Классный час «Героям России, живым и ушедшим…»
классный час (9 класс)

Соловцова Светлана Геннадьевна

Классные часы как одна из основных форм воспитательной работы имеют несомненное преимущество перед другими формами работы с обучающимися. Во время классного часа педагог имеет возможность общаться и оказывать влияние сразу на всех обучающихся класса. Каждый из них может высказать свое мнение, проявить себя эмоционально и интеллектуально. На классном часе высказывается мнение не только учителя, но и самих обучающихся, что очень важно для подростков, которые порой к словам сверстников прислушиваются более охотно, чем к взрослым.

Основной целью данного мероприятия является  воспитание гражданственности и патриотизма у детей, основанных на героической судьбе людей, навеки вписанных в книгу истории России. Героями не рождаются, героями становятся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:


Классный час  «Героям России, живым и ушедшим…»

Форма: классный час

Возраст участников: обучающиеся 7класса

Цель: воспитание гражданственности и патриотизма у детей, основанных на героической судьбе людей, навеки вписанных в книгу истории России.

Задачи:

изучить историю воинской доблести и бессмертных подвигов российских и советских воинов, погибших в боевых действиях и ныне живущих

формировать у обучающихся чувство любви к Родине и гордости за свою страну;

развивать уважительное отношение к славному военно-историческому прошлому России;

Формирование УУД:

Познавательные УУД: извлекать и представлять информацию, представленную в разных формах. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.

Личностные УУД:  ценить и принимать базовые ценности: верность, патриотизм, любовь к Родине, уважение к достойным страницам прошлого.

 Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание; использовать при выполнении задания различные средства.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку.

Предметные УДД : иметь представления о Великой Отечественной войне, как о  тяжелейшем испытании, выпавшем на долю всех жителей нашей страны.

Педагогические технологии :

технология проблемного обучения

 технология критического мышления

проектный метод

личностно-ориентированный подход

деятельностный подход

Оформление: мультимедийный проектор, сопутствующая презентация, видеоролик, макет Вечного огня, цветная бумага, ножницы, цветы для возложения

Ход классного часа

1.Организационный момент

Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!

- Ребята, о чём вы задумались, услышав эти строки?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Учитель: Вы верно догадались, мы поговорим о тех, чьё служение Родине – пример мужества и героизма.

Поэтому тема нашего классного часа звучит «Героям России, живым и ушедшим…»

-Как вы думаете, кому мы посвящаем наш классный час?

Классный  час мы посвящаем всем, кто вернулся с полей сражении и кто пал смертью храбрых на полях.

2.Актуализация знаний

Мы вспомним тех, кто не щадил своей жизни и подарил нам мирное небо над головой.

-А что же такое мир, ребята?

Учитель: Главное – это мирное небо, мирная жизнь на земле. Победа и мир- эти слова неотделимы.Мир – это жизнь!

За всё, что мы имеем, за жизнь, мы обязаны всем тем, кто воевал,  не жалея своей жизни завоевал свободу и счастье для нас, для грядущих  поколении; мы обязаны тем, кто трудился дни и ночи в тылу. Мы должны сохранить  в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее, имена героев Великой Отечественной войны,  имена  героев Отечества, героев России.

- Ребята,  кого называют  героем?

Герои – это люди, у которых есть цель в жизни.
Герои- это те, которые совершают подвиги ради других людей.
Герои не ищут славы, они совершают подвиги по велению сердца.
Это молодые парни, погибшие в Афганистане и Чечне.

3.Основная часть

Учитель:В каждой стране есть свои герои, и именно на их подвигах воспитывается молодое поколение. Герой – человек исключительной смелости и доблести. Герой – человек, который готов пожертвовать собой ради других. Это тот, кто защищает Родину.

Наша Родина, Россия, - страна героическая. В ее истории: военных лет было больше, чем годов мирных.

- А кого называют героем России?

Герой России –звание, которое присваивается за заслуги перед государством и народом, за совершение геройского поступка.

Ясно одно - это служение Родине, земле, семье. Это умение отдать свою жизнь именно там и тогда, где и когда она была нужна.

Учитель:Сегодня мы вспомним имена нашихземляков,проявивших мужество, отвагу и совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны.

У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, порой суровые и серьёзные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую героическую жизнь.

Во многих семьях, в заветных шкатулках хранятся военные реликвии-        ордена и медали, добытые в тяжёлых боях.

Ребята, в ваших семьях тоже есть прабабушки и прадедушки, которые участвовали в боевых сражениях, и те, кто работал для фронта, для победы в тылу.Мы услышим ваши истории о подвигах прадедушек и прабабушек на фронте и в тылу.

«СТЕНА ПАМЯТИ»

Представьте себе, что мы сидим с вами в тесной фронтовой землянке. В перерыве между боями… В печурке вьётся огонь,на поленьях смола как слеза. Грустно поёт гармошка, и мы слушаем рассказы о далёком фронтовом прошлом.

СтепановК.,Соколова К., Павлов Д.,Колесников С., Соколов В., Петрова А. рассказывают о своих исследованиях.

(На фоне песни «В землянке» дети по очереди рассказывают  о результатах своих поисков.)

- Спасибо, ребята, за интересный рассказ.

- Ребята, я сегодня пригласила к нам на классный час членов школьного научного общества «Поиск» Иванову Диану и Григорьеву Анну, учениц 10 класса. Диана вела поисковую работу о двух братьях, ушедших на войну из деревни Березники. Они прошли всю войну и вернулись с орденами и медалями. Это Соловцов Василий Емельянович и Соловцов Иван Емельянович. Сегодня Диана расскажет о результатах своих поисков.

Рассказ Ивановой Д.

Война коснулась в нашей стране каждого. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след и в истории нашей семьи.

     Славный боевой путь, отмеченный многими боевыми наградами, прошел мой прадедушка, уроженец деревни Березники Волжского района Марийской АССР, участник Великой Отечественной войны старший сержант Василий ЕмельяновичСоловцов. Василий Емельянович был призван в армию Волжским райвоенкоматом в сентябре 1941 года.  

С первых дней войны был разведчиком, командиром отделения разведывательной роты 223-й стрелковой дивизий.

    Прадедушка Василий не любил вспоминать  и рассказывать  о войне своим сыновьям, хотя они часто его спрашивали. Ему было очень тяжело переживать снова те события, и на глазах у него наворачивались слёзы. В памяти моего дедушки Валерия остались лишь немногословные эпизоды, рассказанные ему отцом.  Вот один из них, рассказанный прадедушкой, который запомнился моему деду Валерию: « Особенно страшно было идти  в тыл к немцам первый раз. Но в первую же разведку взял живого немца «языка». Для того, чтобы разведчики прошли через свою передовую линию обороны и линию обороны противника приходилось преодолевать проволочные заграждения. И, не дай Бог, невнимательно проползти эти заградительные полосы! Можно подорваться на минах — своих и противника. Приходилось лежать без движения там, где тебя заставал рассвет, укрывшись, чем попало. Двигаться не было возможности, немецкие снайперы всегда были начеку. Противник мог обнаружить и расстрелять.        Был однажды случай поздней  осенью. Холодно, сыро. Рассвет застал меня в тылу у немцев, на болоте. Кругом лежали тела убитых. Пришлось лежать до позднего вечера в холодной воде, укрывшись телами убитых солдат. Ощущение такое, как будто сам не живой, коченеешь, стучат зубы от холода. В темень кое – как сбрасываешь всё с себя и заставляешь себя двигаться. Нужно пробираться, возвращаться в расположение дивизии, но возвращаться не с пустыми руками. Мне повезло: я один привёл восемь «языков», и один из них оказался очень ценным для нашей дивизии.»

    Дивизия, в которой служил мой прадедушка Василий Емельянович,находилась в составе  Калининского, а затем Белорусского   фронта. Мой прадедушка прошёл всю войну. Приказом по 93-й стрелковой дивизии 41-й армии Калининского фронта в 1943 году за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте, проявленные при этом доблесть и мужество, старший сержант  Соловцов  Василий  Емельянович, командир отделения107-го отдельного сапёрного батальона 93-й стрелковой дивизии награждён медалью «За отвагу». Это была первая награда.  

Но я  ашла на  сайте «Подвиг народа» сведения о подвиге и  наградах, которыми был награждён мой прадед Василий  Емельянович.

!9 января 1944 года отправился в разведку с группой солдат и обнаружил минное поле, сделал проход в ней. А затем умело организовал эту опасную работу. Мины были занесены снегом и примёрзли к земле. Мины они извлекали и устанавливали на новое место, преграждая путь вражеским танкам. Во время разминирования был контужен, но не ушёл с поля, личным примером воодушевлял бойцов. Под пулемётным огнём врага мой прадедушка лично установил 35 мин. Бойцы под руководством старшего сержанта СоловцоваВ.Е.за ночь в мороз установили  250 мин, тем самым спасли от смерти две роты. За этот подвиг мой прадедушка был представлен к Ордену Славы 3 степени.

А в 1945 году был награждён орденом «Красной звезды». Раненый оставался в строю, командовал разведгруппой и один  взял в плен троих.   А потом  - вторая  медаль «За отвагу». К сожалению, по словам самого прадедушки, один орден  Славы 2 степени где-то затерялся, так и не найдя своего героя.  

    В октябре 1945  года был  из армии  уволен в запас. Приехал домой в родную деревню Березники. Вскоре обзавёлся семьёй ,переехал жить в деревню Малые  Параты  и  всю свою жизнь проработал  заведующим  свиноводческой фермой.

   К сожалению, ни я, ни моя мама не видели его. О его судьбе мы узнали из рассказа моего дедушки Валерия, который  бережно хранит память о нём, и из сайта «Подвиг народа». Я очень горжусь своим замечательным прадедушкой- Соловцовым  ВасилиемЕмельяновичем,  который прошёл войну и победил в этой страшной,  грозной  войне, подарив нам чистое мирное небо над головой.

Ребята, мы послушали рассказы о далеком героическом прошлом, о мужестве и героизме людей, которые подарили нам мир.

-Ребята, как вы думаете, мы должны помнить всё то, о чём говорим?

Мы должны беречь память об этом подвиге на полях сражения и в тылу.

С каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится всё меньше и меньше. В Помарском поселении остался один ветеран.

- А вы знаете кто это?

 В Помарском поселении остался один ветеран - Никитин Яков Афанасьевич.

Трепетное отношение к людям, завоевавшим нелёгкую победу – наш долг.

Наш долг - сберечь память о подвиге людей старшего поколения и  передать эту память своим детям и внукам. Мы должны сохранить  уважение к памяти наших предков.

Ученик 1.

Когда-то за это награды им дали.

Их все без ошибки всегда узнают,

Такие, похожие очень, медали:

Одна - за Победу, другая - за труд.

А чтобы о них никогда не забыли,

Поставить им памятник стоит сейчас,

Конечно, без всяких имен и фамилий -

Таких было много в России у нас…

Ученик 2.

Пускай перед вами стоят мои деды,

А может быть, ваши - кто это поймет?-

В солдатской шинели, осколком задетой,

В спецовке с прожогами крепких кислот.

Завидуя их благородству и силе,

Мы помним о том, чем обязаны им.

Солдаты Победы - они победили!

Мы - внуки Победы. И мы победим.

Учитель:Мы всегда будем помнить имена тех, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны.

Мы всегда с уважением и благодарностью будем относиться к ветеранам войны.

Но, к сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан, Чечня - эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю, окропились горькими материнскими слезами.

-Ребята, что вы знаете об Афганской войне?

В Афганистан наших ребят посылала Родина. Они с честью выполнили свой долг солдата. Она длилась 9 лет 1 месяц 19 дней. Днём вывода  войск  с Афганистана  считается 15 февраля 1989 года.

За всю афганскую кампанию

звания Героя Советского Союза удостоены 72 человека,

из них 25 — посмертно.

Погибли -15 тысяч

Ранены -50 тысяч

Пропали без вести – 330

Скончались от ран и болезней – 6 тысяч

Учитель:Участникам войны в Афганистане было в среднем, лет по двадцать… И как же это мало, если столько отведено тебе судьбой…

Ученик (поэт Акинфов)

Был мальчишка я шустрый и бойкий,

В коридоре с друзьями бузил,

Получал пятёрки и двойки,

Но школу свою я любил.

Не спешите, постойте, ребята,

Побеседуйте тихо со мной

И скажите: «Какой был весёлый

И какой он ещё молодой».

Подождите, девчонки, смеяться,

Посмотрите на этот портрет,

Мне исполнился  лишь 19,

А меня уже нет, просто нет.

Я войну эту страшную видел,

С автоматом я в бой уходил,

Чтобы вас здесь никто не обидел,

Чтобы вас здесь никто не убил.

Мать рыдает, горюет, страдает

Над могилою ранней моей,

Да поёт по весне, заливаясь,

Наш весёлый  шальной соловей.

Побывайте у матери в доме,

Навестите родную мою,

Чтобы знала она, что о сыне

Кто-то помнит в родимом краю.

Погрустите и вы над могилой,

Принесите цветов полевых.

Чтобы пахло мне родиной милой

На дорогах моих неземных.

Учитель:

Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте ж встанем на мгновенье,
И в скорби постоим, и помолчим.

(Минута молчания)

Учитель:Что же заставляломолодых офицеров и рядовых писать рапорт  и уходить на те войны ?

 Желание выполнить воинский долг перед Родиной  – вот то, ради чего они и оказались в спецкомандировках. Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаём не только по орденским нашивкам на штатской одежде… Мы узнаём их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться.

- Ребята, сегодня у нас в гостях должен был быть выпускник нашей школы,Шишкин Юрий Викторович, ветеран Афганской войны ,боевой офицер, который выполнил свой интернациональный долг, защищая интересы афганского народа.  Он уже давно возглавляет отделение общества инвалидов войны в Афганистане по г.Волжску  и Волжскому району.

К сожалению, Юрий Викторович  накануне предупредил, что не сможет сегодня прийти к нам на встречу. Но он обязательно к нам придёт  на другой классный час.

Вот что он нам рассказал:

– Желание стать военным появилось еще во время учебы в Помарской средней школе. Поступить в военное училище его агитировал военрук. Тогда многие одноклассники  Юрия Викторовича поступили в военные учебные заведения. После окончания Тюменского военного высшего инженерно-командного училища он был направлен на службу в Украину, после года службы – в Германию, с 13 февраля 1980 года служба Юрия Викторовича   продолжилась уже в Афганистане.

По специальности он сапер, а работа сапера, как вы знаете, опасная. В наступательных боях сапёры впереди прокладывали дорогу основной силе, а при отступлении обеспечивали им отход. В Афганистане Юрий Владимирович прослужил полтора года, но за этот промежуток времени успел увидеть все "прелести" войны. Спали они в палатках или на голой земле в ожидании команды. Всякое бывало, но каждый из них знал, что, выполняя свой долг перед Отечеством, он выполняет долг прежде всего перед своей совестью. И надо сказать, Юрий Викторович и его боевые товарищи выполнили свой долг. Свою первую награду, медаль "За боевые заслуги", Юрий Викторович получил в марте 1980 года. Тогда же в наступательном бою получил ранение. Второй награде, ордену Красной Звезды, представился в июле 1981 года. Эти награды для него важны, потому что это память о тех ожесточенных боях.

По состоянию здоровья  Юрий  Владимирович  был комиссован, вернулся на родину, работал в военном комиссариате г.Волжск и Волжского района в разных должностях: заместитель военкома, начальник отделения. Но никогда не забывал своих погибших товарищей.

Из 309 волжан, участников афганской войны, 53 человека награждены боевыми наградами. Горько осознавать, что не все вернулись с войны, сегодня в городе проживает 160 ветеранов Афганской войны.

Каждый год 15 февраля в г.Волжск на митинге у вечного огня Юрий Викторович и его боевые товарищиотдают дань памяти всем погибшим, выполнившим свой долг перед Отечеством.

Учитель:Ушла в прошлое афганская война, но события тех лет ещё долго будут тревожить нас. Заканчиваются сражения, но память о них остаётся вечной. Кровью солдат и слезами матерей написана история этой жестокой войны. Пронизано болью сердце матери за своего погибшего сына. Матери молились о том, чтобы их сыновья  все вернулись живыми.

«Семейная молитва»                А.Дольский

Помолюсь я сначала  за старшего сына,
чтобы сердца его не коснулся мороз,
чтобы разум и сила не стали причиной
материнской заботы, печали и слёз.

А потом помолюсь я за среднего сына,
чтобы труд и талант не вменились ему,
и палитру души представляла картина,
где любовь свою кисть доверяет уму.

А затем попрошу я за младшего сына,
чтобы жил он смиренно, трудясь и молясь,
постигая, что мать и мадонна – едины
и что музыка выше, чем светская власть.

А ещё помолюсь за Россию. Поплачу,
чтоб оставила жизни моим сыновьям,
и к Душе и к Лесам относилась иначе,
и остыла вовек к воровству и боям.

Российские ребята уходили в Чечню с чистыми сердцами и светлой надеждой вернуться домой.  Но Чеченская война унесла жизни молодых ребят. По данным Союза Комитета солдатских матерей в 1994-1996 году в Чеченской войне25 тысяч пропали без вести, погибли14 тысяч солдат. Среди героев чеченской войны имена наших выпускников, двадцатилетних мальчиков, которые погибли на той войне.

-Вы знаете их?О ком я говорю? Кто из наших выпускников погиб в Чеченской войне?

 Это Гаврилов Денис Николаевич и Никитин Анатолий Михайлович.Им бы жить и жить, радоваться жизни, любить семью, растить своих детей, но не пришлось…

Учитель: Мальчики, которые шли на эту войну, были настоящими  Героями, патриотами своей Родины. Мы гордимся их именами.

( Звучит песня «От героев былых времен», музыка Р.Хозак, слова Е.Агранович)

4.Рефлексия.

Изготовление Вечного огня

     -На ваших столах лежат листы красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе  в память о героях ВО войны, в память о героях Афганской, Чеченской войны, не доживших до наших дней.

(Прикрепляют язычки пламени)

Вечный огонь (Д.Чибисов)

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!(Возложение цветов)

-Ребята! Подошёл к концу наш классный час. Мы коснулись маленькой толики огромного списка Героев. Я хотела бы услышать ваши мнения.

-Как вы считаете, нужно ли нам знать о боевых заслугах наших предков?

-Нужно ли проводить «раскопки» в своих семейных архивах, чтобы узнать, как воевали наши прадеды?

-Что дала вам такая поисковая работа?

Примерные ответы детей:

- Обязательно нужно знать историю своей семьи, нужно гордиться своими предками.

- Нужно знать, за что давались награды, какой ценой было заплачено за эти ордена и медали, чтобы беречь их, как драгоценности, и передавать из поколения в поколение.

- Поисковая работа обязательно нужна. Нельзя быть иванами, не помнящими родства.

- Нужно узнавать об исторических событиях от наших ветеранов, они были участниками этих событий.

- Поисковая работа открывает нам глаза на прошлое нашей семьи, страны.

- Нужно знать о том, что пережили наши деды и прадеды, чтобы ценить сегодняшнюю мирную жизнь.

Учитель:Сколько бы ни прошло времени, сколько бы ни сменилось поколений – Россия будет помнить своих  героев,  они   будут  жить  в  наших сердцах.

НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ, ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ»

Ребята, помните, пожалуйста эти слова.

Ребята, помните, что вы потомки тех, кто не жалея жизни и сил подарил вам будущее. Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Это история   нашей страны и другой она уже быть не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День Героев России. Балашовцы - герои".

9 декабря - день Героев России. В материале рассказывается о традициях празднования,  героях прошлых веков и героях века двадцатого.Особое внимание уделяется землякам-жителям Балашовского района ...

Классный час "Герои России моей"

Архив содержит презентации, конспект мероприятий и песни....

сценарий классного часа "Герои России"

Сценарий для проведения классного часа к Дню Героев Отечества...

Классный час, посвященный памяти Героя России Т.А. Апакидзе на тему: "От нахимовца к Герою России"

Мероприятие готовилось и проводилось в преддверии дня Героев Отечества. И в наше мирное время всегда есть место подвигу, который совершают не какие-то вымышленные герои, а обыкновенные люди, честно и ...

Информационно-методический материал для проведения классного часа на тему: «Война в судьбе моей семьи и России» «Шаги в бессмертие Героя России летчика Виктора Клыкова»

Первый герой России по Курской области-выпускник Рыльского сельхозтехникума, погиб, защищая Ленинград.Представлен к званию Герой СССР за ночной таран, но награду не успел получить - погиб, выполняя оч...

Классный час "Герои России моей"

Классный час посвящен празднованию Дня Героев России...

Классный час "Герои России"

Классный час, посвященный героическим защитникам России, славным эпизодам истории нашего Отечества....