Классный час в 7 классе на тему "2021 г. - Год науки и технологий"
классный час (7 класс)
Классный час в 7 классе на тему "2021 г. - Год науки и технологий" (1 сентября).
Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.
Задачи:
- Личностные. Формирование познавательной культуры. Понимание необходимости получения знаний. Формирование критического мышления.
- Регулятивные. Умение высказывать свою точку зрения, участвуя в беседе-дискуссии. Оценивать ответы других оппонентов. Проводить рефлексию собственной деятельности.
- Коммуникативные. Тренировать умение полно и ясно выражать свои мысли. Находиться в гармоничном взаимодействии с коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_1.09.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «2021 г. - Год науки и технологий»
Класс: 7.
Составитель: Кузина Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы (МОУ-Гимназия №2 г. Раменское)
Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.
Задачи:
- Личностные. Формирование познавательной культуры. Понимание необходимости получения знаний. Формирование критического мышления.
- Регулятивные. Умение высказывать свою точку зрения, участвуя в беседе-дискуссии. Оценивать ответы других оппонентов. Проводить рефлексию собственной деятельности.
- Коммуникативные. Тренировать умение полно и ясно выражать свои мысли. Находиться в гармоничном взаимодействии с коллективом.
Методы: беседа, самоанализ, проблемные вопросы, рефлексия, игра.
Оборудование: конспект классного часа, презентация №1, бумага для самолётов, ручки (карандаши), подарочный пакет, домашнее задание на листах.
План:
- Приветствие.
- Генетика – запрещённая наука.
- Статья «Как выглядели 13 фруктов и овощей, когда были дикими, и как они выглядят сейчас» (игра).
- Этические проблемы генетики: клонирование (круглый стол).
- МАКС – салон инженерных открытий.
- Развитие техники и рост самосовершенствования каждого человека (дискуссионная площадка).
- Постановка цели на 2021-2022 уч. год (игра).
- Рефлексия. Подведение итогов.
- Домашнее задание на следующий классный час.
Ход классного часа:
- Приветствие. (Слайд 1)
-Ребята, я всех вас приветствую в новом учебном году. Вы стали старше ещё на год. Вы стали умнее и самостоятельнее. За лето мы отдохнули, набрались сил и снова готовы вступить в бой, длинною в год.
-Сегодняшний классный час будет посвящен уходящему 2021 году – Году науки и технологий. Тема очень интересная, обширная и актуальная. Думаю, вы меня поддержите не только хорошей дисциплиной, но и своим мнением по некоторым вопросам науки.
- Генетика – запрещённая наука. (Слайд 2)
-Начнём мы с огромного научного базиса 20-21 века – с генетики.
ТЕОРИЯ.
-Что, по вашему мнению, изучает генетика? (уточнить информацию про гены – участок информации, который несет в себе особенности лица, волос, строения тела, болезнях, характере и т.д.). (слайд 3)
Генетика (в переводе с греч. обозначает «происходящий от кого-то») – наука, изучающая закономерности наследования, мутаций, изменчивости человека. Изучать человечество с т.з. генетики довольно сложно, т.к. это неразрывно связано с рядом физических и этических проблем, о которых мы поговорим позже.
-Как вы думаете, какая же цель наблюдения за изменчивостью генов человека? (слайд 4)
Основная цель наблюдения за изменчивостью генотипа человека – улучшение жизни и здоровья населения планеты. Но при исследовании человека существует проблемы, которые останавливаю генетику в развитии: (слайд 5)
- невозможно экспериментальное скрещивание;
- небольшое количество потомков;
- сложность создания одинаковых условий для экспериментальных групп (нарушается чистота эксперимента) и др.
-А как вы думаете, какие методы можно применить при исследовании генов? Как можно узнать особенность человека? (слайд 6)
Метод | Описание | Пример |
Генеалогический | Изучение генетической родословной, чтобы проследить наследование определённых признаков и заболеваний. | Прослеживание у поколений наследования музыкального слуха, курчавых волос, группы крови. |
Близнецовый | Изучение влияния внешних факторов среды на развитие близнецов. | Возможность отследить наследственную предрасположенность к заболеваниям. |
Цитогенетический | Изучение генетических нарушений методом сравнения с нормальным генотипом. | Синдром Дауна – нарушение строения внутренних органов и психического развития, укороченность конечностей. |
Биохимический | Обнаружение нарушений в обмене веществ. | Выявление слабоумия на начальном этапе. |
-Знаете ли вы какие-нибудь достижения генной инженерии?
Генная инженерия и биоинформатика (использование компьютерных и математических методов для решения биологических задач) – сравнительно молодые науки, интенсивно развивающиеся в современном мире. Каждый год проводят исследования и научные эксперименты, продвигающие человечество в решении сложных проблем, связанных со старением, онкологическими заболеваниями, алкоголизмом, ожирением и т.д.
Некоторые современные достижения генетики: (слайд 7)
- предупреждение и лечение генетических заболеваний;
- возможность «редактировать» геном человека;
- воздействие на генотип болезнетворных бактерий;
- обнаружение мутации, отвечающей за долгожительство;
- раскрытие генетических механизмов эволюции.
Возможности генетики помогут лечить неизлечимые болезни, улучшать бионические протезы, воздействовать на интеллектуальные способности человека. Генетика человека – наука будущего, которая значительно облегчит жизнь человечества как биологического вида, либо вообще уничтожит образ человека в первозданном виде. Хочу отметить, что в XX веке генетику запрещали как науку, в СССР ее называли лженаукой, т.к. в основном всё было в теории, на практике мало что проявлялось. Но, спустя время, в XXI веке мы видим достижения в различных сферах нашей жизни.
- Статья «Как выглядели 13 фруктов и овощей, когда были дикими и как они выглядят сейчас».
-В последнее время всё большее количество людей выступает против генетически модифицированных продуктов (ГМО). И хотя процесс генетической модификации определённых продуктов питания произошел довольно недавно, люди веками играли с генетикой. Разница в том, что они сделали это с помощью средств, которые требовали гораздо больше времени и терпения. Что касается сельского хозяйства, то все стараются вырастить более крупный, лучший и более питательный источник пищи, и именно так селекционное разведение позволило нам наслаждаться плодами сотен лет труда. Некоторые фрукты и овощи, которые я буду представлять на слайде, являются пра-пра-пра-пра-дедами современных плодов. Я предлагаю вам подумать, чей пра-пра-прадед представлен на слайде. (слайд 8, 9)
- Этические проблемы генетики: клонирование.
-А сейчас мы проведем круглый стол на тему «Клонирование: за или против?» (слайд 10)
-Что такое клонирование?
Термин «клон» происходит от греческого слова «klon», что означает – веточка, побег, черенок, имеет отношение к вегетативному размножению. Начиная с 70-х гг. нашего столетия для клонирования растений стали широко использовать небольшие группы и даже отдельные клетки.
Клонирование – процесс, при котором создается организм или его часть, идентичный уже существующему или существовавшему. Французскими биологами публично обсуждается перспектива проведения работ по клонированию человека. Давайте же обсудим: КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ЗА ИЛИ ПРОТИВ?
(класс делится на 3 группы: спикеры за клонирование, спикеры против клонирования, спикеры, подводящие итог, исходя из мнения двух групп)
Модель ответа спикера:
1 – За или против
2 – Аргументация
3 – Вывод
Вывод. На плакате «Мост переговоров» определяем своё место в отношении заданной темы (каждая группа отмечает свою позицию).
- МАКС – салон инженерных открытий.
-Давайте перейдем к инженерным открытиям в области механики и техники. В 2021 году у нас прошел международный авиационно-космический салон МАКС 2021. в г. Жуковский.
-Кто посетил выставку? Какие впечатления? Что показалось интересным?
Главное событие салона – презентация «Ростехом» нового боевого самолета 5 поколения, символом которого стала фигура шахматного коня - Су-75.
Легкий российский однодвигательный тактический самолет Су-75 военная разведка США окрестила (а авиаблогеры подхватили и разнесли) "Скримером".
Screamer - в переводе с английского "Крикун". Мы возразили - нет, он Checkmate. Шах и мат. Плюс слоган на английском во время презентации: Turn the chessboard - переворот на шахматной доске. Иносказательно: новые правила игры.
Признаки самолетов пятого поколения: 1) способность лететь без форсажа на сверхзвуке; 2) малая заметность для вражеских радаров; 3) присутствие на борту искусственного интеллекта. Интеллектом Checkmate не обделен: открытая платформа, позволяющая в зависимости от пожелания заказчика заменить пилота-человека искусственным разумом. (слайд 11)
- Развитие техники и рост самосовершенствования каждого человека (дискуссионная площадка). (слайд 12)
-Как вы думаете, есть ли какая-то связь между развитием техники и ростом самосовершенствования каждого человека? Становится ли человек умнее, если умнеет техника?
(на дискуссионной площадке может отвечать любой учащийся, независимо от группы).
Модель ответа спикера:
1 – За или против
2 – Аргументация
3 – Вывод
Подводятся итоги дискуссии.
Действительно, отдельная часть человека – техника – стала развиваться, позволяя ему меньше эволюционировать самому. Наш современник менее сильный, его иммунитет слабее, но при этом он обладает средствами, которые помогают двигать горы, выживать в Арктике и в космосе, жить дольше, чем его далекие предки, и даже уничтожить планету. Поэтому очень важно сказать вовремя «стоп» развитию технологии и генной инженерии. Ведь мы можем научным развитием обернуть время вспять и разрушить себя как личность, как живое существо.
- Постановка цели на 2021-2022 уч. год (игра).
-А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя инженерами и соорудить самолетик из листа бумаги. Самолетик не простой, а нацеленный на будущее, на новый учебный год: на развитие вашего Я, самосовершенствование личности. Чтобы задать ему курс, нужна цель, которую вы должны поставить перед собой и потом написать на крыле.
- Рефлексия.
-А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя инженерами и соорудить самолетик из листа бумаги. Самолетик не простой, а нацеленный на будущее, на новый учебный год: на развитие вашего Я, самосовершенствование личности. Чтобы задать ему курс, нужна цель, которую вы должны поставить перед собой и потом написать на крыле.
- Домашнее задание (на следующий классный час).
Подготовить блиц-портрет российских учёных (доклад)
План:
1. ФИО
2. Область науки.
3. Яркие факты биографии.
4. Самое важное о вкладе в отечественную и мировую науку.
5. Афоризмы, высказывания (если есть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Год науки и технологий"
Сценарий классного часа, посвященного Году науки и технологий в России....
Презентация к классному часу на тему: «2021 год – Год науки и технологий в России»
8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переиме...
Классный час на тему: «2021 год – Год науки и технологий в России»
8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переиме...
План-конспект урока классного часа в 8 классе на тему: "Урок науки и технологии"
Урок науки и технологии...
Всероссийский классный час Мир науки и технологий.
Всероссийский классный час " Мир науки и технологий" Урок предназанченный для проведения интересного общешкольного мероприятия или для классного часа....
Классный час «Урок науки и технологий», 5 класс
Классный час «Урок науки и технологий», 5 класс...
Классный час посвященный 1 сентября.На тему "Урок науки и технологии"
Классный час посвещенный году науки и технологи....