Тренинг "Защита"
классный час

Исакова Наталья Николаевна

Цель: сплочение группы, класса;  умение обладать чувством собственного достоинства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_zashchita.docx526.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Защита»

Цель: сплочение группы, класса;  умение обладать чувством собственного достоинства.

Задачи:

образовательные:

-сформировать умение определять  эмоциональный фон других людей

Воспитательные:

- содействовать воспитанию чувства уважения собственного достоинства;

-содействовать воспитанию  чувства уважения к другим людям;

Развивающие:

- отрабатывать  приемы уверенного поведения в любых условиях и ситуациях.

Предварительная работа:

- с классом  беседа, обсуждение, презентация «Что такое буллинг?»

-  просмотр с учащимися соц.ролик «Травля» , Н.Я. Ясинский, 2017 сайт:YouTube .

- создание почтового ящика доверия «Я был участником буллинга»

Возраст участников: 11-12 лет

Продолжительность тренинга -80 мин.

Материалы, оборудование:

-пазл «Времена года» (предварительно скопировать, произвольно разрезать на фрагменты -из расчета 4 фрагмента для одного участника группы)

-карточки  (ситуации «буллинга»)

-фломастеры, цветные карандаши

-листы бумаги

-ножницы

-ватман

-клей

Ход тренинга

1.Приветствие участников тренинга, представление (знакомство) -5  мин.

Пример вербального приветствия:

-Добрый день, я Наталья Николаевна, я очень рада сегодня с вами провести наш тренинг

- Привет всем, я Алексей П., и я рад вас сегодня видеть

-Здравствуйте, я Яна В., мне интересно узнать, как будет проходить наш тренинг   и т.д.

2.Информация о  цели тренинга-3 мин.

Напомнить ребятам о существующей проблеме в школах, как буллинг. Дать определение буллинга, перечислить цели  тренинга.

3.Принятие правил группы в тренинге-2 мин.

-уметь слушать

-говорить от своего лица

-уважать мнения и чувства ДРУГОГО

-активное участие в игровых упражнениях

4.Игра «Пазл»  - 10 мин. (приложение 1)

Цель: эмоционально-психологическое сближение и сплочение группы

Описание

Раздать участникам группы фрагменты  пазла «Времена года» (Приложение 1.4 фрагмента для 1участника). Задача участников, как можно быстрее, сначала собрать из фрагментов пазла  месяц года, определить его название, затем собрать три месяца года, и  объединиться в группу сезона, например, «осень».  После того, как все времена года будут сложены из фрагментов, участники группы встают в круг и берутся за руки, демонстрируя тем самым целый год.  

Можно спросить участников тренинга: Что для вас значит данный круг?

(примеры ответов: символ бесконечности, Земля, единство, дружба и т.д.).

Обсуждение упражнения

Что было легко, что сложно. Получилось ли психологически из мини-групп объединиться в единую  группу.

5. Упражнение «Пойми мои чувства» -20 мин.

Цель: формировать умение участников группы определять эмоциональный фон другого человека.

Описание

Попросить участников разбиться на пары. Пара участников договариваются о том, кто будет при помощи невербальных средств общения показывать свое эмоциональное состояние, а кто отгадывать эмоции, возможно и ситуацию, в которой оказался участник.

Раздать карточки-подсказки с описанием ситуации, эмоций и чувств (Приложение 2). Один участник из пары показывает свое настроение, другой отгадывает и описывает его, делает предположения, при каких жизненных или бытовых  ситуациях,  такое эмоциональное состояние возможно. Когда участник пары все свои предположения высказывает, его дополняют участники из других пар. В разыгрывание ситуации возможно подключение остальных участников тренинга.

По окончанию упражнения, педагог предлагает громко поаплодировать участникам упражнения.

Обсуждение

Можно обратиться к участникам с вопросами:

- Насколько точно и быстро были определены эмоции других людей?

- Сложно ли было определять эти эмоции?

-Легко ли в реальных ситуациях понять проблему человека?

-Готовы ли вы подойти и помочь человеку (оказать моральную, психологическую, физическую помощь), у которого отрицательный эмоциональный фон?

Затем идет обсуждение каждой представленной ситуации. Участники группы предлагают свои варианты помощи людям, оказавшимся в ситуации «буллинга».

6.Упражнение «Я личность» -25 мин. (Приложение 3)

Цель: содействовать воспитанию чувства уважения собственного достоинства

Описание

Каждому участнику раздать силуэт человека в контуре. Предложить ребятам дорисовать свой силуэт, изобразив на нем себя, свое отражение.  Рядом в контуре, написать качества, которыми обладает этот человек, а также присущие ему эмоции.

По окончанию работы, предложить участникам тренинга сесть в круг, и поочередно представить себя, показывая свое изображение, и описывая свои качества, эмоции и чувства.

Обсуждение

-Объясните понятие «человек», «личность». Отличаются ли эти понятия друг от друга?

-Какими качествами обладает личность?

-Считаете ли вы себя личностью? Объясните почему?

-Что такое чувства уважения собственного достоинства? Кто такими чувствами должен обладать? Почему у всех людей должно быть чувства собственного достоинства?

-Как можно защитить чувство достоинства, если на него кто вздумает посягнуть?

7. Релаксация

Цель: достижение эмоционального равновесия, покоя-5 мин.

Включить спокойную музыку, предложить участникам принять удобное положение, расслабить мышцы, закрыть глаза. Спокойным, плавным голосом, медленно под музыку прочитать:

Мы все люди… Мы нуждаемся в защите... В защите близких, родных, друзей, педагогов, знакомых и незнакомых нам людей… Но мы должны помнить, что у нас есть ум, здоровье, красота, молодость, смелость, характер, чувство собственного достоинства-все это-это тоже моя ЗАЩИТА…Все это- дает мне возможность выйти победителем из любой неприятной ситуации…

8.  Подведение итогов тренинга  -10 мин.

Попросить участников тренинга перенести свои силуэты (при помощи клея) на ватман, подписать имена. В центре ватмана можно написать «Класс», «Группа», «Мы вместе» и т.д.

Попросить одного или двух ребят описать смысл нашего плаката.

Рефлексия тренинга

Участники тренинга встают в круг. Педагог предлагает каждому из ребят выразить свое мнение о тренинге (что понравилось, что узнал нового, что было сложным, что открыл для себя нового и т.д.).

Группа прощается друг с другом, все вместе, произносит: Спасибо! До новых встреч!

Приложение 1

Варианты для разрезных картинок , пазла

D:\Desktop\7d9f8edb536a7c32d81457ffbfba8c9d.jpg

https://static.wikia.nocookie.net/pogod/images/a/ad/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%28%D0%B2%D1%81%D0%B5%29.jpg/revision/latest?cb=20180605131532&path-prefix=ru

Приложение 2

Ситуация: На перемене, в школьном коридоре, после 5-го урока неоднократно прозвучали  оскорбления в твой адрес от старшеклассника. Ты зашел в свой  класс, сел на стул …

Задание: покажи эмоции, соответствующие данной ситуации

Ситуация: одноклассник, который физически сильнее тебя, предложил тебе встретиться за школой для выяснения конфликта, в котором он считает тебя виновным.

Задание: невербальная передача эмоционального состояния ученика, который оказался физически слабее одноклассника,  перед встречей он испытывает чувство страха

Ситуация: в классе твои одноклассники тебя игнорируют

Задание: сделай расстановку в группе так, чтобы участники тренинга догадались,  о какой ситуации идет речь. Предложи разыграть участникам твоей ситуации эмоции в мини-группах. Твоя персональная задача: остаться одному в стороне и невербально отобразить «груз одиночества»

Ситуация: Ты услышал угрозу физическому здоровью в свой адрес из  интернет –сообщества от его участника, которому не понравился твой комментарий (комментарий безобидный, не унижающий достоинство личности). Ты смог отстоять свое чувство достоинство тем, что смог доказать свою правоту, руководствуясь своими правами, свободой и обязанностями. При этом предупредил, что при последующих угрозах не исключено обращение в полицию.

Задание: разыграть данную ситуацию  возможно обоим участникам пары, не используя вербальные средства общения.

Ситуация: Тебя неоднократно унижал  твой сверстник  из параллельного класса, называя тебя «слабаком», «тюфяком», «уродом», из-за того что на секции по баскетболу, участвуя в общей команде, тебе не всегда удавалось попасть мячом в баскетбольную корзину. Выяснить отношения с обидчиком не решаешься, так как понимаешь, что остальные члены команды твою сторону не встанут. Ты хочешь обратиться за советом и помощью к одноклассникам или педагогам.

Задание: пригласи участников тренинга для разыгрывания данной ситуации, сделай правильно расстановку группы. При помощи жестов мимики, пантомимики, интонации изобрази покажи свое эмоциональное состояние.

 

Примечание: поставить в известность участников тренинга, что все разыгрываемые ситуации касаются ситуации «буллинга».

Приложение 3

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/005d/000c9704-fe903168/hello_html_6d8c91d7.jpg