«Путешествие в страну Толерантности»
классный час (6 класс)

Камардина Ирина Владимировна

Цель: знакомство обучающихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

      Задачи:

     Образовательная:

     Помочь обучающимся понять, почему очень важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

      Развивающая:

     Развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

     Воспитательная:

      Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

 

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

      - Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады, что собрались здесь сегодня все вместе. Посмотрите в глаза нашим гостям, друг другу, улыбнитесь. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в путешествие в одну интересную страну, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям. А чтобы нам в пути подружиться, давайте познакомимся поближе.

     Упражнение “Кто ты?”

– У меня в руках волшебное сердечко. Передавая его по кругу, вы вполголоса называете своё имя и присущее вам качество.

- Елена Викторовна– открытая и т.д.

– Замечательно! Вот мы и стали ближе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну Толерантности»

      Цель: знакомство обучающихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

      Задачи:

     Образовательная:

     Помочь обучающимся понять, почему очень важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

      Развивающая:

     Развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

     Воспитательная:

      Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

      - Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады, что собрались здесь сегодня все вместе. Посмотрите в глаза нашим гостям, друг другу, улыбнитесь. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в путешествие в одну интересную страну, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям. А чтобы нам в пути подружиться, давайте познакомимся поближе.

     Упражнение “Кто ты?”

– У меня в руках волшебное сердечко. Передавая его по кругу, вы вполголоса называете своё имя и присущее вам качество.

- Елена Викторовна– открытая и т.д.

– Замечательно! Вот мы и стали ближе.

Введение в тему. Выявление проблемы.

    -Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья".

Китайская притча "Ладная семья"

   Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, драк . Дошёл слух об этой семье до самого царя. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился царь. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист царю. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- И всё?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: - И мира тоже.

  - Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

(Любовь, терпение, прощение)

    -Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?

     -Правильно, о дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.

    -Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно назвать одним словом?

-Отправляемся в «Путешествие в страну Толерантности» 

Девиз нашего путешествия:

«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные».

Знакомство с понятием «толерантность».

Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». 16 ноября – Международный день толерантности. Вам понятно значение этого слова? Вот сегодня мы постараемся понять, что оно означает.

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

На разных языках земного шара определение слова «толерантность» звучит по-разному.

Сообщение учащегося:

Значение слова «толерантность» в разных языках.

В испанском языке:

 - способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

Во французском

 – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском

 - готовность быть терпимым;

В китайском

 - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В русском

 - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,  выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)

Учитель: Что объединяет все эти определения?

Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром

Учитель: В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности (Дети приводят примеры проявления агрессии, нетерпимости).

Обсуждение понятия толерантность.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихонько стонал, а в его глазах стояли слёзы.

-Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

-Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

-Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

-А нам-то что, он сам виноват.

-Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.

-Он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

-Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.

-Я тебя не пущу. Ты – моя девушка, не смей общаться со «всякими». Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

-Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

_ Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?

-Я сломал её…кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

-Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

-Спасибо, леди, спасибо…

-Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела не него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила от его взгляда…Она поднялась и приблизилась к парню.

-Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу!

-Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

  • Почему молодой человек отказался помочь?
  • Как бы вы поступили в этом случае?
  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  • Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть 2 пути развития личности:

толерантный и интолерантный.

Игра «Цветок толерантности» 

-Ребята, а, чтобы разобраться что такое толерантность я несла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать.

Прочитайте самостоятельно слова на лепестках. (Читают дети)

Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликтность
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Ложь
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Доброжелательность
  • Эгоизм
  • Чуткость
  • Нетерпимость
  • Доверие
  • Равнодушие
  • Зависть

Группа 1 собирает слова, которые подходят к слову толерантность.

Группа 2 собирает слова. Которые подходят к понятию интолерантность.

-Прочитайте, что у Вас получилось

Учитель: «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
УЧЕНИК: Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

 

Вывод учеников:

Нетолерантный человек считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.

Толерантный человек – хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

 Решение проблемных ситуаций. Работа к микрогруппах.

     -Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

(нет, ссоримся…)

 -Все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

- Предлагаю вам ситуации. Как бы вы поступили в том или ином случае?

Расскажите, как можно решить проблему мирным путем.

Ситуации.

1) В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!»

-Ваши действия.

2)Вы играете игрушкой, а сестра (брат, одноклассник) забирают её

у вас, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

- Как можно избежать драки?

Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

3)Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?

4)Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

Обобщающая беседа.

Золотое правило поможет вам жить в мире.

-Прочитайте его «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.»

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

-Наше путешествие подошло к концу.

Рефлексия.

-Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор. А что же для этого нужно?

-Сейчас проведем творческую работу. Украсим «Дерево толерантности».

«Я раздам вам бумажные руки, двух цветов. Желтый цвет укажет на то, что вам было интересно и нам стоит продолжать проводить встречи на тему Толерантности и уважительного отношения друг к другу в классе. Белый цвет означает, что наш класс уже толерантный и мы больше не вернемся к этой теме. Напишете на ладошке, что по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными (царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани).

-Прочитайте, что вы написали на листочках, приклейте их на дерево.

Подведение итогов.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу слова известного героя - терпеливого и добрейшего кота Леопольда

"Ребята, давайте жить дружно!".

Если вам понравилась наша работа на уроке, то похлопайте.

Классный час окончен. Надеюсь, что он не прошёл для вас даром. Будьте добры друг другу. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Презентация "Путешествие по стране толерантности".

Презентация "Путешествие по стране толерантности"....

Классный час "Путешествие в страну Толерантности"

Познакомить детей с понятием "Толерантность".Научить устанавливать отношения на доброжелательной, толерантной основе и показать что важным в отношениях между людьми является умение общаться....

Путешествие в страну толерантности

Познавательно – игровая программа«Путешествие в страну толерантности»Содружество трёх школ «СТС» (содружество толерантных соседей...

Путешествие в страну Толерантности

Путешествие в страну Толерантности...

Путешествие по стране Толерантности

laquo;Путешествие по стране Толерантности»Подготовила и провела Усачева Богдана БогдановнаВоспитатель отделения социального приюта.Цель:формирование у детей толерантности мышления, уважен...