Классный час "ГИА - это не страшно"
план-конспект занятия (9 класс)

сценарий классного часа для 9 классов по теме: "ГИА - это не страшно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_gia_eto_nestrashno.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа в 9 классе по теме:

 «ГИА- это не страшно!»

 Цель: Активизация сильных сторон личности старшеклассника, формирование адекватного мнения о ГИА, снижению стресса в экзаменационный период через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара

Задачи:

1. Формирование адекватного реалистичного мнения о ГИА.

2. Помощь в выработке стратегии подготовки и поведении на экзамене.

3. Помощь в преодолении психологического барьера, мешающего успешной сдаче ГИА

4. Познакомить выпускников с процедурой и содержанием апелляции на ГИА;

Оборудование:

- Мультимедийная презентация, компьютер, проектор;

- чистые листы формата А 4, раздаточный материал для каждой пары «Умеете ли вы следовать инструкции?» тест для каждого «О правилах и процедуре проведения ГИА»,

- набор листочков из цветной бумаги 4-х цветов для каждой группы,

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Методы и приемы: прием «Ассоциация», прием «Расшифровка», прием «Синквейн», методы: мозговой штурм, работа в парах и в группе, самотестирование учащихся.

Ход классного часа:

1.Вступление учителя.

 Что такое ГИА? Занятие лучше начать приемом «Ассоциация». Этот прием поможет учащимся настроиться на обсуждаемую тему. Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ГИА» и написать любую ассоциацию на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.

 Задание: 1. ГИА- …(напишите 10 ассоциаций). (время 5 минут) Далее учитель записывает на доске все ответы учащихся. 2. Знаками «+» или «-» обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх»- это «минус», «боюсь»- «минус» и т.д. 3. Подсчитайте количество «+» и «-«.

Сделайте вывод, какие эмоции вызывает у вас предстоящий экзамен.

Вывод: У многих учащихся слово «ГИА» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов. Чаще всего ГИА вызывает негативные эмоции учащихся и их родителей. С ГИА ассоциируется тревога, страх и гнев. Дети говорят о том, что ГИА сдать невозможно, родители – переживают за психологическое состояние детей и результаты. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.

Предлагает учащимся выполнить тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?» . Рекомендуется подчеркнуть, что это популярный тест и его результаты не имеют научного характера.

Инструкция.

В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их. Утверждение Часто Редко Никогда

  1. Я чувствую себя счастливым 0 1 2 2. Я сам могу сделать себя счастливым 0 1 2 3. Меня охватывает чувство безнадежности 2 1 0 4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю 0 1 2 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту 0 1 2 6. Я склонен к грусти 2 1 0 7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 2 1 0 8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте 2 1 0 9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0
  2. Ключ к тесту
  3. 0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.
  4. 4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
  5. 8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом. Участники выполняют тест и самостоятельно подсчитывают полученные очки. Ведущий, не предлагая называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий подчеркивает, что результаты психологических тестов всегда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими. После ознакомления с результатами ведущий уточняет, всем ли понятно значение слова «стресс».
  6. Затем участникам предлагаются тренинговые занятия. Где нужно ответить: Какие обстоятельства или события чаще всего вызывают у них стресс? Ведущий предлагает участникам вспомнить подобные ситуации, которые происходили с ними. Следует обсудить чувства человека, оказавшегося в цейтноте -(недостаток времени). Подводя итог обсуждения, ведущий говорит, что, когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать. О чем говорят такие эмоции и состояния? Исследования показали, что нехватка времени является одной из основных причин стресса у школьников. Затем ведущий предлагает участникам подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно их полностью избежать, однако можно попытаться свести к минимуму. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс. Участникам предлагается подумать, чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота. В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п (запись на доске). Можно обсудить: Чем вызвана необходимость режима дня в школе? Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника? Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему? Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)? Участникам раздаются бланки «Моя рабочая неделя». День недели Утро День Вечер На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями (эта работа начинается на занятии, а завершается дома). Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. По окончании работы желающие демонстрируют свои бланки. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать. Ведущий подчеркивает такие варианты предотвращения цейтнота, как: — планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент; — делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия; — не браться за несколько дел одновременно. Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

3. Как можно изменить негативное отношение к ГИА? 

Техника «Расшифровка»: Условие: 1. нельзя использовать слова однокоренные следующим словам, как «единый», «государственный», «экзамен». 2. Разрешается ругаться. 3. Обязательно составить 10 словосочетаний.

 Г И А Учитель пишет все предлагаемые учащимися словосочетания. Задание: 1. По желанию зачитайте полученные словосочетания (несколько для примера) 2. Распределите все 10 словосочетаний по эмоциям: «+»- фраза вызывает положительные эмоции, минус- фраза несет негативные эмоции, «0»- фраза нейтральная. 3. Подсчитайте количество плюсов, минусов, нулей. Выясните, каких эмоций у вас больше? 4. Определите, кем вы являетесь в большей степени:  «оптимист» (больше плюсов),  пессимист (минусы)  «пофигист» (больше нулей),  реалист (если есть все эти знаки). В итоге получается что-то вроде «естественный громкий эксперимент», «ель голубая эндемичная», «едкий гнусныйэкскремент», «евнух грабил Эдуарда», «ехали гости электропоездом».

Слова учителя: Обратите внимание, что количество плюсов стало больше, чем при выполнении первого задания. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы отрицательные эмоции, связанные с ГИА постепенно схлынули и плавно перешли на положительную волну. Это поможет посмотреть на ГИА с другой стороны.

4. Что может мне дать ГИА? (мозговой штурм).

Задание учащимся: Ребята, подумайте , что может лично вам дать ГИА в случае успешной сдачи экзамена? Запишите на листке все возможные варианты. Техника: Очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в ГИА. Поэтому следует провести «мозговой штурм» на тему «Что может мне дать ГИА?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопрос. Учитель должен «погрузить» учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает все, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Вывод учащихся.

5. Умеете ли вы следовать инструкции?

(работа в парах, тестирование) Карточка- задание: Умеете ли вы следовать инструкции? Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.

1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.

3. Обведите ваше имя.

4. Под именем напишите свой адрес.

5. Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.

6. В левом углу нарисуйте 3 треугольника.

7. В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.

8. В нижнем левом углу нарисуйте круг.

 9. Заключите круг в прямоугольник.

10. В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

11.Громко крикните: «Я закончил!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2. Далее следует беседа учителя с учащимися: 1. Что вы можете сказать о поведении ваших друзей при выполнении задания? 2. Как они себя вели? Как проявлялось волнение? Вопросы исполнителям: 1. Что вы чувствовали, когда начали выполнять задание? 2. Почему вы волновались? 3. Как вы себя сейчас чувствуете? 4. Каково было ваше состояние, когда вы узнали, что нужно было сделать только 1 и 2 пункты задания? 5. Что понравилось, что не понравилось? 6. В чем смысл этого упражнения? Вывод учащихся.

6. Что вы знаете о правилах и процедуре проведения ГИА?

Учащимся предлагается распечатка теста, в которой содержатся тесты с выбором ответов на знание правил и процедуре экзамена. Каждый ученик выполняет индивидуально. Далее идет проверка теста по предложенным учителем ответам.

ТЕСТ «О правилах и процедуре проведения ГИА» (Приложение 1). Проверка 7. Как готовиться к экзаменам? (Работа в группах (5-7 минут). Класс нужно разделить на группы, в каждой из них по 4-5 человека. На группу раздают по 4-5 листочка разного цвета, например, зеленого, желтого, красного, синего, черного. Каждый человек в группе выбирает листок любого цвета.

Тема для обсуждения: «Как готовиться к экзаменам!» Задание: 1. Команда работает вместе. 2. Время регламентировано. За временем следит человек с листочком желтого цвета. 3. Человек, у которого синий листок готовиться выступать от имени группы. По команде учителя учащиеся зачитывают и по возможности объясняют все возможные варианты подготовки к экзаменам. Учитель может назначить любого из группы, например, один ответ читает ученик с синим листочком на руках из группы № 1 или с красным листочком из группы № 2 и т.д. В результате такое деление по цветам поможет каждому участнику группы быть активным.

Ш. Стадия «Рефлексия». Прием ―Синквейн

Обмен мнениями. В конце занятия все садятся в круг.

Учитель предлагает ряд вопросов: Понравилось вам занятие?

Что вам запомнилось в большей степени?

Что нового для себя вы узнали?

Была вам эта тема интересна? Почему?

Заключительное слово учителя: Осталось полгода, чтобы выучить то, что пропустили, запомнить важные даты и события. Поднажмите на учебу. Готовьтесь к экзаменам, не пускайте все на самотек и не надейтесь на «авось», ходите на курсы и к репетиторам. Не рассчитывайте на "списать" или "мне помогут" - это не пройдѐт и скачать готовые ответы на ЕГЭ тоже. Экзамен будет будет действительно сложным. Рассчитывайте только на свои силы, больше вам никто здесь не поможет!

Далее идет проверка теста (ответы представлены в презентации) 1. Проверьте ответы. 2. Подсчитайте количество баллов и поставьте себе отметку. Часть А-1 балл отметка «3»- 8-10 баллов Часть В- 2 балла отметка «4» - 12-28 баллов

А 1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?

мобильным телефоном 2. гелевой черной ручкой. 3. тестовым материалом (КИМ).

А 2. На экзамен необходимо принести: 1. Учебник. 2. Паспорт. 3. Персональный компьютер.

А 3. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся: 1. встает в угол. 2. Удаляется с экзамена 3. Платит штраф. А 4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться: 1. к организатору 2. к президенту РФ 3. к другу

 А5. Во избежание ошибок ответ лучше сначала записать номера ответов: 1. На ладони. 2. На полях бланка. 3. На черновике.

 А6. Если в задании группы «В» вместо одного слова нужно написать другое, то старое зачеркивается: 1. одной чертой 2. двумя чертами 3. тремя чертами

А7. После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа: 1. Галочку 2. Звездочку 3. Крестик

А8. При заполнении бланков ответов группы «С» нужно отступать от рамки: 1. 2-3 мм 2. 4-5 мм 3. 10 мм

А9. Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое - либо сомнение, то надо: 1. хлопнуть в ладоши. 2. топнуть ногой 3. поднять руку.

А10. Для подачи апелляции о нарушениях процедуры проведения ГИА необходимо обратиться: 1. к ответственному организатору 2. к дежурному по этажу 3. к министру образованию РФ

В1. Чем нужно заполнять бланк?

В2 Ручкой ка кого цвета нужно заполнять бланк?

В 3. Разрешаются ли исправления в ответе?

В 4. Кто раздает бланки ответов?

В 5. Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

1. Если в задании группы «В» вместо слова нужно записать другое, то старое слово зачеркивается.

2. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово заштриховывается.

3. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.

В 6. Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой:

1. Заполнять бланк нужно на русском языке.

2. Заполнять бланк нужно на иностранном языке.

 3. Заполнять бланк нужно на любом языке.

В7. Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой:

1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.

2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой.

3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.

В8. Запишите пропущенное слово: Если нужно исправить один…. , то новый рисуется поверх старого.

В9. . Запишите пропущенное слово: По окончании экзамена Вы сможете подать … о нарушении процедуры проведения экзамена.

В10.Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле? Спасибо за ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Коррупция в России страшнее стихийного бедствия"

Классный час проводился с учениками 8 класса. К данному классному часу имеется презентация....

Классный час по теме "Коррупция в России страшнее стихийного бедствия"

К данному классному часу имеется презентация. Классный час проводился с учениками 8 класса...

Методическая разработка классного часа "Страшное слово "СПИД"

Материал представляет собой методическую разработку открытого классного часа "Страшное слово "СПИД", основные цели которого - просвещение студентов и формирование здорового образа жизни....

Классный час по профилактике пивного алкоголизма для учащихся 8- х классов по теме: «Мне страшно за тебя»

Цель:1.Привлечь внимание учащихся к проблемам употребления алкоголя.2.Оказать помощь подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, ...

Разработка классного часа о детях Великой Отечественной войны «И помнить страшно, и забыть нельзя»

Классный час  по теме «И помнить страшно, и забыть нельзя» о детях войны.На классный час приглашена Батракова Аза Константиновна – Заслуженный учитель РФ, Почетный  гражданин Кстовского райо...

Классный час «900 долгих и страшных дней блокады Ленинграда»

Развитие чувства патриотизма у ребят, воспитания уважения к истории своей страны....

Классный час "Это не страшно"

Роль классного руководителя при подготовки к ОГЭ...