Родительский всеобуч
статья

Формирование и развитие читательской компетентности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_vseobuch.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч

«Формирование и развитие читательской компетентности».

Цель:

- помощь родителям в развитии у детей любви к чтению, к учебе;

        Здравствуйте, уважаемые родители. Вашему вниманию я хочу представить родительский всеобуч, который назвала строфой из стихотворения В.Маяковского: «Послушайте!» Помните, что дальше?

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Чтение литературы призвано зажигать детские души стремлением постичь прекрасное, постичь слово. Как же это сделать? Как не потерять светящиеся глаза ребенка и его душу, жаждущую познания? Предлагаю попробовать разобраться вместе.

Уважаемые родители, я принесла на семинар пуанты. Как вы думаете, почему? Что они могут означать? Конечно, это символ, образ. Это и прекрасное, это и искусство, это и сотрудничество, и, конечно, труд. Но труд должен не гнуть человека к земле, а помогать ему парить. Как этого достичь?

Концепция своременного образования ставит перед каждым из нас задачу формировать «целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самстоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих качество современного образования». Современный школьник должен получить не только знания, но и умения применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. Но, к сожалению, достичь этого очень сложно, так как у учащихся снижена мотивация к изучению литературы.

        В 2012 году в нашей школе была проведена диагностика читательской грамотности учащихся по методике PIRLS,PISA. Способность человека понимать тексты, размышлять о них, то есть заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,расширять свои возможности высоко ценится в современном обществе.Эту способность часто называют «читательской грамотностью». Результат диагностики  показал  низкую культуру работы с текстом.

Требования к учащимся                                                Не умеют        

Понимать текст                                                        не проводят глубокий

Интерпретировать информацию                                анализ, не могут

Оценивать информацию                                        интерпретировать и оценивать                                                                        информацию.

Таким образом, возникает проблема: современное образование, федеральные государтсвенные стандарты        требуют развития информационной компетентности, а у большинства школьников снижена культура работы с текстом, не сформированы читательские умения.

        Как разрешить эту проблему? На мой взгляд, помогает снять эти противоречия технология развития критического мышления через чтение и письмо. Почему? ТКМЧП

- позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем;

- помогает определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;

- формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, умение прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;

- развивает культуру диалога и совместной деятельности.

                Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. В России технология появилась в 1997 году.  Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской, Игорем Загашевым, Сергеем Заир-Беком

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

                Я предлагаю вашему вниманию фрагмент урока, выполненного в данной технологии.        

  •   Что показалось вам интересным?
  •  Какие плюсы подобного начала урока вы увидели?
  •  Как вы полагаете, что почувствовали дети на этапе урока?
  •  Как может сложиться дальнейший разговор, начатый таким образом?

Такое начало урока ориентировано на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. На этом этапе сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Ребенок ставит перед собой вопросы: «Что я знаю?» по данной проблеме и  «Что я хочу узнать?»

                

ФАЗА ВЫЗОВА

Задачи :

1)  Активизация познавательной деятельности учащихся. 

2) Постановка целей урока.

Методические приемы :

«Кластер»        

«Загадка»        

«Мозговой штурм»или «Корзина идей»        

«Отсроченная догадка»        

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да – нетка»        

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

Следующим этапом урока является стадия осмысления. Я предлагаю вам посмотреть еще один фрагмент.

Для чего служит стадия осмысления?

Что происходит на этом этапе урока?

Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления.

Главными задачами  являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой.

Методические приемы:

«Зигзаг»

«Инсерт или «Чтение с пометами»        

«Дерево предсказаний»        

«Круги по воде»        

«Чтение с остановками»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Метод «Думательных шляп»

«Кластер»

«Двухчастный дневник»

«Бортовой журнал»

«Ромашка Блума»

«Фишбоун» (рыбный скелет)

«Взаимоопрос»

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Методические приемы :

«Синквейн»

«Письмо к учителю»

«Пятиминутное эссе»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Единство технологии.

        В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  1. Фаза вызова.  Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. На этом этапе сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Ребенок ставит перед собой вопросы: «Что я знаю?» по данной проблеме и  «Что я хочу узнать?»
  2. Фаза осмысления.Главными задачами  являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой.
  3. Фаза рефлексии. «Все может протечь сквозь пальцы, если не рефлексировать». Стадия рефлексии направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

        Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.

        Эффективность приеменения данной технологии на уроках литературы подтверждается диагностикой читательской грамотности по методике PIRLS,PISA.

год

вычитывание

интерпретация

оценка

2012

78%

46,4%

52,2%

2014

88%

69%

67%

2016

 «Зажигать звезды» на уроках очень важно, сохранить у ребенка желание учиться, думать, рассуждать – это и есть задача учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч. Серия лекций: «Подростковый возраст – это не смертельно!»

Цели проведения данного лектория:1.Психолого-педагогическое просвещение родителей о подростковом возрасте.2.Осмысленный подход родителей к воспитанию своих детей.3.Достижение позитивных перемен ...

Родительский всеобуч

План родительского всеобуча....

Родительский всеобуч

Что несет человеку любовь? Что несет любовь человечеству? Моя любовь без дна, а доброта – Как ширь морская. Чем больше трачу, Тем становлюсь безбрежней и богаче.(В. Шекспир...

Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия"

Тема:                    « Сквернословие и его последствия»...

Родительский всеобуч "Сквернословие и его последствия

Материал  составлен в виде презентации для родительского всеобуча по теме  "Сквернословие и его последствия"           2...

Родительский всеобуч для родителей 5 - 6 классов Школьная форма: за и против

Родительское собрание для 5-6 классов было проведено, с цельюпознакомить родителей с историей школьной формы, с современными требованиями к школьной форме;  воспитывать у родителей и ученик...