на самовыражение;
20. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.
Обучающиеся обязаны:
- Соблюдать Устав, выполнять приказы директора Учреждения;
- Уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;
- Быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в Учреждении, выполнять требования дежурных;
- Добросовестно относиться к учебе, не допускать пропусков учебных занятий без уважительных причин, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;
- Беречь имущество Учреждения, бережно относиться к результатам труда других людей;
- Экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы;
- Приходить в Учреждение с необходимыми учебными принадлежностями, иметь форму для уроков физической культуры и технологии, лыжи для уроков лыжной подготовки;
- Своевременно готовиться к предстоящим урокам.
- Обязанности личности:
- Соблюдать Конституцию РФ и законы.
- Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.
- Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
- Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- Обязанность получить основное общее образование.
- Пресекать проявления грубости и бестактности.
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Сценка 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
Сценка 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
- Давайте выведем простые правила взаимообщения:
- Нужно знать свои права.
- Нужно уважать права других людей.
- Нельзя забывать об обязанностях.
Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего занятия.
Игра «Угадай, какой знак»
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Посмотри на этот знак;
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение —
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают —
Это запрещается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать — всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается!
Знак дружбы.
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить -
Это разрешается!
Да, необходимо знать свои права и разумно ими пользоваться, уважать права других людей, выполнять свои обязанности. Сейчас ваша главная обязанность – пользуясь одним из важнейших прав, получить образование. В школе вы познаёте окружающий мир, учитесь жить в обществе, отстаивать свои права. Я надеюсь, что вам пригодятся эти знания и умения действовать в различных ситуациях. Большое спасибо. Вы молодцы.
Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.
Права литературных героев
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Конкурс «Угадай-ка!»
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:
1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)
2. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)
3. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)
4. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)
5. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)
6. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)
8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
Подведение итогов (рефлексия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме:«Правила поведения в гостях»
Данный классный час рассчитан на учащихся 5-6 классов. Цель: рассказать о том, как надо вести себя, чтобы и самому и окружающим было бы лучше и приятнее жить, помочь понять, как внешние формы поведен...
Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»
Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....
Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь з...
Классный час "Конвенция по правам ребенка"
Цель проведения классного часа заключалась в ознакомлении учеников 7 класса с Конвенцией о правах ребенка, обучении учащихся нормам общения, защите прав детей на основе обсуждения инсценировок от...
Классный час "Конвенция о правах ребенка"
Классный час посвящен рассмотрению основных прав ребенка, декларируемых Конвенцией...
Классный час "Как развить правое полушарие мозга"
Как развивать полушария мозга? Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от ко...
Классный час "Всегда ли правы взрослые?"
классный час для старшеклассников...