Урок толерантности, посвященного ко дню памяти жертв Холокоста
классный час (7 класс)
Урок толерантности, посвященного ко дню памяти жертв Холокоста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
holokost.docx | 52.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели занятия:
Образовательные:
-дать понятие «толерантность», «Холокост»;
-познакомить учащихся с материалами сайта центра Холокост по истории концлагеря «Освенцим», как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
-повысить информационную грамотность учащихся;
Развивающие:
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, способности к сочувствию, сопереживанию;
- формирование навыков социальной восприимчивости и доверия;
-развить ключевые компетентности: коммуникативные навыки, навыки монологической речи, навыки выделения главного, составления презентации.
Воспитательные:
-воспитывать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;
-вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов.
«Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.
(На фоне музыки учащийся читает стихотворение)
ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ (Наум Коржавин)
Учащийся: Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было…
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
Холокост (от англ. holocaust, из др.греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма — почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 6000000 евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского, поляков, чернокожих, душевно больных и нетрудоспособных.
По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло
до 3 миллионов польских евреев,
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч - Литвы
70 тысяч - Латвии;
800 тысяч - Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии,
280 тысяч - Румынии,
140 тысяч - Германии,
100 тысяч - Голландии,
80 тысяч евреев Франции,
80 тысяч -Чехии,
70 тысяч — Словакии,
65 тысяч — Греции,
60 тысяч — Югославии.
Учитель: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая под землёй и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах офицер вермахта Рудольф Гесс описывал, как еврейских детейобманом заманивали в газовые камеры концлагерей. Чтобы избежать паники, детей убеждали в необходимости раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» пленных (других еврейских заключенных), которые должны были поддерживать спокойную обстановку и убеждать тех, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены «Особого отряда» утешали их, они уже спокойно входили в газовые камеры, смеясь, играя или разговаривая друг с другом, часто всё еще с игрушками в руках.
Чтец
Мама, мне страшно…
“Мама, мне страшно!”
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья”.
“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”
“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!”(Автор Корюкина Валерия, 16 лет)
Учитель:
Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году.Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.
Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек.
Учитель: В начале классного часа вы видели высказываниеИ. Бауэра"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями". Давайте обсудим, что оно может означать, и как вы его понимаете.
(Идёт обсуждение эпиграфа к классному часу)
Учитель: А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа.
(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- О чем мы сегодня говорили?
-Что такое Холокост?
-Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
-Кто стал его жертвами?
-Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
Учитель: Мыне просто должны помнить ужас тех лет, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.
Наш классный час мне хотелось бы закончить стихотворением (Учитель читает стихотворение) :
Все можно сокрушить,
Смести, предать забвенью,
Заасфальтировать и заковать в бетон,
Взорвать собор, как лишнее строенье,
На месте кладбища построить стадион.
Все можно растерять, что собрано веками,
Все может замолчать, расправами грозя,
И только человеческую память
Забетонировать и истребить нельзя.
Звучит песня в исполнении М.Магомаева «Бухенвальдский набат»,
Список литературы
1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
«Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.
: Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное Международному Дню памяти жертв Холокоста
Просмотр на классных часах документального фильма «Список Кисилева» (2008г)...
Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста
Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.Задачи: · формирование толерантного созна...
VII Городская научно-практическая конференция учащихся и преподавателей общеобразовательных учреждений г. Симферополя «Холокост…Вечная память», посвященная Международному дню памяти жертв Холокоста. Тема конференции «Праведники народов мира. Люди с чис
Статья о муниципальной конференции, посвященной Дню памяти жертв Холокоста...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации для проведения уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Международному Дню памяти жертв Холокоста и 76-летию освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной Армии
Методические рекомендации 2020 г....
Сценарий открытого онлайн-Урока, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста и 76-летию освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной Армии. 27 января 2021 г.
Сценарий мероприятия...
Отчёт о проведении мероприятий, в рамках «Недели памяти», посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста в МБОУ Купинской школе – интернате №1
В целях понимания обучающимися трагического события Второй мировой войны, вошедшего в историю под названием Холокост, в период с 24 по 27 января 2022 года обучающиеся начальных классов нашей школ...