Классный час «Авария на Чернобыльской АЭС»
классный час

 Симонян  Анаит Рафиковна

Рассказать учащимся о чернобыльской трагедии; о подвигах людей в чернобыльской трагедии, способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной деятельности.
Развивать позитивную активную жизненную позицию;
Воспитывать чувство сострадания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avariya_na_chernobylskoy_aes.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

     Авария  на Чернобыльской АЭС»

Цели:
Рассказать учащимся о чернобыльской трагедии; о подвигах людей в чернобыльской трагедии, способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной деятельности.
Развивать позитивную активную жизненную позицию;
Воспитывать чувство сострадания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Родина моя необъятная.
Неба синева неохватная.
Зеленью лесов окруженная,
Чистотою рек напоенная!
Нам дано такое сокровище!
Где на свете встретишь такое же?
С ним душою, сердцем мы связаны,
И его беречь мы обязаны.
Тонкий стебелек, птичку малую –
Все, что красотою нас балует
Море, лес и кустик смородины –
Береги, дружок, свою Родину!

В середине 50-х г. в Советском Союзе появилась новая отрасль народного хозяйства - ядерная энергетика.Одна из атомных станций была возведена в 160 км от Киева на берегу реки Припять около небольшого города Чернобыль. Для работников станции неподалеку построили современный город, который , как и река, получил название Припять. К началу 1984 г. Строительство Чернобыльской АЭС было закончено вошел в строй последний, 4 , энергоблок. А всего два с половиной года спустя именно на этом блоке случилась крупнейшая авария.

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 г в результате взрыва ядерного реактора обрушились некоторые конструкции станции и начался сильный пожар. В результате, многие семьи пострадали и потеряли близких и родных людей. Уже спустя час после взрыва радиационная обстановка в Припяти была очевидна. Никаких мер из-за аварийной ситуации предпринято не было: люди не представляли, что делать. Согласно инструкциям и приказам, существующим уже 25 лет, решение об эвакуации населения из пораженной зоны обязаны были принимать местные власти. Ко времени прибытия Правительственной комиссии уже можно было эвакуировать всех жителей Припяти, причем даже пешком. Но никто не решился взять на себя такую ответственность. С утра, 26 апреля, все дороги Чернобыля были залиты водой и непонятным белым раствором, всё было белым, все обочины. В город было стянуто множество милиционеров. Но они ничего не делали — просто расположились у объектов: почты, дворца культуры. Везде гуляли люди, маленькие дети, стояла сильная жара, люди ехали на пляж, на дачи, на рыбалку, отдыхали на речке у охлаждающего пруда - искусственного водохранилища близ АЭС.

Сегодня исполняется 30 лет со дня трагических событий на Чернобыльской АЭС. Первая рукотворная глобальная катастрофа до сих пор остается одним из фактов мировой политики. Чернобыль изменил отношение людей к прогрессу как к благу. Впервые после упоения и восторга и поклонения природы произошедшая трагедия заставила думать об окружающей среде не как об абстракции, не как о вечном неисчерпаемом богатстве, а как о хрупком, нежном, целесообразном и гармоничном мире, который можно легко разрушить и уже никогда не восстановить. Глобальность Чернобыльской катастрофы определяется и тем, что даже мировое сообщество экономически не в состоянии ликвидировать последствия этой трагедии. Только благодаря патриотизму и самоотверженности участников ликвидации последствий чернобыльской аварии был изолирован очаг радиационного заражения ценой их собственной жизни и здоровья.

Простые добрые ребята,

Их тысячи и их не счесть.

Они здесь потому, что надо!

Чернобыль – совесть их и честь!

2. Сообщение о пожарниках, которые первые прибыли на АЭС.

Говорят, что у нас нет людей, способных на подвиг, а оказывается, что они живут рядом с нами и беда называет их имена…

Их было 28 пожарников Чернобыля, которые приняли в ночь с 25 на 26 апреля 1986г первый, самый жестокий удар на 4 блоке атомной станции. Сегодня мы их называем “шеренгой № 1”. Никто из этой шеренги не отступил перед лицом опасности. И каждый достоин того, чтобы о нем написали книгу. Но сегодня мы узнаем только некоторых.

Ученики зажигают свечи, играет тихая музыка.

1-й ученик. Кибенок Виктор Михайлович. Из личного дела."Начальник караула. СВПИ – 6 по охране г. Припяти; лейтенант, 1963 года рождения. С детства мечтал стать пожарником, как его дед и отец. По характеру- добрый , честный, за то его любили и уважали в части. В свободное время занимался спортом, создал кружок художественной самодеятельности." Через две недели после аварии 23-летний красивый парень, офицер Виктор Кибенок, умер в Московской больнице. Так и не увидел молодой отец своего первенца, какого родила ему жена Татьяна. Теперь о Викторе и его друзьях говорят: был. Был добрым, честным, смелым, любил семью, много шутил. Его любимая поговорка: “Держитесь ближе к жизни, ребята”.

2-й ученик. Правик Владимир Павлович. Неполных 24. Неполная жизнь, неполная семья без него. Как мало, как больно думать, чувствовать, что не исполнилось, что не сделалось, а только думалось и только снилось. Все за нас он отдал, все, что имел, что нажил, все, чем жил, как огнем горел. Все за нас отдал. За братское, за сестринское, отцовское, материнское, за рукотворное, природное, сущее и за наше грядущее. Из личного дела: "Начальник караула ВПЧ – 2 по охране Чернобыльской АЭС г. Припяти, лейтенант Правик Владимир Павлович, 1962 года рождения. Родился и жил в Чернобыле, украинец, 4 года возглавлял караул".

3-й ученик. Хочу рассказать небольшой случай, который произошел с лейтенантом в этот день. Несмотря на привычный ритм дежурства, какое-то предчувствие мучило Правика. Факт, есть факт, эта тревога вошла в его душу. Второй раз в жизни он ушел в “самоволку”, правда, на несколько минут. “Возьму грех на душу, повидаю дочь”.

— Что случилось? — Надя испуганно кинулась ему на встречу.

— У меня всего полминуты. Как Наташка?

Правик быстро подошел к кроватке дочери.

— Да нет же, все в порядке, я ее уже выкупала, накормила. Что с тобой, Правик?

— Я очень люблю тебя, слышишь!

Володя внимательно посмотрел на нее, обнял и быстро вышел, но вдруг вернулся и спросил:

— Где наш магнитофон? Запишу что-нибудь к празднику. А заодно — и свой голос.

— Не гори, Правик…

— Не буду.

Всего несколько минут заняла стремительная поездка. Простим их ему. Как знать, может быть она придала ему крупинку того мужества, с каким он через несколько часов пойдет в атаку. Магнитофон затерялся в суматохе аварии! Как знать, может быть, где-то лежит и сейчас пленка с его голосом?

4-й ученик. Владимир сформулировал свое понимание подвига: “Жить на пределе – значит жить всерьез”. Жить и бороться за пределом возможного – это, наверное, и есть подвиг. Всего три слова – “иду в разведку”. Но они поделили жизнь этого парня надвое. Он шагнул за барьер, за предел, откуда простая человеческая судьба берет новое начало – бессмертие.

Предстояло преодолеть 70 метров. Он, как никто другой, в эту минуту понимал, что необходимо предельно точно уяснить, что же произошло. О себе речь не шла: “Свою дозу я уже взял”, но если реактор разрушен, то надо, чтобы об этом знали те, кто внизу. Увидев мерцающие осколки, вокруг которых пузырился и тек битум, Правик понял – графит. Радиоактивный, раскаленный. Правик заглянул в разлом. Оттуда исходило зловещее зеленоватое свечение.

Специалисты утверждают, что на кончике зажженной сигареты температура около 800 градусов, но лишь в крошечном эпицентре огонька, а следы от ожога сигаретой не сходят иной раз всю жизнь. А теперь представьте, что значит взять в руки огнедышащий осколок графита, температура которого превышала 1200 градусов! И не просто взять в руки, а поднести к краю здания, сбросить с крыши. Что думал в эти мгновения Правик? Об этом мы никогда не узнаем. Но известно точно: он наклонился и выдернул из вязкого, пузырящегося битума первый осколок…второй… Вот они, мгновенья подвига.

5-й ученик. Десятого мая Володя еще жил, но к вечеру ему стало хуже. Мама вдруг услышала: “Прощаемся, мама”. Он уходил с таким же достоинством, с каким прожил ее. Ни стона, ни крика. Спустя год на Митинское кладбище приедет весь его караул. Утро будет неожиданно холодным и ветреным. Сотни людей придут к его могиле, к могилам Кибенок, Игнатенко, Ващука, Тишуры, Титенко. И все увидят, как маленькая девочка, лет 4-х, выйдет из молчаливого кольца людей и положит на его могилу крохотный букетик.

6-й ученик. Письмо Володи Правика жене. “Здравствуйте, мои дорогие, хорошие Наденька и Наташка! С большим приветом к вам ваш курортник и лодырь. Это потому что я отлыниваю от воспитания нашей дочери-крошки. Живу я хорошо. Поселили нас в институте – клинике для осмотра. Здесь все, кто был тогда, так что мне весело, ведь мой караул весь при мне. Ходим, гуляем, по вечерам любуемся вечерней Москвой. Одно плохо, что любоваться приходится из окна. И, наверное, месяца на полтора, два. Надя, ты читаешь это письмо и плачешь. Не надо, утри слезки. Все обошлось хорошо. Мы еще до ста лет доживем. И дочурка наша ненаглядная нас перерастет раза в три. Я по вам очень соскучился. Закрою глаза и вижу Надю с Наташей. Сейчас у меня здесь мама, примчалась. Она вам сообщит, как я себя чувствую. А чувствую я себя хорошо. На этом буду заканчивать. Не волнуйтесь. Ждите с победой. Надя, береги дочурку. Крепко обнимаю, целую. Твой навеки Володя.

3. Чтение стихотворения.

1-й ученик:

Как тревожен закат! 
Как печальна земля! 
На могилах ребят не шумят тополя –
На могилах холодный суровый гранит
Справа лес подмосковный уныло стоит.
Это наша беда, а не наша вина!
Нашу боль не залечит и время.
А над Митинским полем кричит тишина:
“Здесь лежит опаленное племя”.

2-й ученик:

Перед памятью павших, перед совестью нашей,
Перед этой землей мы честны,
Нам весь век будут сниться по усталым больницам
В респираторах лица - невеселые сны…

3-й ученик:

На могильной плите – алой кровью цветок, 
Был в сплошной темноте – враг незрим и жесток. 
Две шеренги застыли, не движется строй.
Вот такими, как были, вы и приняли бой.
Перед памятью павших, перед совестью нашей, 
Перед нашей землей мы честны.
Нам весь век будут сниться 
По усталым больницам
В респираторах лица – невеселые сны.

4 Минута молчания.

5. Учащиеся рассказывают истории детей, переживших чернобыльскую трагедию.

Самое страшное то, что эта трагедия еще не закончилась, и от нее страдают дети. Они знают, что в любой момент могут умереть, знают причину своей болезни. Вот, что они говорят:

1-й ученик. Пришла мама. Вчера она повесила в палате икону. Что-то шепчет там в углу. Они все молчат: профессор, врачи, медсестры. Думают, что я не подозреваю… Не догадываюсь, что скоро умру. У меня был друг. Его звали Андрей. Ему сделали две операции и отправили домой. Ждала третья операция… Он повесился на своем ремешке… в пустом классе, когда все сорвались на урок физкультуры. Врачи запретили ему бегать, прыгать. Юля, Катя, Вадим, Оксана, Олег, а теперь – Андрей…   “Мы умрем, и станем наукой”, - так думала Катя. “Мы умрем, нас забудут”, - так думал Андрей. “Мы умрем…”, - плакала Юля.  Для меня теперь небо живое, когда я на него смотрю…Они там…

2-й ученик. Я слышал… Взрослые шептались… Бабушка плакала… С моего года рождения (с 86-го) ни мальчиков, ни девочек в нашей деревне нет. Я – один. Врачи не разрешали меня рожать. А мама сбежала из больницы и спряталась у бабушки. И я дома у бабушки родился. Я все это подслушал…

3-й ученик. За нами приехали солдаты на машинах. Я подумала, что началась война. Помню, как солдат гонялся за кошкой… На кошке дозиметр работал, как автомат: щелк, щелк… За ней – мальчик и девочка. Это их кошка. Мальчик ничего, а девочка кричала: “Не отдам!.. бегала и кричала: “Миленькая, удирай!” А солдат с большим целлофановым мешком.

4-й ученик. Я лежала в больнице. Мне было так больно. Я просила маму: “Мамочка, я не могу терпеть, лучше убей меня!”

По данным Союза «Чернобыль» России из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидами стали почти 90 тысяч человек (57 тысячам инвалидность связанна с ЧАЭС), ушло из жизни около 30 тысяч ликвидаторов и только 6-ти тысячам смерть связали с радиационным воздействием, кроме того, более 1,5 млн. человек проживает в загрязненных радионуклидами территориях, каждый четвертый из них – ребенок. Несмотря на отдаленный период после Чернобыльской катастрофы, ее негативные последствия и в наши дни дают о себе знать.

В этот день мы скорбим по умершим, сострадаем всем, кому пришлось пережить эту трагедию. Благодарим участников ликвидации последствий чернобыльской аварии. Они проявили мужество и героизм, предотвратили дальнейшее распространение радиации.

Чернобыль навсегда останется символом большого человеческого горя.
"Последствия Чернобыльской радиационной катастрофы еще не преодолены до конца..

25 апреля 1986 года навсегда останется в человеческих сердцах как день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, как день благодарности людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности, как напоминание об ответственности человечества за судьбу планеты.

6.Итог урока

* Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?
* Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?
* Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?
* Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?
* Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.

Чернобыль, Чернобыль!
Сколько бед ты принёс...
Чернобыль, Чернобыль!
Сколько жизней унёс...
Все слёзы высохли давно,
И на душе моей темно.

Чернобыль погрузился в страшный сон,
Хранит он тишь трагических времён...
Куда ни глянь - всё пустота,
Как будто здесь прошла война!

Слёзы скорби на глазах,
С состраданьем на сердцах!
Рана тела и души,
Не заживёт в Чернобыльской глуши.

Жертвы с болью отстояли,
Когда город свой родной спасали.
Платили самой дорогой ценой....
За них переживали всей страной!

Хоть говорят, беда уж позади - костёр погас,
Но горечь тех утрат, потерь всегда в душе у нас.
Всем пострадавшим память вечная в сердцах...
Поклон всем тем, кто пережил тот трудный час,
Кто справился с ударами судьбы,
Смог сил и мужества в себе найти!

Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Авария на ЧАЭС"

Классный час посвящен 25 годовщине аварии на Чернобыльской АЭС....

Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС

Содержание  К началу 88 г. в мире существовало 417 атомных реакторов и 120 ещё строилось. Вклад АЭС в выработку энергии в некоторых странах составил для Франции – 70%, Бельгии – 66%, Ю...

Внеклассное мероприятие на тему:"Авария на Чернобыльской АЭС"

Внеклассное мероприятие на тему:"Авария на Чернобыльской АЭС" содержит статистические данные и материалы, отражающие всю суть события общественно- политического значения....

Буклет "Чернобыльская авария - 28 лет спустя"

"Чернобыльская авария - 28 лет спустя"...

Презентация "Авария на Чернобыльской АЭС"

Презентацию рекомендуется продемонстрировать  на уроке или внеклассном мероприятии в конце апреля, что совпадает с годовщиной трагедии в ЧернобылеЦель:1. Рассмотрение проблемы использования атома...

Внеклассное мероприятие, посвящённое аварии на Чернобыльской АЭС "Безумству храбрых поём мы песню"

Цели:Рассказать учащимся о трагедии на Чернобыльской АЭС, о подвиге людей - ликвидаторов аварии.Развивать познавательную и творческую активность.Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.Обо...