Классный час "Человек и природа"
классный час (5, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа.
Гостиная « Человек и природа »
Гостиная «Человек и природа».
Цели: 1) показать важность экологических проблем;
2) прививать любовь к природе, чувство бережного отношения к
ней;
3) развивать познавательный интерес учащихся;
4) воспитывать чувство прекрасного у учащихся.
Оборудование: репродукции пейзажей русских художников, фотографии с видами природы, садовых цветов, аудиозаписи ( «Как упоительны в Рос- сии вечера», «Букет», «Вальс цветов», «Полевые цветы»)
Ход мероприятия.
- Звучит музыка ( «Как упоительны в России вечера» ).
Учитель: Русская природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. А.И. Герцен писал: «Наши бесконеч- ные луга, покрытые ровной зеленью, успокоительно хороши, в нашей стелющейся природе что-то мирное, доверчивое, раскрытое… Что-то такое, что поётся в русской песне, что кровно отзывается в русском сердце».
Все мы знаем, что у человека нет более верного союзника, защит- ника, друга, чем Земля. Чувство сыновней преданности к матушке-земле передавалось из поколения в поколение. И уж какими только словами наши предки её ни величали! Она для них и вечная, и святая, и род- ная, и кормилица была. Сколько народу полегло, чтобы защитить эту землю! Ведь она всегда была опорой для человека. А мы? Смогли ли мы сохранить и защитить нашу землю?
Сегодня мы поговорим о природе, о том, что она даёт человеку, и о том, чем человек ей за это платит. Как вы думаете, в каком состоянии сегодня природа? ( учащиеся высказываются по данному вопросу)
- «Факты обвиняют».
- Ещё вчера на Земле была чистая вода, а сегодня промышлен- ные отходы отравили её.
- Ещё вчера на Земле было уникальнейшее Аральское море, а сегодня на его месте болото.
- Мы давно уже не дышим чистым воздухом.
- Исчезли многие виды животных и растений.
- Повсеместно вырубаются леса.
Какие ещё факты вы можете привести? ( учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными по материалам СМИ, личным наблю- дениям)
Почему же так произошло? (Люди забыли законы природы, забыли заветы предков, стали равнодушными, перестали быть добрыми и отзывчивыми, перестали быть хозяевами)
Да, мы перестали любить природу, забыв, что у нас с ней одна судьба. В состоянии ли мы спасти природу, сохранить её для будущих поколений? Мы обязаны это сделать. А для этого, во-первых, природу нужно знать. И сейчас мы проверим свои знания, ответив на вопросы викторины.
- Викторина.
- Какое растение даёт лучший мёд? (липа)
- Где у кузнечика ухо? (на ноге)
- Что делает зимой ёж? (спит)
- У кого осенью детёныши родятся? (у зайцев)
- Когда цветёт папоротник? (никогда)
- Бывают ли хищные растения? (росянка, пузырчатка)
- Какая рыба вьёт гнёзда? (колюшка)
- Какие звери летают? (белка-летяга, летучие мыши)
- Какие съедобные грибы появляются первыми? (сморчки, строчки)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Какие животные строят дом на реке? (бобры)
- Из древесины какого дерева делают спички? (осина)
- Почему ночные цветки белые? (они лучше заметны насекомым-опылителям)
- Что можно использовать в лесу для заварки чая? (листья земляники, малины, смородины)
- Птица, которая ночью охотится, а днём отсыпается? (сова)
- Веками наши предки наблюдали за природой, замечали определён- ные закономерности, что потом нашло своё отражение в приметах. Знаете ли вы какие-нибудь приметы? Попробуйте сейчас вспом- нить некоторые из них.
Игра «Живые барометры» (учитель произносит начало приметы, ученики говорят, к чему это).
- Утром туман стелется по воде… (к хорошей погоде)
- Много комаров… (к урожаю ягод)
- Много желудей на дубу… (к тёплой зиме и плодородному лету)
- Солнце садится в облако… (следующий день будет ненастным)
- Роса выпадет на траву… (к хорошей погоде)
- Лягушки расквакались… (к дождю)
- Ясные дни в рождественский пост… (к хорошему урожаю)
- Звучит музыка («Букет»).
Да, ребята, на земле произрастают десятки тысяч видов растений, но у людей особое, благоговейное отношение к цветам. Цветы сопровождают человека от рождения до смерти. Они – символ любви и воспоминаний, уважения и признательности. Не случайно многих поэтов они вдохновили на великолепные строки. Прочи- таем некоторые из них. (Учащиеся вытягивают карточки с напеча- танными строками и читают их)
- О, первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
А. Фет.
- Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня, тёмно-голубые?
А. Толстой.
- Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь Иван-да-Марья, одуванчик там,
Жёлтенькие звёзды всюду по лугам.
В. Брюсов.
- Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо – замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат, и счастье, и покой.
А. Ахматова.
- Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвём на лужайке у тихой реки.
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
В. Рождественский.
- Много интересного и таинственного содержат в себе легенды о цветах. Познакомимся с ними. (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают легенды)
- В анютины глазки Зевс превратил любопытных людей, которые будто бы подсматривали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась.
- По преданию, богиня Диана убила пастушка за то, что он своей игрой на рожке распугал дичь и помешал ей охотиться. Однако потом она почувствовала угрызения совести. Чтобы хоть как-то загладить вину, Диана попросила вырастить на месте гибели юноши красивый цветок. Так появилась алая гвоздика.
- Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.
- Лилия получила своё название от древнегальского слова «ли-ли», что значит «белый – белый». По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси белая лилия считалась символом чистоты. Её дарили невестам.
- Красивы, безусловно, цветы, великолепны окружающие нас пейзажи. Нужно только быть немного внимательнее, чуть-чуть любознательнее, и красота природы откроется нам. А, познав эту красоту, мы вряд ли захотим её разрушить. Посмотрите на картины известных художников, рассмотрите фотографии, на которых изображены родные для нас места, и я думаю, что вы со мной согласитесь. (Звучит песня «Полевые цветы», ученики рас- сматривают репродукции, фотографии, делятся впечатлениями)
- Звучит «Вальс цветов» (на его фоне учитель завершает классный час).
Чувство природы – это самое богатое чувство. Плохо, что у многих оно совершенно отсутствует. А ведь оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, зелёным лугом и звёздным небом, родным колодцем и отчим домом. И если мы сейчас это не осознаем, то жить нашим потомкам будет просто негде. Человечеству уже давно пора задуматься о будущем, прислушаться к словам В. Фёдорова и неуклонно им следовать:
Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы и ввести
Непогрешимый культ природы.
Литература.
- Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. / Сост. Л. И. Трепетунова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Нестандартные формы внеклассной работы./ Сост. Н. М. Скоркина – Волгоград : Учитель, 2001.
- Уроки знаний. Классные часы./ Сост. Н. А. Касаткина – Волгоград: Учитель, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мир природы"
Классный час по теме "Мир природы" .Это экологическая игра для учащихся 5-6 классов. Много вопросов связано с природой Пермского края. Все ответы на вопросы работают по гиперссыллкам....
Классный час "Береги природу!".
На этом мероприятии учащиеся знакомятся с историей создания Красной книги Краснодарского края. знакомятся с историей освоения Кубанской земли. Какие животные обитали на Кубани более 500 лет тому назад...
классный час "берегите природу"
Классный час для 5-6 классов на тему экологического воспитания "Берегите природу\'...
Классный час "Берегите природу!"
Данный материал предназначен для проведения классных часов в 6-9-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Классный час "Беречь природу - значит беречь Родину"
Классный час для ребят 12-14 лет. Цели:- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;- формировать негативную оценку безответственному отношению к природе;- побуж...
презентация к классному часу "Беречь природу-значит беречь Родину"
презентация содержит иллюстративный материал, задания парам, высказывания....
классный час "Сохраним природу"
классный час посвящен проблемам экологии и решению этих проблем...