Родительское собрание на тему «О родительском авторитете»
материал

Бутук Дарья Александровна

Родительское собрание на тему «О родительском авторитете»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu_o_roditelskom_avtoritete.docx50.8 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «О родительском авторитете»

«Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума.» (Иоанн С. Эриугена).

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с методами воспитания детей в семье.

2. Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни, семьи.

Форма проведения собрания: лекция.

Вопросы для обсуждения:

1. Крайности воспитательных систем. Из истории вопроса.

2. Методы воспитания детей в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование учащихся.

2. Подготовка материалов для лекции.

Анкетирование учащихся

Отметьте знаком «+» или « — » данные высказывания:

Я имею право:

- высказывать дома свое мнение;

- участвовать в решениях, которые принимают родители;

- доказывать свою правоту;

- не соглашаться с мнением своих родителей;

- объяснять свои поступки;

- самостоятельно принимать некоторые решения.

Я не имею права:

- говорить неправду;

- уходить куда-либо без разрешения;

- совершать покупки без разрешения родителей;

- иметь свои карманные деньги;

- общаться с тем, с кем я хочу;

- приводить тех, с кем дружу, в свой дом;

- делать что-либо без разрешения родителей.

 

Ход собрания

Классный руководитель: Уважаемые папы и мамы! Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету.

На доске перед вами четыре фразы.

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей:

«Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»

«Можешь делать, что хочешь».

«Мне все равно, что ты делаешь».

«Я хочу понять, почему ты так делаешь».

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета. Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп.

Родители-автократы — властная своевольная личность. Примером проявления авторитета такой личности может быть ситуация, рассказанная мне недавно. Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только с родителями жены. В противном случае молодые должны забыть родительский дом. Вскоре молодожены расстались. Авторитет властности и эгоизма сделал свое дело. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях. Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба может выражаться по-разному: в одних случаях открыто, в других — скрыто. Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж. Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу.

Другая крайность — вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее.

Исторически сложилось так, что поколение сегодняшних родителей действует по схеме родителей послевоенных. Родители 50-х считали своим долгом дать детям все то, чего они сами не имели. Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспитания  вседозволенностью. Эти дети сами стали родителями. Они — порождение лозунга «Все лучшее — детям», который в наши дни нередко сводится лишь к понятию изобилия материального. Родительский гипертрофированный авторитет в этой ситуации может сыграть плохую роль и привести к моральным потерям, которые нельзя восполнить.

Анализ анкет учащихся

Авторитет родителей — это баланс между любовью к детям и ограничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее?

Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.

Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо.

Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия.

Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия.

 

Итог собрания

Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме собрания.

 

Литература для подготовки к собранию

1. Система работы классного руководителя с семьями учащихся. Справочное пособие. Минск, 2000.

2. Рожков М. Н. Классному руководителю. М., 2001.

3. Буркова Н. Е. Работа педагога с группой. Новое воспитание. М., 2001.

 

Собрание №4 на тему «Нравственные уроки моей семьи».

«Нравственность — это разум сердца»

«Нравственность — это склад души, выражающийся в страстях и поступках» (Аристотель)

 

Задачи собрания:

1. Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные

моменты в воспитании собственных детей.

Форма проведения собрания: форум детей и родителей.

Решение нравственных проблем в классе — одно из направлений деятельности классного руководителя. От того, как будет построено и организовано такое родительское собрание, зависит во многом успешность работы с классным коллективом. Очень здорово, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Этопозволит сделать собрание взрослых и детей ярким и значимым с педагогической точки зрения.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анализ мнений детей и родителей по теме собрания.

2. Ситуации для решения в ходе собрания.

3. Сочинение учащихся «О тех, кого в нашей семье помнят и любят».

4. Конкурс рисунков «Дерево дружбы и любви».

5. Написание рассказа по заданной теме.

Анкетирование учащихся

Учащимся предлагается набор прилагательных. Для ответа на поставленные вопросы они выбирают те прилагательные, которые больше подходят:

добрый, красивый, злой, умный, талантливый, жадный, плаксивый, великодушный, умеющий прощать, грубый, несправедливый, крикливый, сдержанный, спокойный, непоседливый, говорливый, ответственный, беспечный врун, обидчивый, жертвенный, соглашающийся мстительный, добродушный, черствый

1. Дома я…

2. В классе я…

3. С друзьями

Тест для учащихся

Учащимся предлагается начало рассказа. Они должны его продолжить.

«Эта история произошла в маленьком городке. Она повергла многих горожан в шок. Но спустя некоторое время страсти поутихли, события того дня перестали волновать жителей. Произошло это в ноябре, глубокой осенью. Девушка возвращалась от подруги, с которой они вместе готовились к контрольной по математике. Она шла по мостику через речку, когда услышала детский крик. Какое-то время девушка не обращала на него внимания: мало ли почему кричит ребенок? Но что-то ее встревожило... Крик то исчезал, то появлялся, но все реже и реже. Девушка глянула внимательно в сторону реки и в одно мгновение поняла: кто-то тонет. Еще она поняла, что времени на раздумья нет. Девушка бросилась в воду, вода была ледяная. Сколько пробыла она в воде, никто так толком и не узнал. Мальчик, которому она бросилась на помощь, был спасен. А вот девушка... С того самого времени она лежала неподвижно в своей кровати у окна. Врачи объяснили, что всему виной переохлаждение. Жизнь ее становилась все труднее, но с некоторых пор на своем подоконнике она находила то букетик цветов, то конфету, то открытку — не к празднику, просто так. «Кто бы это мог быть?» — терялась она в догадках».

Анкетирование родителей

Родителям предлагается сформулировать нравственные законы своей семьи.

Уважаемые папы и мамы! С точки зрения морали, назовите «можно» и «нельзя» для вашего ребенка. К примеру, в нашем доме нельзя: лгать; ябедничать и т. д. 

Ситуации для совместного решения детьми и родителями

Нравственные ситуации решаются в ходе собрания следующим образом. Учащиеся и их родители делятся на группы: дети объединяются в детскую группу, родители — во взрослую группу. Каждая группа получает задание в конверте и решает нравственную ситуацию. Ситуации в конвертах одинаковые. Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, совпадут ли их нравственные позиции.

Ситуация 1

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась, Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал на время друг.

Ситуация 2

Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой. Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рассказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».

Ситуация 3

Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришел в школу и рассказал учителю о прогуле остальных. Ребята были наказаны, получили неудовлетворительную отметку по поведению. Родители тоже наказали участников прогула.

Ситуация 4

Мальчишка лет 13 — 14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует.

Ситуация 5

Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т. д.

Сочинения учащихся

Учащимся предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит, Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях добрые воспоминания.

«Дерево дружбы и любви»

Каждый ученик класса оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей. «Деревья» выставляются в помещении, где проходит форум.

Полезная информация

Послушание — одна из черт характера, которую надо прививать с детства. Подчинение установленным законам общества, соблюдение нравственных и моральных норм — все эти понятия должны быть естественными в жизни ребенка. Дети должны научиться быть дисциплинированными, привыкнуть слушаться, уважать старших и придерживаться определенных правил общения в коллективе. Основной метод развития нравственности, который могут использовать родители, — беседы. На них с помощью жизненных примеров, басен, пословиц, притч надо объяснять необходимые для формирования ребенка нравственные принципы, нормы поведения в обществе.

Ход собрания

Учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для проведения собрания. Они садятся по группам. В группах по пять-шесть человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно.

На доске — плакаты с эпиграфом собрания, на сцене вывешены плакаты, сделанные ребятами, оформлена выставка их сочинений.

Классный руководитель: Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги... Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети! Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарит нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

В старинные времена был красивый обычай — каждому роду, племени каждой семье иметь свой герб. А что бы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность?

Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями.

Следующее задание — решение проблемных ситуаций

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа взрослых. Затем представители других групп могут предложить свое мнение по решению той или иной ситуации. После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с описанием своего «дерева дружбы и любви» (по желанию).

Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи. Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их.

Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по заданной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ, Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пером (ручкой для написания новых рассказов).

В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных законов семьи и класса. Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каждая группа не внесет свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.

После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают результаты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.

Итог собрания

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания. Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственного поведения и совершения безнравственных поступков учащимися класса.

 

Литература по подготовке к собранию

1. Мой мир и я. Учебное пособие. М., 1993.

2. Сонин В. А. Психологический, практикум. М., 1998.

3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2002.

 

Собрание №5 на тему «Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе».

«Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». (Ричард Бах).

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с результатами развития читательских способностей учащихся класса, умением работать со школьным учебником.

2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение книги в жизни школьника.

2. Как работать со школьным учебником.

3. Культура чтения школьника. В чем она заключается.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анализ читательских интересов семиклассников (по результатам исследования школьных библиотекарей, результатам исследования старшеклассников).

2. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

3. Конкурс на самое лучшее знание школьного учебника.

4. Памятки для родителей по развитию читательских умений детей, по работе со школьным учебником.

5. Статистика собрания.

6. Посещение классным руководителем и родительским комитетом класса уроков литературы, истории и географии с целью изучения читательских способностей учащихся.

7. Конкурс среди учащихся «Каким я вижу учебник 21-го века».

Исследование читательских способностей учащихся:

- фамилия и имя ученика;

- количество прочитанных книг на момент исследования;

- читательские интересы ученика;

- эффективность читательских способностей ученика (способность рассказать о прочитанной книге, способность делать собственный вывод о прочитанном);

- соотношение читательских способностей с учебными результатами по литературе, истории, географии и другим предметам.

Анкетирование учащихся №1

1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

2. Нравится ли тебе читать книги?

3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?

4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?

5. Какую книгу ты теперь читаешь?

6. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?

7. У вас дома много книг?

8. Какие книги предпочитают твои родители?

9. Назови книгу, которую ты считаешь главной книгой своего времени?

10. Что бы ты пожелал начинающему читателю?

Анкетирование учащихся №2

Вопросы конкурса на лучшего знатока школьного учебника

Сколько учебников у семиклассника?

Какой из учебников самый интересный?

Какой из учебников самый неинтересный?

Назови фамилии авторов школьных учебников по тем предметам, которые тебе нравятся.

Оформление какого учебника тебе нравится больше всего?

В каких учебниках есть интересные рубрики и задания?

Сколько страниц в учебнике математики, русского языка, истории, географии, физики?

Какой период времени охватывает учебник истории, по которому вы учитесь?

О каких странах и континентах рассказывает учебник географии?

О каких ученых-физиках вы узнали из своего учебника физики.

Анкетирование родителей

- Является ли чтение одним из увлечений вашего ребенка?

- Сколько времени он проводит за книгой?

- Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

- Какие книги он предпочитает?

- Как вы поощряете его читательские стремления?

- Дарите ли вы своему ребенку книги?

- Есть ли у вас на этот счет какие-то свои убеждения?

- Обсуждаете ли вы прочитанные книги в семье?

- Советуете ли вы ребенку книги своего детства и юности?

- Считаете ли вы себя активным читателем?

- Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

Памятка №1

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать не менее получаса в день.

2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.

5. Если будешь обращать внимание на время при чтении, скоро забудешь смысл читаемого текста.

6. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, а затем продолжи чтение.

7. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

8. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

9. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

11. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя или по собственному желанию.

Памятка №2.

Как готовиться к сочинению по художественному произведению:

- Никогда не пиши сочинение накануне его сдачи.

- Готовясь к написанию сочинения, прочти еще раз названия предложенных учителем тем и определись с выбором.

- Прочти текст и обрати внимание на его особенности с учетом выбранной темы.

- Выпиши цитаты из текста произведения, которые тебе понадобятся при написании сочинения.

- Прочти биографию автора, обрати внимание на ее детали. Они могут стать подсказкой к пониманию главной идеи произведения.

- Используй различные высказывания и мнения других людей о произведении для сравнительного анализа и выводов.

- Не пользуйся различными шпаргалками по произведению. Они тебе ума и знаний не прибавят.

- Пиши искренне, не страшись высказывать свое мнение и отношение к произведению.

- Прочти свое сочинение родителям, выслушай их мнение о своей работе.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Уважаемые папы и мамы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

- Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

- Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

- Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, если произведение вам не понравилось.

- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.

- Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.

- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.

- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Ход собрания

Классный руководитель: Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

 

Статистика собрания. Мнение учителей о читательских способностях учащихся класса по различным предметам.

 

Классный руководитель: Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родительского коллектива нашего класса это подтверждает.

 

Анализ анкет родителей

Как же обстоят дела с чтением ребят на школьных уроках и после них? Выступление членов родительского комитета по анализу посещенных ими уроков литературы, истории, географии.

 

Цель посещения уроков:

1. Подготовка учащихся к урокам.

2. Умение учащихся читать на уроке, пересказывать прочитанное на уроке и дома.

3. Анализ техники чтения учащихся класса (по таблице).

Ф. И. ученика

Количество слов в тексте…

Количество незнакомых слов…

Количество прочитанных слов в минуту…

Количество терминов…

Выступление школьного библиотекаря (по результатам исследования читательских интересов по классу).

Знакомство родителей класса с выставкой рекомендуемой литературы, которую надо иметь в доме.

Вручение родителям списка обязательной и рекомендуемой литературы для внеклассного чтения по различным предметам.

Вручение поздравительных писем родителям за победу их детей в конкурсе «Каким я вижу учебник 21-го века».

Копилка родительского опыта. Обмен мнением родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье.

Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к собранию. Их обсуждение и анализ.

Литература для подготовки к собранию

1, Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. СПб, 1996.

2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2003.

3. Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. М., 1998.

Родительское собрание в 7 классе

Родительское собраниепо теме: «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника».

Цели:

1) ознакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки;
2) нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию положительной самооценки личности ребенка.
Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовка.

1. Во время классного часа учащиеся заполняют анкету «События в жизни семиклассника» и выполняют задание «Мое место и роль в классе» (составление коллажа «Клумба»). Обработка результатов микроисследования.
2. Приглашается школьный психолог для участия в собрании и выступления на нем по обсуждаемой проблеме.
3. Готовятся листочки для анкетирования родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь.

На классной доске пишется тема собрания и записывается высказывание В. Г. Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений — сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками. Хорошие дети — хорошая наша старость, плохие дети - плохая старость. Так думайте о будущем, а будущее - это наши дети».

Ход собрания.

I. Вступительное слово учителя

Вступительное слово учителя о теме родительского собрания, об актуальности рассматриваемой на нем проблемы. Также о написанных на доске словах В. Г. Белинского, взятого в качестве эпиграфа к коллективному обсуждению данной проблемы.

II. Выступление школьного психолога.

Образ собственного «Я» у каждого человека выступает как установка по отношению к самому себе, образуя систему представлений о себе. По своей сути это есть самосознание. Оно складывается из сознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств и их самооценки.
Ребенку необходимо иметь положительные представления о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких детей оказывается просто непереносимой. Формирование у подростков низкой самооценки может быть двух типов.
Первый тип. Характерно неверие в свои силы, невысокое представление о себе, с которым ребенок смирился. Складывается тогда, когда родители постоянно указывают на недостатки, устанавливают жесткие требования. Все успехи ребенка объясняют случайностью, а неудачи - неумелостью, неловкостью, глупостью. В результате складывается низкая самооценка.
Второй тип. Родители имеют высокие притязания, предъявляют много требований, не веря в успех их выполнения. Такие дети тянутся к лидеру, но эта дружба лишь закрепляет низкую самооценку, лишая удовольствия общения со сверстниками. Низкая самооценка в подростковом и юношеском возрасте проявляется в следующем:
—в высказываниях о себе: «У меня это никогда не получится»;
—в упадническом настроении; «Зачем волноваться, шансов на победу все равно нет»;
—в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что ...»;
— в отрицательном отношении к школе и к учителям: «Учителя меня не любят»; 
— в низкой мотивации, отказе от попыток добиться какого-то успеха: «Меня это не
интересует»;
—в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня».
Между тем идет непрерывный процесс психического развития, и поскольку каждый человек обладает потребностью в самосохранении, защите и улучшении своей Я- концепции», то мы должны создавать условия для подкрепления соответствующего поведения. Факторами, определяющими положительную Я- концепцию, являются следующие:
—во-первых, убеждённость в импонировании другим людям;
—во-вторых, уверенность в способности к тому или иному виду деятельности;
— в-третьих, чувство собственной значимости. Причем эта оценка должна быть адекватной.
Условием правильной самооценки является наличие свободы. Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать диктат власти над собой других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения. Но под видом самоопределения могут, скрываться гримасы свободы, ее противоположности, извращающие представления личности о себе. Имеются в виду наркоманы, алкоголики — люди безвольные, плывущие по течению в поисках легкой жизни. Иной вариант — конформизм, стремление стать похожим на всех или на большинство. Проявляется в погоне за модой, особенно в одежде — быть как все, не оказаться в стороне от толпы. При этом, юноша или девушка вполне счастливы, довольны собой.
Родители, как самые близкие для своего ребенка люди, могут влиять на формирование его положительной Я- концепции. В семейном сообществе и в коллективе каждый воспитанник должен стоять в центре внимания. Тогда у каждого растущего человека может сформироваться чувство собственной значимости, которое является основой для становления и развития положительных представлений о самом себе.

III. Сообщение классного руководителя.

Незадолго до родительского собрания мы провели в классе небольшое исследование. Сначала я предложила ученикам оценить уровень сформированности нашего классного коллектива. Для этого использовалась несложная методика известного психолога А. Н. Лутошкина. Автор этой методики доказал, что детский коллектив проходит в своем развитии пять стадий, которые назвал следующим образом:
I стадия - «Песчаная россыпь»
II стадия — «Мягкая глина»
III стадия - «Мерцающий маяк»
IV стадия — «Алый парус»
V стадия - «Горящий факел»
Чем больше стадий проходит в своем развитии коллектив, тем выше уровень его сформированности. Оказалось, что в настоящее время коллектив нашего класса находится на третьей стадии своего развитии, что свидетельствует о среднем уровне его сформированности.
Затем учащиеся выполняли задание «Мое место и роль в классе». Им необходимо было вырезать из цветной бумаги цветок любого цвета, формы и размера, подписать на нем свое имя и приклеить на большой лист бумаги, который мы условно назвали клумбой. В результате получился вот такой коллаж «Клумба» (демонстрируется родителям); Этот коллаж только имеет довольно красивый вид, но и содержит важную информацию о том, как чувствуют себя семиклассники в нашем классном коллективе. Если кто-то из родителей пожелает узнать о месте и роли своего ребенка в классе, то мы вместе с психологом готовы предоставить такую информацию после окончания родительского собрания.
А еще ученикам нашего класса предлагалось составить на листочках перечень своих радостных и тягостных воспоминаний. Оказалось, что радостных воспоминаний у наших детей гораздо больше и это позволяет констатировать наличие у них благоприятного социального багажа».

IV. Выполнение задания родителями:

Папам и мамам раздаются листовки с изображенной в центре фигурой мальчика или девочки. На этих листочках им предлагается записать качества личности их ребёнка, слева — положительные, а справа - те, которые, по их мнению, желательно сформировать у него.
После выполнения задания следуют выступления родителей (по желанию) и комментарий школьного психолога и классного руководителя.

V. Заключительное выступление

Заключительное выступление классного руководителя о планируемых на ближайший период делах классного коллектива, а также способах участия родителей в них.

Решение собрания:

1. Содействовать формированию у детей положительной адекватной самооценки, способности обстоятельно анализировать и правильно оценивать свои действия и поступки.
2. В жизнедеятельности классного коллектива и семейных сообществ всячески поддерживать процесс становления и проявления неповторимой индивидуальности личности ребенка, его социально полезные устремления и начинания.
3.Провести в классе совместно с психологом занятия-тренинги учащихся по проблемам самопознания и самовоспитания.

Литература

1. Лузина Л. М. Лекции по теории воспитания. Псков, 1995
2. Рыбакова Н. А. Путеводитель профессионального саморазвития. Псков, 1998.
3. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред, Г.Г. Аракслова. М, 1990.

Разработал
классный руководитель
Н. Ф. Киреева
2010 год

Родительское собрание-практикум в 7 классе

Родительское собрание-практикум по теме: «Подросток в мире вредных привычек».

Цели:

1) пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ;
2)показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков.

Участники:

родители учащихся 7-го класса, классный руководитель.

Подготовка.

1. Накануне собрания родителям предлагается прочитать повесть Д. Лондона «Джон — Ячменное зерно».
2. Классный руководитель готовит карточки с фрагментами из повести Д. Лондона «Джон - Ячменное зерно», выделенными доктором педагогических наук Н. Е. Щурковой для проведения беседы с подростками.
3. Накануне собрания учащиеся участвуют в подготовке выставки рисунков, на которых им предлагается изобразить такую этикетку для бутылки спиртного, для пачки сигарет, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось пробовать содержимое.
4. Классный руководитель готовит разноцветные жетоны для распределения родителей на рабочие группы.

Оформление, оборудование и инвентарь

1.В классе подготовлены места для работы родителей в группах,
2. На доске оформлена выставка рисунков учащихся.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя

Подрастают наши дети... Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более, серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.
Привычка — вторая натура... Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей — и у взрослых, и у детей — сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки, Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм, подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это Делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.

II. В мире сигарет.

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких. Но факт остается фактом: в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья, а в нашей стране все магазины и огромные плакаты на улицах приглашают к курению. Противостоять трудно, особенно подростку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что это помогает.
Сейчас я хочу предложить найти выход из одной очень жизненной ситуации. Но есть условие. Я пройду по классу, и каждый из присутствующих вытащит из конверта один жетончик: или красный, или зеленый. Получившиеся группы должны показать, как можно решить предложенную ситуацию конструктивно (зеленый жетончик), а как неконструктивно (красный жетончик).
Ситуация. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня.
После нескольких минут обсуждений группы родителей представляют соответствующее решение. Затем все совместно размышляют, как можно решить эту проблему.

III. В мире алкоголя...

Не хотелось бы сегодня вновь и вновь повторять истины о вреде алкоголя. Вы — взрослые люди и прекрасно знаете все это. Поэтому внимание мы акцентируем на том, что и как можно сказать ребёнку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков. Вам было предложено дома познакомиться с повестью Д. Лондона «Джон - Ячменное зерно». Именно это произведение в своей работе «по формированию общего отрицательного отношения к алкоголизму как социально - психологическому явлению — разрушителю человеческого счастья и всей личностной структуры» использует профессор, доктор педагогических наук Н. Е. Щуркова. Она предлагает специально подобранные отрывки из текста повести использовать для осмысления каждым участником разговора этой страшной проблемы.
Сейчас вы получите карточку с фрагментом текста, прочитаете отрывок про себя и затем представите его присутствующим, А после прочтения попробуйте высказать свои впечатления. Они могут начинаться с фраз: «Я вдруг подумал...»; «Мне показалось, что...», «Это странно, но я подумал...»
Карточка I.....— В первый раз я напился, когда мне было пять лет... Отец пахал в поле...
Меня послали отнести ему пива.... Почему это пиво считается такой драгоценностью?.. Сперва я лизнул пену... Где же этот дивный вкус?... Я принялся лакать густую жидкость... Ну и дрянь же! Все - таки я пил ... Не может быть, чтобы взрослые ошибались... Меня тошнило... Я чувствовал себя отравленным...
Карточка 2. ... ~ Семь лет... Нас встретили очень радушно. Всех угостили красным вином... Хозяева предложили и мне выпить за компанию, но я отказался... Заметив, что я сижу один, итальянец протянул мне через стол полстопки вина.. Лицо его приняло суровое выражение... Я испытал леденящий ужас... Вино было противнее пива! Я глотнул, силясь удержать в себе этот яд.... В глазах плыло. Стадо трудно дышать...
Карточка 3. ... ~ Мне еще не было шестнадцати, я сгорал от страсти к приключениям, моя голова была набита историями о пиратах, о разграбленных городах и стычках, а дрянь, которую я пил, еще пуще горячила мой мозг...
Карточка 4. ... — Мне стукнуло 17 лет... Я подписал контракт на работу матросом на промысловой шхуне... Плавание в течение 51 дня без привычного пьянства замечательно укрепило мои силы. Организм очистился от яда, и я не испытывал никакого желания пить...
Карточка 5. ... — Когда я вспоминал о выпивке, я тут же вспоминал о компании, и наоборот. Компания и алкоголь - сиамские близнецы. Они срослись воедино.
Карточка 6. ... — Привычка пить укоренилась в моем Сознании и осталась на всю жизнь.

IV. Перерыв.

Во время небольшого перерыва классный руководитель предлагает родителям познакомиться с выставкой рисунков.

V. В мире наркотиков...

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем. Знать - надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?
Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла не только положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.
В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют наркотики и о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.
Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана стремя основными моментами:
1) Наркотик — это средство, которое постоянно; увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания — это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и более крупные дозы.
2) Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации, личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удается выяснить источников и заправил наркобизнеса.
3) Наркомания и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.
Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:
1. Бесплатное предложение попробовать наркотик.
2. Из любопытства.
3. Не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15—20 раз выше, чем на алкоголь.
4. Низкая самооценка подростка.
5. Стремление уйти от тоски и одиночества.
Ученые и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы, способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. Родителям тоже надо это знать и иметь в виду: 
1. Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей
2. Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой — из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, совершить, сделать то, чего не делали до этого другие подростки.
3. Нередко используется сила принуждения к слабовольным, подросткам, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.
В ходе исследований, проведенных в лечебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних наркоманов и наркодиспансерах, выявлены ситуации, в которых подростки не смогли противостоять давлению микросреды, и начали употреблять наркогенные вещества. Давайте сейчас представим себя на месте подростка, которого настойчиво уговаривают попробовать наркотик.
С помощью разноцветных жетонов разделимся на четыре, группы. Каждой из групп будет предложена своя ситуация. Спустя 5 минут вы разыгрываете ее перед присутствующими.
Ситуация 1. Приятели, наркоманы со стажем, ведут разговоры о приятном, «улетном» состоянии после употребления наркотика и утверждают, что это безвредно.
Ситуация 2. Торговцы наркотиками утверждают, что, приняв дозу, ты избавишься от всех
проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.
Ситуация 3. Опытные и старшие по возрасту, наркоманы вовлекают подростка в употребление наркотиков, спекулируя на его желании выглядеть мужественно, извращая это понятие.
Ситуация 4. Опытные наркоманы ссылаются на вековые традиции употребления наркотиков, убеждают, что есть безвредные наркотики, скажем растительного происхождения, ими можно пользоваться без потерь всю жизнь.
После выступления групп родителям предлагается зафиксировать следующие вопросы и доводы, которые помогут подростку устоять в ситуации противостояния предложению попробовать наркотические вещества:
1. Почему, с какой целью предлагают бесплатно дорогостоящее вещество, которое можно достать только за деньги или выменять на вещи.
2. Употребляет ли сам предлагающий наркотические вещества или только угощает других?
3. Если он сам не употребляет, то почему он предлагает другим; если же, он сам их употребляет, то способен ли без них обходиться? Если утверждает, что способен, то, как он это докажет?
4. Отказ можно сопроводить извинением типа: «У меня аллергия», «Я поддерживаю форму для спорта», «Мне предстоит свидание» и др.
Каждый год на подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершается более 20 тысяч преступлений. В последние 5 лет общее количество изъятых наркотиков выросло от 12 до 85 тонн. По данным социологических опросов 12% школьников в возрасте до 16 лёт хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляют их регулярно. Представители криминальной среды крайне заинтересованы, чтобы первый опыт подростка по употреблению наркотика повторился. Ведь это деньги.
Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:
1. Резкая смена друзей.
2. Резкое ухудшение поведения.
3. Изменение пищевых привычек.
4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.
5. Резкие перемены настроения.
6. Полная утрата прежних интересов.
7. Внезапное нарушение координации движений.
8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.
9. На фоне полного здоровья— расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.
Однако быть внимательным к ребенку - это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом. Это значит — любить и поддерживать его. 

VI. Давайте мы сформулируем принципы поддержки подростка:

• Терпение;
• Внимание;
• Тактичность и деликатность;
• Точное использование слова как важного инструмента в отношениях;
• Умение поставить себя на место ребенка;
• Гибкая система контроля не довлеющая над сознанием подростка, а поддерживающая его;
• Ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде наркотиков, курения и алкоголя.

Литература.

1. Ким В. В. Из опыта работы с трудными подростками/ Классный руководитель. 1998 № 4,
2. Легальные и нелегальные наркотики / Под ред. В. А. Ананьева. СПб., 1996.
3.Семейное воспитание; Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников и Л. В. Ковинько, М, 1990. 4. Успенская И.А, Родительское собрание. Подростки и наркотики в современном мире // Классный руководитель 1998. № 4.
5. Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма // Классный руководитель. 2000. № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса.

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Родительское собрание "Воспитание в семье. Родительский авторитет"

Родительское собрание по теме "Воспитание в семье. родительский авторитет"Содержание:1. Законы жизни и семьи2. Анкетирование детей "Что значит "почитать своих родителей", "Мои права"3. Авторитет пьющи...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ»

Задачи: ознакомить родителей с методами воспитания детей в се­мье; формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.Форма проведения: лекция.Вопросы д...

Родительское собрание на тему:«ТИПОЛОГИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка....