КВЕСТ-ИГРА «ЗДОРОВЬЕ-ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕКА»
методическая разработка (7 класс)

Коротченко Ольга Олеговна

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 

ВНЕУРОЧНОГОНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОВЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочное занятие41.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 8 Г.ЛАБИНСКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ВНЕУРОЧНОГОНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОВЗ

КВЕСТ-ИГРА

 «ЗДОРОВЬЕ-ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕКА»

(для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Разработала:

Коротченко Ольга Олеговна, учитель ГКОУ школы № 8 г.Лабинска

                                                                     2020 г.

Аннотация

Внеурочное занятие «Квест» проводится в рамках реализации программы школы "Здоровый школьник" (тематическая декада "Мы за здоровый образ жизни"), в форме интегрированного внеурочного занятия - игры по предметам физическая культура, география, природоведение, с элементами здоровьесберегающих технологий. Разработка занятия предлагает практический материал и нацелена на то, чтобы закрепить знания по географии и природоведению, через выполнение занимательных упражнений, и тем самым содействовать развитию мыслительных и физических способностей обучающихся, формировать навыки здорового образа жизни. Занятие  позволит учителю в игровой форме повысить уровень общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности и пространственного мышления обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Специфика занятия состоит:

- в интеграции предметов: географии, природоведения и физической культуры;

- в применении активных форм работы;

- в коррекции недостатков познавательной деятельности;

- в использовании элементов проектной технологии, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающих технологий. 

        Данное занятие спланировано и направлено на работу учащихся в команде, развития навыков работы в группе. Современные технологические приемы, способствуют развитию познавательной активности школьников с интеллектуальными нарушениями, формируют и развивают информационную, коммуникативную компетентность, снимая физическое и психическое переутомление. Занятие рассчитано на 40 минут. Форма мероприятия: квест -игра с ориентированием на местности.

Пояснительная записка

        Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивнооздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям. Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками. Идя в "ногу со временем" мы выбрали форму проведения внурочного занятия - "Квест".        

        Квест в реальности это новый формат командных развлечений, где игрокам предстоит разгадывать различные загадки и головоломки при помощи окружающих их предметов. Загадки могу быть самыми разнообразными - начиная от поиска подсказок и ключей и заканчивая сложными техническими устройствами, которые необходимо как-то использовать, порою, совсем не стандартными способами. Каждая игра имеет свою уникальную сюжетную линию и главную цель, достичь которую требуется игрокам. Не маловажной составляющей квеста является его антураж. Популярность квестов в реальности все больше и больше набирает обороты. Погружаясь в атмосферу квеста, игроки получают незабываемые эмоции сравнимые с просмотром хорошего фильма или прочтения интересной книги.

        Квест позволяет развивать и тренировать логику и воображение в легкой игровой форме. Современные педагогические технологии позволяют нам интегрировать учебный материал и внеурочную деятельность, с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.

        Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать”. 

        Методическая разработка внеурочного занятия «Квест - игра», может быть использована для обобщения и закрепления  учебного материала, правил и навыков здорового образа жизни. Структура занятия построена так, что учитель имеет возможность охватить всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями, проконтролировать степень усвоения: устные упражнения, фронтальный опрос. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Межпредметная связь:

Обобщение учебного материалы по предметам: геграфия, природоведение (биология), физическая культура, формирование навыков здорового образа жизни.

Планируемые результаты урока:

Личностные (личностные и коммуникативные БУД): личностная мотивация к познавательной деятельности.

Предметные (познавательные и регулятивные БУД): развитие умений решать учебные и практические задачи, учиться применять правило порядка выполнения действий.

Готовность слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Технологическая карта занятия.

Учебный предмет: география, природоведение и физкультура.  

Подготовила: Коротченко Ольга Олеговна

Класс: 3    

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Тема занятия: «ЗДОРОВЬЕ-ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕКА»

Цель мероприятия:

Социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Задачи:

-формирование представлений об основных компонентах здорового образа жизни;

-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде;

-формирование у детей познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Формируемые у обучающихся БУД:

 Познавательные БУД:

-ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного;

самоанализ и контроль результата;

- способность к самооценке.

Личностные БУД:

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм;

- способность в ситуации выбора принимать верные решения по сохранению и укреплению своего здоровья;

- самостоятельно высказывать общие, простые правила здорового образа жизни.

Коммуникативные БУД:

-учиться правильно выражать свои мысли;

-слышать и понимать речь других;

-учиться выполнять различные роли в группе.

Регулятивные БУД:

- определять цель деятельности, планировать, прогнозировать

с помощью преподавателя;

-учиться высказывать свои предположения, контролировать

свою  деятельность.

Оборудование: карта местности, конверты, карточки с заданиями, «ключи» в виде свертков, картинки, памятки, сигнальные флажки; рюкзак, предметы и инвентарь для похода.

Место проведения мероприятия: Станция юннатов «Эколого-биологический центр», прилегающая территория (лес, поляна).

Форма проведения  занятия: квест -игра с ориентированием на местности.

Возрастная категория участников: 5-7 классы

Правила игры:

В команде 10-12 человек. Участники игры выполняют по указанию педагога квестовые задания. За каждое задание получают «ключ» в виде свертка. Все пункты назначения указаны на карте с условными обозначениями- стрелками дальнейшего маршрута. Конечный пункт назначения- клад, в котором зашифровано слово, указывающее на главное богатство человека.

Форма одежды: футболки, кепки и галстуки зеленого цвета (символический цвет всемирной организации «Greenpeace»). У команды имеется три подсказки (жетон с символом sos).  Задача команды пройти все станции, где необходимо выполнить  задания, за каждый правильный ответ команда получает «ключ» (слово), который является шифром к открытию «клада».  

План подготовки и проведения игры:

  1. Подготовка  карты маршрута прохождения этапов.
  2. Подготовка заданий.
  3. Подготовка памяток.
  4. Проведение инструктажа для участников квеста.
  5. Прохождение пунктов назначения.
  6. Подведение итогов.

Ход занятия

№ п/п

Этапы урока.

Цели этапа.

Оборудование.

Организация этапа занятия.

Основное содержание этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые базовые учебные действия

1

Мотивация

(самоопределение) к коррекционной деятельности.

Цель Создание  условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Актуализация требований к ученику со стороны коррекционной деятельности
Установить тематические рамки и поставить ориентиры  деятельности на занятии.

Приветствие.

 - Ребята, я приветствую вас и приглашаю совершить   увлекательное путешествие Квест - игру) в мир новых открытий, которые нас приблизят к самому главному богатству человека.

 Наше путешествие будет связано с окружающим нас природным миром.  Вы готовы в путь? (Проверяется  соответствие одежды и обуви погодным условиям и форме проведения мероприятия).

Здоровается с детьми. Обращает внимание на нестандартную форму проведения занятия, объясняет детям правила поведения на занятии, делает акцент на хорошем настроении во время занятия.

Повторение  правила поведения на природе. ( приложение №1).

Приветствуют учителя. Выполняют построение, концентрируют внимание на словах учителя.

целеполагание, как постановка учебной задачи на основании соотнесения  того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;  самостоятельное выделение и формулирование   познавательной цели;      анализ объектов с целью выделения признаков;    планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками;

Локализация индивидуальных затруднений. Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Объяснение материала, основных сведений об игре.

- Мы прибыли на станцию юных натуралистов «Эколого-биологический центр». Сегодня  мы проведём замечательный день на природе, на свежем воздухе, среди живописных полян, леса и озера с водоплавающими птицами.  Нас ждёт увлекательный поход, с разгадыванием интересных квестов (с анг. поиск, разгадка).  Ваши умения и знания помогут пройти ряд препятствий и понять:  «Что самое важное в жизни человека?»,  «Что этому способствует?», «Как связан человек и природа?». С помощью «ключей» вы получите ответы на все эти вопросы.

Определяют роли в игре. Отвечают на поставленные учителем вопросы.

-учиться правильно выражать свои мысли;

-слышать и понимать     речь других;

-учиться выполнять        различные роли в группе

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации

Конверты, карты, карточки sos, рюкзак, фонарик, мыло, спички, консервы, ложка, кружка, зубная щетка, компас, вода в бутылке, веревка, шашки, мяч, книга, краски, линейка, пульт.

Квест №1 «Пора в поход!»

Задание 1: Карта плана местности с маршрутом разрезана на пазлы, необходимо собрать пазлы  для дальнейшего применения в походе.

Задание 2:

В конверте  находятся карточки с изображением средств переноски вещей (приложение №4).

Задание 3:

Выносит полный рюкзак с разными предметами.

 

С помощью карты с маршрутом дети определяют свое местоположение  и назначенный следующий пункт назначения.

Учитель выдает задания, ставит каждому игроку личные цели.

- Ребята, что нам необходимо для похода?

Участники  получают конверт  с маршрутом проведения похода (приложение №2),и условиями игры (приложение №3), также в конверте находятся жетоны sos.

- Маршрут у вас есть, а что еще важно взять с собой?

Если вы в поход идёте,
Не забудьте взять рюкзак,
Без него в любом походе,
Обойтись нельзя никак.

- Вы большие молодцы, ваши знания сильны!

- А теперь узнаем, что в рюкзаке лишнее? Есть вещи первой необходимости, которые обязательны в походе.  

Необходимые в походе предметы:      

1.Фонарик

2.Мыло

3.Спички

4. Консервы

5. Ложка

6. Кружка

7. Зубная щетка

8.Компас

9.Вода в бутылке

10.Веревка

Предметы, которые не нужны:

  1. Шашки
  2. Мяч
  3. Книга
  4. Краски
  5. Линейка
  6. Пульт

- А давайте дополним наш список необходимых предметов в походе, которые не поместились в наш рюкзак.

- Вы верно выполнили все задания  первого квеста. Первый «ключ» ваш.

- Ну что вперед, поход зовет!

После обсуждений, дети выясняют, что вначале пути необходим план местности и маршрут, по которому будет проходить  передвижения.(дети выполняют задание).

(дети выбирают карточку с изображением рюкзака).

Каждый участник  на ощупь, с   помощью тактильного   восприятия, определяет, что это за предмет, называет его, и объясняет - нужен ли  он в походе? Предметы раскладываются в две корзины.  

- Аптечка, котелок, палатка, теплые вещи, средство защиты от насекомых, складной нож, лопатка, набор продуктов, топорик, бинокль.  

Необходимые вещи ребята правильно и компактно укладывают в рюкзак. Каждый участник получает памятку «Правила безопасности в походе».

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;поиск и выделение информации;умение структурировать знания;выдвижение гипотез; их обоснование.инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;- определять цель деятельности, планировать, прогнозировать

с помощью преподавателя;-учиться высказывать свои предположения, контролировать

свою  деятельность;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Реализация построенного проекта.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

Карта, компас, инструкция об охране водоемов, конверты с карточками, (приложение 6).

Продукты питания, пакеты для мусора.

Продукты питания для животных.

Квест № 2 «Водоём».

Целевая установка: систематизировать знания по охране и бережному отношению к водным ресурсам.

Задание:

В обозначенном на карте месте найти «Инструкцию об охране водоёмов» (приложение № 5). Необходимо выбрать и обозначить только те формулировки (правила), которые подходят для данной инструкции.

По карте участники продвигаются к следующему пункту назначения.

Квест № 3 «Птицы».

 С другой стороны водоема находится околоводное пространство и птичник с разными видами птиц Краснодарского края.

Задание:

В двух конвертах находятся карточки.  В первом описание птиц, во втором изображение птиц. Задача сопоставить картинку с описанием (приложение №6).

Работники питомника проводят инструкцию о правилах кормления и видах корма необходимого  птицам.

За хорошо проведенную работу и выполненное задание команда получает еще один «ключ».

Квест № 4 « Переправа».

По указанному маршруту участники выходят на поляну. Пересеченная местность  с кустарниками, кочками, небольшими деревьями и травяными насаждениями.

С большим задором,  выполнив все задачи,  участники получают очередной «ключ»!

Квест № 5 «Привал».

Команда участников подходит к столу.  Продукты:  яблоки, чипсы, отварной картофель, колбаса, картофель – фри, томаты, гамбургер, отварное  мясо птицы, жевательная резинка, фруктовый морс, напиток «Cola», батон хлеба, сухарики пакетированные, грецкие орехи, шоколадные конфеты, мед, ягода - малина, петрушка, сыр.

В лесной зоне оборудована беседка со столом и лавками в тени деревьев.

Задание:

Убрать в черный пакет продукты, которые не полезны для нашего  здоровья, а на столе оставить полезные продукты питания.

Все дружно садятся  за стол, предварительно помыв  руки.  Обедают.

Квест № 6 «Зеленая миля».

На  станции находится большая территория зеленых насаждений: огород, плодово – ягодные  растения, кустарники, деревья, фруктовые деревья, цветник, зерновые культуры, травяной покров с полевыми цветами.

Работники станции проводят экскурсию.

Командой были выбраны следующие растения: капуста, яблоко, пшеница, свекла, лук, петрушка, орех лесной, шиповник, тыква, шпинат.

Участники получают памятки «Витамины».

На территории находится контактный зоопарк:  еноты, кролики, белки, коза, хомяки, кошка, ежи, карликовая свинка, лошадь.

Целевая установка: проявление заботы о животных.

Ребятам предложено  пройти зоотерапию и покормить животных (строго по инструкции и руководством работников питомника). Из растений выбранными ребятами рубится витаминный салат (работниками).  

 Команда следует в конечный пункт назначения по маршруту.

- Дорогие участники, перед вами водоём. Как вы знаете вода – это один из важнейших источников жизни.  Для многих животных и птиц является средой обитания. Всему животному и растительному миру нужна чистая вода.

- Вас ждет следующий  квест.

- Напоминаю участникам о наличии жетонов sos, в случаи затруднения ответа на вопрос, вы можете  обменять жетон на подсказку.

- Дорогие ребята, мы наблюдаем один из огромных видов животного мира, очень нам близкого и знакомого – птицы.

- А теперь ребята, давайте посмотрим, какие из указанных на картинках птиц присутствуют в птичнике.

- А теперь, с разрешения работников питомника, согласно инструкции, покормим птиц.

- Ну что ребята, не пора ли нам размяться? Проверим вашу ловкость и быстроту.

Переправа, переправа, берег левый, берег правый…

- Каждый из участников, в полной экипировке с рюкзаком за спиной, в  руке сигнальный флажок, должен пройти импровизированное «болото», с одного берега на другой. По кочкам, тропам, огибая кустарники и деревья, бег по бревну. На другом берегу,  каждый  должен воткнуть сигнальный флажок,  указывающий  о прохождении «болота»,  обратный путь  -   бег по прямой;  передача эстафеты рюкзак.

- Продолжаем наш поход!

-Вы устали, проголодались? Не пора ли отдохнуть? Как называется отдых на природе? - Привал!

- На столе разложены продукты питания. Необходимо выбрать только те продукты, которые полезны для здоровья.

- Задание выполнено.  Вы молодцы, юные натуралисты! «Ключ» ваш!

- Витамины полезны не только человеку, но и животным!

Стремись животных защищать,

Они ведь – братья наши!

Стремись чуть – чуть добрее стать,

Мир этот сделать краше!

Находят инструк    цию, выполняют задание.

Успешно выполняют задание  и устанавливают, все ли требования выполне

ны по отношению к данному водоему.

Каждый участник получает памятку  «Правила поведе   ния на водоемах».

- Второй «ключ» у нас!

Команда выполняет задание.

Участники перечисляют:

- Лебедь-щипун,    утки, гуси, цесарки, цапля белая, фазаны, голуби.

По указанному маршруту участники выходят на поляну. Пересеченная местность  с кустарниками, кочками, небо  льшими деревьями и травяными насаждениями.

Ребята, ориентируясь на местности с   помощью карты, находят следующий пункт назначения

(дети выполняют задание, аргументируя каждый выбор).

Участники собирают остатки пищи, мусор в пакет, забирают с собой.

Участники называют знакомые им виды растений.

Каждый участник  излагает содержательный ответ о пользе данного растения.

Дети с большим удовольствием и энтузиазмом выполняют предложенное задание.

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
действия постановки и решения проблем
 включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера:

-учиться правильно выражать свои мысли;

-слышать и понимать речь других;

-учиться выполнять различные роли в группе

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов; самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Свертки - ключи для выполнения задания, сундук с кладом.

Квест № 6 «Клад».

Задание:

В каждом собранном «ключе»-свертке  написаны слова. Эти слова объединяются общим смысловым значением. Нужно догадаться, какое слово объединяет эти «ключи»-подсказки. Если слово будет отгадано правильно, сундук с кладом откроется.

- Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Сколько ключей вы собрали?

- Ребята, а теперь вам предстоит выполнить последнее задание, которое приведёт вас к ответу на вопрос «Что является главным богатством человека?».  

- Шесть ключей!

Участники приступают к заданию.  Открывают «ключи» в виде свертков:

1. Режим дня.

2.Правильное питание.

3.Физкультура.

4.Личная гигиена.

5.Охрана окружающей среды.

6.«Нет!» вредным привычкам.

Участники игры называют слово: ЗДОРОВЬЕ

- Ура!!!

«Сундук» открыт!

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
умение структурировать знания; умение применения знаково-символических действий, включая моделирование; построение логической цепи рассуждений;
 ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного;самоанализ и контроль результата;- способность к самооценке.

Рефлексия деятельности на занятии.

Цель: осознание метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

Памятки о правильном питании, фрукты: бананы, яблоки, апельсины, груши.

В «сундуке» находятся памятки о правильном образе жизни каждому участнику (приложение 7).

Угощение -  фрукты: бананы, яблоки, апельсины, груши.

У писателя Г. Паустовского есть замечательное высказывание:

«Здоровье – главное богатство человека, а природа не только приносит великую пользу человеку, но и украшает и оздоровляет человека, поддерживает саму жизнь на земле».

Ребята, так что же является главным богатством человека?

Главное наше богатство – это ЗДОРОВЬЕ!

Здоровые дети – в здоровой семье.

Здоровые семьи – в здоровой стране.

Здоровые страны – планета здорова.

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Здоровье человека!

Участники, все вместе:

Здоровье – это круто!

Здоровье – это класс!

Здоровый образ жизни

Касается и нас!

умение структурировать знания;
умение адекватно передавать содержание текста;
-ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного;

самоанализ и контроль результата;

- способность к самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Название проекта "Здоровье - главное богатство человека"

Проект разработан и  ориентирована на детей 10-12 лет (5-6 кл.) с ослабленным здоровьем и обучающихся в санаторной школе- интернат и  соответствует направлению учебного заведения....

"Здоровье – главное богатство человека"

Здоровье — главное богатство в жизни и не стоит с этим спорить! Люди порой не понимают насколько оно ценно для качественной жизни без проблем и губят его умышленно своими вредными привычками. Бер...

кл. час Богатство человека в его семье"

Способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.Привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества...