Воспитательная работа
материал
Предварительный просмотр:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
КАК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Систематическая работа классного руководителя по воспитанию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств, толерантности, создает условия для осознанного поведения учащихся и необходимости принятия норм и правил, признанных в обществе. Для диагностики процесса и результата духовно-нравственного развития личности мной используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Александровой. Она позволяет увидеть уровень сформированности нравственных качеств личности. А уровень воспитанности диагностируется с помощью методики Н.П.Капустина.
Мониторинг уровня воспитанности учащихся за 3 года
Проведенный мониторинг показывает, что уровень воспитанности учащихся повысился. Ученики научились быть ответственными, внимательными, принципиальными, трудолюбивыми, активными. Повысилась культура общения, доброжелательное отношение друг к другу, терпимость, взаимовыручка.
Высокий уровень-наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной и гражданской позиции.
Средний уровень-самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших.
Вывод: уровень воспитанности учащихся класса значительно повысился, что свидетельствует о положительной эффективной работе классного руководителя.
Благоприятный психологический климат в классе.
С целью изучения психологического климата в классе и определения дальнейшего пути развития классного коллектива при поддержке психолога школы проводилось анкетирование учащихся по методике А.Н.Лутошкина. В результате которого определить уровень развития и общую оценку психологического климата, выявить факторы его формирования.
Вопросы анкеты направлены на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом, с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.
На вопросы анкеты отвечали все 27 учащихся.
На вопрос «Нравится ли вам ваш класс?» 92% учащихся однозначно ответили положительно, 8% ответили: «Пожалуй, нравится», а на вопрос «Хотели бы вы перейти в другой класс?» 100% учащихся ответили – «нет». Это, несомненно, характеризует благоприятный психологический климат в классе и доказывает, что благодаря продуманной, целенаправленной деятельности классного руководителя, в классе, на протяжении 3-х лет сформировался дружный коллектив.
Радует, что дружеские взаимоотношения между собой поддерживают 85% учащихся. 70% учащихся оценивают одноклассников как «хорошие друзья», 30% называют одноклассников «верным другом». В результате опроса выяснилось, что общественные поручения ребятам нравятся. Они рады участвовать в жизни класса.
Вывод: психологический климат в классе высокий, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу, поддерживают друг друга вне школы и во время школьных дел, что свидетельствует о высокой эффективности работы классного руководителя.
Уровень развития ученического самоуправления в классе.
Ученическое самоуправление – это форма организации коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решений, реализации поставленных задач для достижения общественно-значимых целей.
Самоуправление в классе помогает ребятам почувствовать весь спектр социальных взаимоотношений, сформировать личностную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских качеств.
По «методике определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» уровень развития самоуправления в 3Б классе высокий. Были определены наиболее характерные для класса утверждения: «считаю, что мои одноклассники способны к объективным самостоятельным действиям», «считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к своим поручениям», «мы стремимся к тому, чтобы школа была лучшей в городе».
Следовательно, данные характеристики наиболее выражены в классе.
Самоуправление может развиваться во всех видах деятельности учащихся. А быстрее всего там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. Педагогической целью ученического самоуправления является демократизация жизни класса и формирование готовности к участию в управлении обществом.
Процесс развития ученического самоуправления предполагает последовательную смену состояний, которые обеспечивают перевод класса из управляемой системы в самоуправляемую.
Высокий уровень самоуправления в классе обеспечивается ребятами с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе. В классе ценится тяга к знаниям, ребятам нравится хорошо учиться, быть успешными. В классе из 27 учащихся отличников - 6, хорошистов - 19 человек.
В классе сложились свои традиции: круглый стол «По тропинкам воскресных прогулок», где ребята рассказывают об интересных событиях, произошедших в выходной день на прогулке, в театре и т.д. Значимым являются для ребят премьеры в классном «Театре Вирявы», где ребята играют, используя кукол-мордовочек, сшитых своими руками, вживаются в образы героев мордовских сказок и сказок собственного сочинения. Роли артист-зритель понятны всем. Детям понравились арт-технологии! Сказочный мир никого не оставляет равнодушным.
Очень нравится моим ученикам выступать на школьных конкурсах агитбригад. Не забывают ребята и эпистолярный жанр. Сложилась добрая традиция писать письма на конкурс «Лучший урок письма», где мои ученики трижды становились призерами регионального этапа.
Вывод: уровень развития ученического самоуправления в классе высокий, соблюдаются традиции демократического отношения учащихся друг к другу.
Воспитательная программа
«Этнокультурное воспитание младшего школьника
с помощью арт-технологий»
Целью своей воспитательной программы «Этнокультурное воспитание младшего школьника с помощью арт-технологий» считаю обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Визуальные арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в человеке стремление к изучению мира, развить творческие способности, являясь одной из технологий повышающей качество воспитательного процесса.
В условиях внеурочной деятельности дети должны развивать свои потенциальные способности. Педагогические технологии направлены на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Здесь учитывается эмоциональный аспект обучения, пробуждение интереса к изучаемой теме, создание доверительной атмосферы сотрудничества, которая позволяет учащимся с как можно шире использовать свой потенциал. Во внеурочной деятельности нужно воспитывать и развивать кругозор учащихся на основе национальной культуры. Поставив перед собой цель, учитель сможет реализовать ее, используя арт-технологии. Дидактическая задача будет состоять в том, чтобы обеспечить мотивацию. Собственный опыт позволяет доказать это. Познакомившись с мордовскими сказками, песнями, узорами, вышивкой, национальным костюмом и начав изучать мордовский язык, ученики моего класса с удовольствием изготавливали уменьшенную модель мордовского костюма. Далее выполняется работа по изготовлению куклы, которая может стать собеседником, представителем народной культуры, героем одной из сказок и сказителем. А сказки уже сочиняются детьми! Похожих костюмов и кукол не будет, как и сказочных историй, от лица каждой куклы. У детей есть возможность самовыражения! Этнопедагогический подход к воспитанию просто необходим.
Деятельность, протекающая в творческом ракурсе, не забывается, а попадает в «активный» багаж знаний, становясь пережитым опытом, а не сухой теорией. Такие креативные занятия способствуют не просто активному совершенствованию знаний учеников, но и поддержанию постоянного интереса к дальнейшему обучению. Искусство определяет развивающую функцию воспитания.
При включении арт-технологий в воспитание достигается значительный педагогический эффект.
Класс | Тема года | Задачи на учебный год |
1класс | Сосуществование избыточности и лаконизма в детском творчестве | 1.Развитие творческих задатков у детей. 2.Расширение и углубление познавательной активности. 3. Художественная деятельность. 4.Формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей. |
2 класс | Эмоциональное восприятие мордовских песен и сказок. | 1. Повышение собственной самооценки, возрастание самосознания. 2. Развитие эмоционально-нравственных качеств. 3.Вовлечение детей в процесс художественного творчества. |
3 класс | Личностные связи с народным творчеством через фантазию. | 1.Проявление способности выражать эмоции. 2.Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности к своей Родине, народу и истории, и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества. 3.Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; |
4 класс | Коллективное творчество через игру | 1.Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. 2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 3.Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой. |
Воспитательная работа, построенная на основе арт-технологии, это свобода в системе ограничений, которая позволяет импровизировать, выдумывать, играть, музицировать, изготавливать продукт творчества. Это могут быть театрализованные уроки, классные часы, занятия в рамках диалога культур, путешествия, предметного рисования, игры на музыкальных инструментах. Например, ученики моего класса третий год играют на ложках. Ансамбль ложкарей выступал на многих концертах.
Методы воспитания | Функции метода | Формы реализации |
Приобщение к творчеству | Искусство помогает осознанно быть добрым | Художественное развитие через ассоциативное мышление; художественная интуиция как необходимость в творчестве |
Метод увлеченности | Личностное развитие учащихся | Создание ситуации увлеченности, успеха, слияние личного опыта с опытом историческим |
Нравственно-этическая ориентация | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Сотрудничество в парах, группах на доброжелательности и доверии |
Сказкотерапия | Смысл сказки воспринимается на сознательном и подсознательном уровнях, направлен на нравственное воспитание личности, обращенное к своему жизненному опыту | Эмоциональная разгрузка учащихся после уроков, создание психологически комфортного климата на занятиях, классных часах. Благоприятная коммуникативная атмосфера настраивает на создание своей накопительной истории «кейс жизненных ситуаций» |
Вывод: наряду с традиционными формами и методами в воспитательной работе применяются инновационные технологии. Главная задача-формирование нравственной культуры, развитие литературно-художественной деятельности, приобщение к национальной культуре, использование в современной жизни знаний национальных традиций мордовского народа посредством личного творчества через арт-технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе Ельниковского муниципального района "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
Доклад "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"...
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...
доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"
Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....
Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.
План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....
Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы Советника директора по воспитательной работе и классного руководителя.
выступление на семинаре классных руководителей...